Конкурс театральной журналистики - и блогосфера. Чуть-чуть подробностей

Dec 30, 2016 09:48

В этом году проходит Пятый фестиваль театральной фотографии, живое и яркое детище Жени Карпаниной. И поскольку фестиваль все время расширяется, появилась задумка - устроить внутри конкурса программу по театральной журналистике, т.е. по написанию рецензий и интервью. Был кинут клич, в том числе в блогосфере, и создана группа театральных блогеров-самовыдвиженцев ))))
Да, есть такое название - театральный блогер. И я рада сказать, что в этом году вновь многие наши писали о театре, особенно  tiger_tom_tracy, alinaospina, didakt, fluger19, alesyaweimar - и писали здорово! А также посещали образовательные мероприятия - семинары и мастер-классы. По тэгу #фестивальтеатральнойфотографии можно найти много интересного, полное и яркое воспроизведение театрального процесса последних трех месяцев точно, в том числе включая интервью  с основателями "Одного театра" - с Арсением Фогелевым, Алексеем Мосоловым и Виталием Борисовым.
Театры, кажется, осознают, что блогеры не просто ходят на спектакли на халяву, но и создают поле осмысления спектакля, поле разговоров о нем, часто более адекватных, чем в СМИ.  Поэтому теперь бывает, что после весьма непрофессиональной и просто лживой статьи, уже, кстати, удаленной с сайта, та же самая газета печатает не только опровержение, но и статьи наших девчонок! Забавно, что полем битвы здесь стал всего лишь детский новогодний спектакль, хотя и поставленный хорошим режиссером.
В рамках конкурса прошел еще один мини-конкурс от "Theatre HD" - восемь человек посмотрели спектакль "Франкенштейн" с Камбербетчем и написали тексты, среди которых организаторами был назван лучший.
Победителем стала tiger_tom_tracy с ее отличной рецензией, с чем ее и поздравляю!


Но и другие тексты были классными - поверьте, а лучше прочтите:
сравнение двух версий спектакля от Иры didakt;
эмоциональный отзыв Алеси alesyaweimar;
живой и яркий текст oleni_xa;
точный текст от Алины alinaospina.

И публикую три других текста, которые написали участники конкурса.

Дарьяна Вострикова
Чистое Создание Франкенштейна
Русскому зрителю выпала редкая, уникальная возможность побывать на спектакле в Королевском национальном театре, не покидая страны: в кинотеатрах нашей необъятной Родины показывают отснятые в главном британском театре постановки. В числе показываемых спектаклей - «Франкенштейн» режиссера Дэнни Бойла, подарившего миру фильмы «На игле», «Пляж» и отмеченный премией Оскар «Миллионер из трущоб». Думается, отсюда более чем умелое монтирование записи спектакля - превращение его в остросюжетный полуфильм-полупереживание.
Премьера спектакля «Франкенштейн» состоялась на сцене Национального театра 5 февраля 2011 года. Сценическую адаптацию всемирно известного романа Мэри Шелли создал Ник Диар, и надо сказать, что в этом смысле (в смысле отношения сценического произведения к первоисточнику) спектакль превосходит многие кинопроизведения на тему Виктора Франкенштейна и его Создания.
Первое, что понимаешь, смотря на бьющееся в «предродовых» конвульсиях тело Создания - жалеть зрителя в этой постановке никто не будет, здесь будет много естественного и мало привычно оцензуренного, здесь все будет «первородно». И громкий звук, и ослепляющий свет тому подтверждение - зритель рождается здесь и сейчас, вместе с Созданием Франкенштейна, он отвергается своим создателем и пытается понять, кто он есть и зачем. Зритель, также как и Создание, учится быть человеком в неприветливом и черством мире, полном непонимания и неоправданной злобы.
Сценография спектакля настолько же гениальна, насколько проста и порой волшебна. Минимум декораций на круглой сцене - максимум трансформирующегося и трансформирующего пространства. Диковинные, заставляющие зрителя восхищенно ахать мелочи - вырастающая из рельсов (по которым только что проехал чудовищный поезд свирепой и неотесанной современности) свежая зеленая трава (что само по себе уже является противопоставлением людей на поезде и Создания вне его), тени птиц, вылетающих из снопов-дымоходов, рассвет на фоне перепончатой плевы, из которой только что появился новый человек - максимальное количество сценических метафор на минимальном клочке сцены.
Отдельного внимания заслуживает люстра-небо - состоящая из тысячи свечей-лампочек, она заставляет принять ночь полную звезд, яркий свет первых секунд жизни Создания, объединяя при этом зрительный зал и сцену.
Тема первородного греха, расплаты лишь за то, что ты живешь и несправедливость принятия тебя миром - есть плавное переплетение того, что происходит на сцене и что видит зритель сердцем, поддерживаемое светом, звуком и красками сменяющихся картин спектакля. Извечные вопросы, мучающие человека со времен его создания, высказанные словом и делом через одно существо - Создание Виктора Франкенштейна.
Несколько сюрреалистическое, но умелое смешение кино и театра дает свои плюсы - кинозритель погружается в происходящее, возможно даже сильнее, нежели зритель, сидящий в зале на последнем ряду. Хотя минусы тоже есть - не хватает того самого взгляда в глаза «живому» артисту, его сиюминутной (а не записанной на пленку) эмоции, обмена энергетики и закрытого занавеса - того самого момента в спектакле, когда ты понимаешь, что все, та секунда закончилась, второго такого же точно момента - актер не так посмотрит в зал, звук будет тише, кто-то чихнет впереди тебя - не будет.

