Хотел написать пост на эту тему еще пару дней назад, но не находил времени.
Поляки недавно опубликовали
транскрипт с черных ящиков разбившегося самолета Качиньского. В авиации я не понимаю совершенно ничего, но один момент мне показался интересным, причем аккуратно лег на недавнее мелкое происшествие на работе.
Итак, начну с самого начала. Ко мне сегодня не завезли беломо У нас на работе на той неделе пропала куча нужных файлов с бигсторов (я сам, к счастью, не пострадал). Бигсторы - это дешевые многотерабайтные NASы без бэкапов, которыми пользуются все, кто хочет. В отличие от home directories с регулярными снапшотами, N уровнями бэкапов и т.п, но, увы, с квотами на 2-3GB.
Поскольку на бигсторах нет аудита, не получилось не только восстановить файлы, но и понять, куда они пропали, хотя на расследование было убито порядочное время. Позиция админов при этом была очень простой: ребята, вы знали, что делаете, вы знали, что бэкапов нет, поэтому мы ни за что не отвечаем. Все это ваша личная проблема.
Поскольку в home directory почти ничего не лезет, а никакого промежуточного варианта админы не предоставили, альтернативы бигсторам у нас нет.
Почему же возникла такая идиотская ситуация? Разгадка одна - безблаго"Синдром Профессионального Оборудования". Твердолобые админы уперлись рогом в необходимость покупки десятиуровневого NAS стоимостью в Тысячу Фунтов за Один Байтик, посчитали, что больше 3ГБ на юзера в бюджет не влезет, а на сдачу сделали бигсторы. В итоге их десятиуровневый NAS никому не нужен, поскольку его объем совершенно недостаточен, и файлы все равно теряются.
При чем тут Качиньский?
Инциденты подобные этому в авиации называются
Controlled Flight Into Terrain - исправный самолет, находящийся под полным контролем пилотов, случайно втыкают в землю, которая оказываеся немного не там, где пилоты думали. Для предотвращения подобных инцидентов используются системы
TAWS, и борт 101
был в прошлом году оборудован новенькой - и, я подозреваю, очень дорогой -
системой производства UASC.
Система TAWS орала благим матом всю последнюю минуту жизни этого самолета, это
звучит примерно так. Все эти вопли были пилотами полностью проигнорированы, поскольку - насколько я понял - Смоленска в их Профессиональной и Очень Точной Карте не было, и система, видимо, воспринимала аэропорт как ровное поле. И/или она корректно обрабатывает посадку только тогда, когда она производится по ILS. Я не знаю точно, почему - но совершенно очевидно, что система не работала, была проигнорирована намеренно, и в итоге не только никак не помогла - я подозреваю, что подобные вопли в кабине во время черезвычайно стрессовой посадки серьезно помешали.
В то же время очевидно, что убогую систему TAWS может собрать студент в качестве курсовика - из лаптопа, сотового телефона, GPS приемника и данных из Google Earth. Да, она не будет Надежной. Да, она не будет Профессиональной. Зато, например, она будет работать - хоть как-то - для любой точки мира, где в Google Earth есть высотные данные.
Задранная во многие разы стоимость Профессионального Оборудования - не главная его проблема. Главная проблема в том, что оборудование во многих случаях оказывается слишком кастрированным, чтобы его можно было реально использовать, и превращается исключительно в инструмент распила бабла. Невероятная надежность системы совершенно бесполезна, если вы не можете пользоваться этой системой. Система будет отодвинута в сторону, и вместо Профессионального решения будет, увы, использовано даже не полупрофессиональное, а либо никакое, либо совершенно неприемлемое.