""
8 сентября 2014 года в Москве вновь стартовал фестиваль творческой театральной мобильности - молодежный театральный форум-фестиваль "АРТМИГРАЦИЯ".
Он проводится Союзом театральных деятелей во второй раз и
включает три основные части программы:
- фестиваль: спектакли молодых режиссеров в провинции;
- форум: семинары, презентации, лекции и мастер-классы;
- спец-программа: Fest-club фестиваля, включающий необычные и неожиданные экспериментальные проекты.
За год, прошедший со времени первой "АРТмиграции", один из спектаклей прошлогодней программы -
"Облако-рай" из лысьвенского театра - стал номинантом премии "Золотая маска", а по итогам круглого стола с независимыми театральными коллективами была принята программа грантовой поддержки Министерством культуры.
Штаб-квартира фестиваля - в Театральном центре СТД РФ "На Страстном" и Боярских палатах СТД.
В этом году "АРТмиграция" видна издалека!
А программа фестиваля - очевидна любому.
Москва встречала теплом, а коллектив
Fortuna Brass Band - традиционным приветственным духовым сетом.
Цвета - красный и черный - стали отличительным визуальным знаком "АРТмиграции".
Гости собирались...
На входе арт-мигрантов встречала очаровательная команда организаторов и раздавала подарочный набор: в этом году серьезные сумки с фирменным Станиславским, традиционные футболки и вся необходимая бумажная информация о форуме-фестивале.
Открытие не затянулось
И началось!
"Нет ничего хуже затянувшегося открытия", - справедливо заметил председатель Молодежного совета СТД Дмитрий Трубочкин. И действительно - ничего не затянулось, все было по-деловому.
Он рассказал о том, что форум-фестиваль в этом году предложит участникам новый опыт, а также продолжил прошлогоднюю тему о том, что определяет молодежность в искусстве, выделив две главных составляющих: инициатива в области искусства и мобильность. Сочетание этих показателей естественным образом легло в основу "АРТмиграции". В этом году организаторы отсмотрели сто постановок молодых режиссеров в регионах. Из них пять лучших были отобраны для показа в рамках фестиваля, при этом самых разных - от документального театра до самого что ни на есть традиционного. Молодежный стиль в театре - сложно определяемая штука, потому что он формируется людьми разного возраста и направления мысли.
Директор департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ Софья Апфельбаум рассказала о проблеме обновления регионального театра и о том, что форум в том числе направлен в строну ее решения. Раз так много спектаклей заявлены на конкурс - значит, в провинции есть молодые режиссеры, это важно. Для поддержки таких "театральных мигрантов", которые уезжают из столицы работать в регионы, Министерство культуры планирует выделить существенные ежемесячные стипендии. Она пожелала региональным театрам удачи на московской площадке.
Заместитель председателя СТД РФ Дмитрий Мозговой заметил, что именно благодаря Минкульту в этом году географию участников форума-фестиваля удалось расширить, пригласив молодых деятелей театра не только из регионов России, от Кемерова до Нижнего Тагила, но и из стран СНГ и Балтии. Он рассказал о важнейших итогах первой "АРТмиграции" - налаженных творческих и личных контактах, "повышении творчества и рождаемости", а также номинации на "Золотую Маску" спектакля из Лысьвы.
Освещая программу начавшегося фестиваля, организаторы вкратце представили мероприятия предстоящей недели, обращая внимание на важность обмена международным опытом, в частности, с гостем из Афин Стафисом Ливафиносом, успешно ставящим старинные тексты; на лекции Павла Руднева и Марины Давыдовой; на два спектакля по результатам творческой лаборатории "Место действия", а также на ярмарку идей, которая организуется на фестивале впервые.
Награждение достойных
По уже сложившейся традиции, были вручены премии СТД РФ для студентов и педагогов театральных вузов.
Премия имени народного артиста СССР М.И.Царёва (специальность «Актер драматического театра») была вручена Народным артистом России, главным режиссером театра "Сфера" А.В. Коршуновым.
Премия имени народного артиста СССР Б.А. Покровского (специальность «Актер музыкального театра») была вручена художественным руоводителем Московского академического Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко А.Тителем.
Видео с открытия фестиваля: от Fortuna Brass Band до награждения.
Click to view
А вот и некоторые из счастливых лауреатов.
