Тот вчерашний пост я написал, чтобы не забыть написать этот, подробнее.
Вообще может у Щедровицкого есть где-то подробное противопоставление этих вещей, но у меня гештальт сложился на чтении «Экспериментальной жизни» - очерка про Выготского. И сразу очень захотелось ввести эту штуку в ролевые игры, как понятие. Я сразу не про Щедровицкого, а про то как я его понял для РИ.
Конфликт - это то, благодаря чему все развивается и без чего ничего развиваться не может. Для РИ это тоже вполне справедливо. Щедровицкий различает конфликт между просто живущими индивидами, который он называет коммунальным (не от «коммуникации», а скорее от «коммунальной квартиры»), и людьми, которые в конфликте выступают как носители каких-то культурных установок, ценностей, систем. Только в этом случае, говорит он, конфликт может что-то родить.
Есть социокультурные образования (мораль, ценности, искусство, мышление), внешние по отношению к человеку. Человек может овладевать этими образованиями (воспитание, обучение, саморазвитие) и становиться их «носителем». Так эти образования существуют. И с точки зрения культуры, человек - это тот, кто овладеет каким-то кусочком культуры.
Когда мы пытаемся на игре создать конфликт, нужно, чтобы он не просто был, а был бы содержательным, в котором люди выступают как носители конфликтующих социокультурных образований, а остальные будут только мешать.
То есть при разработке и проведении игры надо позаботиться о том, чтобы
- игрок в реальности овладел бы в достаточном виде нужным нам кусочком культуры,
- Самоопределился бы на игре именно как носитель этого кусочка культуры.
Самоопределение - это такое важное у Щедровицкого внутреннее действие, без которого человек вообще не человек и вообще не может ничего в жизни начать делать. Без самоопределения его вообще нет в рамках этого конфликта, он не человек, просто тело. Она не может быть внешней, показной, иначе конфликт не затронет человека и он будет в нем действовать как NPS.(Именно поэтому я считаю нужным играть игроку с игроком).
Например, возьмем такой важный для меня сюжет как «полицейские и преступники». Или лучше «граждане и преступники». Преступник совершает преступление - наносит кому-то вред. Индивид отождествляет себя с жертвой и немедленно требует, чтобы этого негодяя убрали от него как можно дальше. Если можно, навсегда. Если можно, чтобы он пострадал при этом. Неважно кто и как это сделает - вор должен сидеть в тюрьме. В целом индивид больше ничего не хочет, кроме как своей безопасности и мести. Но есть закон. Закон требует справедливого и беспристрастного разбирательства. Закон готов карать только тех, чья вина доказана в ходе необходимой формальной процедуры. Закон устанавливает принцип адекватного наказания. Закон, короче, сделан так, чтобы приносить максимальную пользу обществу в настоящем и будущем. И вот когда этот индивид понимает, как устроен закон и начинает действовать уже как носитель этого закона, тогда он делает все те вещи, которые мы наблюдаем в фильмах про полицейских: полицейский рискует жизнью, чтобы негодяй предстал перед правильным судом и был осужден, а не просто умер. В тот момент, когда индивид самоопределяется относительно закона, он становится гражданином. А если он определяется в другую сторону, он становится преступником, разрушителем закона.
Я бы сказал, что подготовка к игре - это овладение игроком необходимым нам кусочком культуры. А вот такая организация игры, чтобы у нас игроки самоопределились - это пора не очень понятная вещь, в смысле как подобраться к ней технологически.