«Дуэлянт»: пуля-дура, но красиво

Sep 29, 2016 23:05

Я неравнодушна к русским фильмам о русском же XIX веке. На мой вкус, это важное направление в осмыслении собственной истории.
Конечно, в этом деле нельзя без фантазии. Потому что, положа руку на сердце, что конкретно мы можем реконструировать в прошлом? Правильно, не само прошлое, а наше представление о нем. Между прочим, авторы «Дуэлянта», в частности, режиссер (и сценарист) Алексей Мизгирев, не скрывали, что хотят сделать историю «сегодняшнюю». Получилось? Да, очень даже.
Но вернемся к фильмам о XIX веке. Я говорю, конечно, о постсоветском кино: милый сердцу, разной степени восхитительности кинематографический Фандорин и, пожалуй, «Сибирский цирюльник» - пусть и клюква, но как снято и сыграно! Как выглядит на этом фоне «Дуэлянт», отмеченный лейблом аж Columbia Pictures, и продолжает ли он эту череду ярких лент?


В «Дуэлянте», несомненно, есть масса достоинств, и главное из них - свобода авторского выражения сценариста-режиссера. Мизгирев, режиссер авторского кино, вдруг получил практически карт-бланш на создание нового хита, да еще и в IMAX (напомню, это третий русский фильм в таком формате, после «Сталинграда» и «Левиафана»). Что фильм дорогой - это очевидно. Стилизации мрачно-винтажные (пусть где-то и неправдоподобно, но не забываем: это не реконструкция истории, а воссоздание наших о ней представлений); операторский стиль, виньетки, полутьма, - все это очень стильно, но может немного утомить.


Почему-то мне вспомнилась история Алексея Балабанова, который снимал закрытое, авторское кино - и вдруг выпустил хит целого поколения, «Брат». Наверное, в какой-то мере «Дуэлянт» задуман как повторение этой истории - только с дорогими съемками, гримом, компьютерной графикой, и т.д., и т.п. Оператор-постановщик Максим Осадчий работал в стиле стимпанк; художник Андрей Понкратов виртуозно выстроил вещную часть фильма.


И все же, несмотря на трейлер и обещанную историческую драму про честь, не получилось остросюжетное кино; сценарий сильно проседает во второй половине. И с яркими фильмами о Фандорине сравнивать не стоит - хотя, как по мне, в литературной биографии именно у сыщика с седыми висками Яковлев (Федоров) перенял тотальную везучесть в русской рулетке. Отрешенность главного героя и вовсе рождает ощущение, что и не он здесь герой, а кто-то другой (к примеру, персонаж Машкова, катающийся на велосипеде). Любовные сцены откровенно неловки, а некоторые сюжетные ходы нелепы. В итоге получилось мрачное по духу и винтажное по оформлению кино о брутальных мужчинах, о чести, о ритуалах (отсюда и дуэль).


Вердикт: стоит посмотреть, в особенности в IMAX, это действительно красиво. Но не стоит ожидать ни острого, густо связанного сюжета, ни правдоподобных диалогов (герои говорят в некоем символическом пространстве), ни особенной исторической достоверности (слишком много суперспособностей! :)
Спасибо кинокомпании «Монитор» за приглашение на специальный показ в кинотеатре МОНИТОР IMAX СБС.

русское кино, Монитор, рецензии, киномонитор, кино

Previous post Next post
Up