Заседание Молодежного совета СТД. Третий год: проблемы и перспективы
Затем, после небольшой паузы с бокалом шампанского, было проведено Открытое заседание Молодежного совета СТД.
Дмитрий Мозговой и Дмитрий Трубочкин рассказали о новом формате общения на фестивале и предложили сделать особенно насыщенным последний день форума, когда будут принимать решение по его итогам.
Молодежь из регионов выступала активно, с наболевшими вопросами. Юлия Чурилова из Новосибирска предложила составить общий банк региональных проблем. Роман Вичужанин из Иваново задал вопрос о результатах работы Молодежного совета на настоящее время, - на него ответил Дмитрий Мозговой, указав на гранты для независимых театральных коллективов и на проект поддержки мобильной театральной молодежи с существенной стипендией. С подачи Ильи Ротенберга из Томска обсудили вопрос, поднимавшийся на прошлой "АРТмиграции" - о переезде фестиваля в регионы, что мобилизовало бы в провинции театральную жизнь, на что организаторы ответили, что это возмозжно, но в организационном плане требует инициативы от самих регионов. Михаил Солодянкин из Ижевска высказал мысль о том, что работы Молодежного совета результативна.
В итоге Дмитрий Мозговой рассказал о программе поддержки русских театров за рубежом и намекнул, что она может помочь сделать не только форум, но и фестиваль в будущем более интернациональным, а также рассказал о планах СТД на творческие гранты на постановки молодых режиссеров в русских театрах ближнего зарубежья.
На этой позитивной ноте заседание прекратилось, и настало время собственно фестивальной программы. В ней сегодня давали Тургенева.
"В уголку где-нибудь посидите": "Нахлебник" в тульском театре
Выбор пьесы - первый вопрос, который стал перед зрителями спектакля. Как показало обсуждение, вопрос этот задел всех. И если высказывать его напрямую, то он звучит так: почему молодой режиссер, выпускник Евгений Маленчев взял эту старинную, почти замшелую пьесу Тургенева, повествующую об ушедших социальных отношениях, которая, казалось бы, ввергнет спектакль в неумолимое ретро? Как вырвалось у Ирады из Баку - "Вы специально это сделали?"
И - да, ткань спектакля убеждает, что пьеса была выбрана и поставлена не по случайности, а стала итогом размышлений режиссера над историей, временем, русской литературой, традициями психологического театра. Здесь режиссер выбрал своего рода минус-прием: очистил спектакль от возможного изобилия постановочных решений, поставил его так просто, спокойно и сдержанно, что, по признанию зрителей, это выглядело "экзотично" в контексте современного театра.
Размышление над временем... Сцена усыпана сухими листьями; стена, ограничившая артистов авансценой и оставившая их наедине со зрителем, - желто-бурая, словно проржавевшая. Вся гамма спектакля - легко прочитываемое указание на закатное время года, на осень жизни, и только неуместно-голубые бабочки и шутовской колпак, более похожий на колдовской, оказываются указанием на весеннюю мечту - или воспоминание, вырывающееся из этой осени.
Герой картины - "нахлебник", смешной и трогательный человечишко, который только в конце пьесы вдруг осмеливается заявить: "Меня Василь Семенычем зовут!", отстаивая право на собственное имя. Актерская работа заслуженного артиста России Андрея Сидоренко была отмечена на обсуждении многими - как тонкая и в то же время "на разрыв аорты", так что часть зрителей испугалась, как бы актеру, эмоционально переживающему сцены, не стало плохо.
"В уголку где-нибудь посидите" - этот лейтмотив места нахлебника в жизни помещичьего дома воплощен в сценографии в остроумной идее "угла" посреди ровной стены. Уголок - и знак униженности, и убежище героя, с его мечтами и тайнами, где только и место бирюзе в этом царстве сепии.
После его ухода из дома этот уголок вдруг исчезает, стена выпрямляется, изглаживая само воспоминание о нелепом и трогательном человеке, который вышел из роли шута, говоря правду - и обрел конечную радость. Несмотря на коллизии и драматические переживания, все герои в итоге счастливы - так реализуется старинное значение слова "комедия", жанрового подзаголовка спектакля и пьесы.