Татьяна Жихарева
Главные вопросы
Сценическая адаптация Ника Диара одноименного романа Мэри Шелли, поставленная режиссером Дэнни Бойлом на сцене Королевского национального театра в 2011 году. В главных ролях Бенедикт Камбербетч и Джонни Ли Миллер, которые играют двух главных персонажей истории - Виктора Франкенштейна и его Создание. И две версии постановки, в которых актеры меняются местами: в один вечер Виктора Франкенштейна играет Бенедикт Камбербетч, а роль его Создания - Джонни Ли Миллер, а в другой они меняются местами. Я посмотрела вариант, где Создание - Бенедикт Камбербетч, а Франкенштейн - Джонни Ли Миллер. Смотрела видеоверсию спектакля в рамках National Theatre Live.
Видеоверсия спектакля снята с разных точек пространства, что усиливает впечатление при просмотре. Съемки профессиональные, с нескольких камер, операторская работа проделана на отлично! И не только операторская работа. Виден сложившийся творческий ансамбль режиссера, сценариста, актеров.
Минималистичная сценография спектакля, ограниченное количество актеров только еще больше усиливают акцент на великолепной игре, в первую очередь, исполнителей главных ролей. Пластика. Танец. Контемп. Contemporary dance. Танец философии движения. И как же он подходит к спектаклю! На протяжении всего спектакля завораживающее действие, жесты, движения, которые показывают и рассказывают роман без слов. К слову сказать, текст достаточно простой и, даже не сильно владея английским языком, я все понимала (но для простоты видеоверсия спектакля идет с субтитрами).
Сам спектакль поднимает очень важные вопросы. Кто мы? Зачем мы живём? Об ответственности родителя перед ребенком. И ребенка перед родителем.
Гениальный ученый, то ли от скуки, то ли возомнив себя Богом, создает нечто, «на лицо ужасное, доброе внутри». И от страха перед своим же созданием (и не до конца осознав, что же он наделал) бросает его, и не вспоминает о нем вплоть до внезапной (внезапной ли?) встречи высоко в горах. К этому времени Создание познает «все прелести и ужасы мира» и перестает быть невинным существом. Оно научилось мстить, убивать, выживать, а позже научится еще и лгать - взяв «лучшее» от окружающего его мира, являясь его своеобразным отражением. Но так и не нашедшего ответ на вопрос (не смотря на чтение дневника своего создателя - Виктора Франкенштейна и изучения древних мыслителей) - кто он, зачем его создали, почему его бросили. Создание на протяжении всей жизни, отраженной в спектакле, пытается найти ответы на эти вопросы. Так же как и ответы на вопросы - что такое любовь, жизнь, смерть? Вопросы вечности. Но такая долгожданная встреча со своим «прародителем» так и не дает ответа на эти вопросы, может, потому, что Виктор Франкенштейн сам не знает ответов? Каждый отвечает сам…

Алена Клименченко
Франкенштейн. Что мы ожидаем увидеть, глядя на афишу спектакля, и осуществима ли подобная идея в театре?
Первое, что бросается в глаза - обилие смыслов и визуальных образов, наслоенных друг на друга и при этом легко читаемых. Каждая сцена раскрывается, перетекает в новую. Игра актеров не оставляет сомнений в правдивости происходящего даже тогда, когда эмоциональное напряжение очень велико. Минимализм и лаконичная четкость сценографии с внесенным в него неистовым максимализмом в освещении сцены рождения Существа и его первого выхода в мир - динамичное введение в сюжет. И далее возможность интерпретировать каждую сцену на тысячу разных ладов. Рождение и воспитание человека в социуме. Уподобление богу. Триумф и разбитые надежды. Зависимость от эмоциональной составляющей сущности человека. Даже физиологическое взросление любого существа. Любую из этих сторон одновременно можно проследить в спектакле.
Конкурс еще не окончен. Ждем - и болеем за участников! Они огромные молодцы!
А участникам напоминаю, что желательно начать оформлять тексты для конкурса в виде документов ворд )))

конкурс театральной журналистики, блогосфера, рецензии, критика, интервью, фестиваль театральной фотографии

Previous post Next post
Up