Балансируя на тонкой грани над пошлостью и мелодрамой, спектакль за счет лаконичности решений - актерской игры, музыки, сценографии - удерживается от падения в сентиментальность. Но иногда эта лаконичность как будто мешает выразительности; говоря об "анемичности" первого действия спектакля на обсуждении, Нина Алексеевна Шалимова упоминала "рутинный психологизм" и "утрату внутренней нервной вибрации". Были вопросы и к костюмам героев, которые казались решенными в принципиально разной стилистике: авангардное тряпье "девок", современный костюм Елецкого, мягкая ретро-тройка Кузовкина... Символика их ясна, а вот единства лично мне не хватило.
Действие оживает в кризисные моменты - когда нахлебника оскорбляют, он, не выдержав издевательств - "Извольте другого шута сыскать!", проговаривает страшную тайну, бросающую тень на Ольгу Петровну.
И неожиданно, после переживаний, встречает ее сочувствие и понимание. Актриса Полина Шатохина тоже, может быть, излишне сдержанно, но очень деликатно держится на сцене, создавая изысканный контраст возможному мелодраматическому прочтению роли.
Зал горячо благодарил артистов овациями, а вот и немного видео из спектакля.
Click to view
После спектакля по традиции прошло его обсуждение с молодыми театральными критиками и простыми зрителями.
Вел дискуссию Дмитрий Трубочкин. Он отозвался о спектакле как о большом риске и испытании (говоря о решении сыграть его на авансцене), о том, что выбран непопулярный стиль, но шаг сделан верный, это тонкое решение; несмотря на старомодный текст с длинными монологами, они слышны, и вызывают отклик у читателя. Нина Шалимова отметила внутреннюю деликатность подхода как режиссера, так и актеров к тексту, высокую человеческую и актерскую культуру. Татьяна Шеремет из Петербурга отметила тактичность и аккуратность работы, говоря, что при несовременности материала спектакль очень остро задает тему соотнесения нового и старого. Театровед Гульнара Исхакова отметила, что неверно противопоставлять современный театр классическому, и о том, что не вполне ясно, о каком времени хотел сказать режиссер, а также о тонкой грани, отделяющей спектакль от мелодраматизма; однако по высказыванию спектакль современен.
Зритель, решившая высказаться на обсуждении, высказала мнение, что в спектакле не хватает декораций, но очевидно, что это от недостатка средств, и именно поэтому все действие вынесено на авансцену. Театровед из Петербурга Павел Алексеев высказал мнение о том, что динамичны и плавны смены мизансцен, а также отметил корректную работу со светом, отсутствие резких контрастов. Гостья из Екатеринбурга высказала мысль о том, что история Елецких непонятна, они словно фигуры, давящие на героя, и не хватило объема трагедии. Отвечая, актер Юрий Богородицкий рассказал о трактовке роли Елецкого как чиновника, давно все рассчитавшего и не склонного ни к какой мелодраматичности, к активной игре, он человек из другого, нового мира. Максим Федоров из ИМЛИ РАН поблагодарил за Тургенева, но высказал сомнение в том, что спектакль вызовет отклик у молодежи, живущей совсем иными ритмами. Актер из Тбилиси Мираб высказал претензию к решению роли Карташова, которая, по его словам, здесь не просматривается как линия (сам молодой актер играл эту роль в своем театре Грибоедова).
Театровед Лия из Еревана задала общий вопрос - почему именно эта пьеса? Отвечая на него, Евгений Маленчев сказал о том, что пьесу он рассматривал как одно из предлагаемых обстоятельств, как повод для игры со временем, с эпохой и современным театром. Этот дипломный спектакль отчасти стал способом проверить школьные навыки. Режиссер поблагодарил всех за обсуждение и сказал: "Мы осознаем риск, на который пошли, и это нам нравится!"
Подробнее на видео:
Click to view
Драма Треплева в монохроме
После насыщенного дня гостей форума-фестиваля ждали Боярские палаты, с боярским угощением и неповторимой атмосферой.
Здесь собравшимся показали медиапроект "Фантазии Треплева", с Кэри Грантом в главной роли - забавный психоделический фильм о поисках цвета в монохромном мире, который транслировался на своды палат.
А после была вечеринка Винигрет - но тут перо мое опускается, не в силах передать все веселье первой ночи. Открытие - удалось!
Вот вам деревце молодых талантов от организаторов.
А вот и бонус - приветствие от фестиваля "Любимовка", который проходит в Москве в эти же дни!
Click to view