Новогодний подарок, или О шестиугольных снежинках*

Jan 05, 2025 22:50


Проект №195 в Заповеднике Сказок: Новогодняя елка - 2025

Зона отдыха «Снежинка» горела синим пламенем. Потусторонним синим светом светодиодных лампочек сияла на крыше сарая с прокатными ватрушками проволочная снежинка с семью лучами (было восемь, один отломился, когда сворачивались прошлой весной), но дело было не в ней.

Дело было в том, что эта снежинка оставалась единственной во всей округе, хотя на календаре была уже середина декабря. Снег до сих пор так и не выпал, никакого катания на ватрушках, главного местного аттракциона, не было и не предвиделось, а значит, никто не стоял в очереди к фургончику с хот-догами, никто не заходил после катания в палатку выпить хорошего кофе из блестящей машины, никто не покупал по дешевке плюшевых зверей, разноцветные пластмассовые подпопники для катания с горки, сборники кроссвордов и судоку и прочую дребедень.

Синим пламенем горели все - и Михалыч, и Альбина, и Марат, и Юрок, и Версергевна. Весь год они платили аренду, скидывались на сторожа и закупались запасами на зимние месяцы, потом в начале декабря привезли и подключили дизель и разное другое оборудование, а теперь шансы отбить расходы с каждым днем таяли.



Мужики по очереди ночевали в бытовке, подстраховывая сторожа; дамы дежурили днем. Кроссворды и судоку из подмоченных прошлогодних запасов надоели уже хуже горькой редьки. Версергевна вязала носки; Альбина вязать не любила, да и вообще из всего рукоделия освоила только вырезание снежинок из бумажных салфеток, которое практиковали в детском саду. Салфетки у нее были, ножницы тоже, так что она, потренировавшись немного, нарезала штук двадцать восьмиконечных снежинок, взяла моток изоленты и пошла украшать снаружи бытовку и свой фургончик.

Полосатый кот минут десять наблюдал за ее трудами и наконец мяукнул. Альбина оглянулась, заметила его и улыбнулась:

- Пришел, Матроскин? Пойдем в бытовку, колбаски дам. Сосисок нет, сам видишь, закрыто.

Кот приходил к ним все три года, что они тут работали. Объявлялся вскоре после открытия сезона, заходил погреться в сарай с ватрушками, кормился при хот-догах - посетители его охотно угощали недоеденным куском, а иногда расщедривались и на покупку сосиски специально для него. Альбина ставила ему воду в одноразовой пластиковой миске, Версергевна приносила из дома какую-нибудь ветошь для подстилки, а мужики, если случалась хорошая выручка, баловали экзотическим магазинным вискасом.

Где кот ночевал и куда девался после закрытия сезона, никто не знал, но, видимо, у него все было налажено.

Открывая дверь в бытовку и запуская кота, Альбина с порога объявила:

- Версергевна, слышь? Матроскин пришел! Я ему колбаски обещала, сейчас дам. Сосисок-то нет.

- Матроскин? Ну где ты там, усатый-полосатый, иди ко мне, поглажу!

Версергевна отложила вязание, кот запрыгнул к ней на колени, и она стала его гладить, приговаривая:

- Видишь, как у нас в этом году? Я тебе лежанку сделала, а постелить негде, ватрушки то заперты. Так что сюда заходи греться. Только, видать, недолго мы тут пробудем. Снега-то нет. Прогораем мы. Если до праздников снег не выпадет, надо будет куда-то в другое место съезжать, где заработать можно. А хороших мест-то на всех не хватает, нигде нас не ждут. Ну хоть напоследок побалуем тебя. Ты, небось, нас ждал? Ждал, Матроскин?

Альбина развернула колбасу, порезала ломтик на кусочки и на листке с разгаданным кроссвордом выложила на пол. Кот немедленно покинул Версергевну и приступил к трапезе - спокойно, без спешки, с удовольствием. Покончив с колбасой, он поднял пушистый хвост трубой, потерся об ногу Альбины, подошел к Версергевне, но на колени запрыгивать не стал, а только подставил голову под протянутую руку, благосклонно принял почесывание за ухом, а потом проследовал к двери и требовательно мяукнул.

- Что, заскучал с нами? - спросила Версергевна.

- Да что с нами делать-то, - грустно сказала Альбина. - Тут заскучаешь.

Кот мяукнул снова, Альбина его выпустила и закрыла дверь.

***

- Хозяйка, - позвал кот, - хозяйка-а!

- Чего тебе? - не поворачиваясь, отозвалась она.

- Хозяйка, ты за дело-то браться будешь?

- Не приставай!

- Так ведь пора давно. Середина декабря, праздники скоро.

- А мне-то что?

- Так ведь снег должен быть.

- Кому должен?

- Ну, - кот замялся, - ну, в общем, хорошим людям надо.

- Это кто ж это у тебя хорошие люди? - хозяйка повернулась к коту и возмущенно продолжила:

- Эти что ли, на горке? Которые тебя сосисками прикормили? Это они тебе хорошие, а ко мне у них никакого уважения! Снег им подавай! Да они его в упор не видят! Тут над каждой снежинкой колдуешь, чтобы все на один лад, да каждая на особицу, а они на такую красоту даже внимания не обращают! Дождя им ледяного, а не снега!

- Хозяйка, да с чего ты взяла, что они на красоту внимания не обращают? Вот эта, у которой сосиски, колбаски мне сегодня дала, так она снежинки из бумаги вырезала, чтоб красиво было. И этот, у которого сарай, тоже на нем снежинку прицепил, синим светом светится…

- Снежинки, говоришь, из бумаги вырезала? А ты посмотрел, усатая твоя морда, что у нее все снежинки о восьми концах? И эта, которая светится, тоже о восьми концах была в прошлом году, а теперь семь осталось! Ты где видел, чтобы у снежинки семь концов было? А восемь лучей - это и вовсе солярный знак! Ну ладно, про знак они не знают, куда уж им, но на снежинку-то настоящую могли бы хоть раз взглянуть и заметить, что у нее шесть лучей?!

Хозяйка снова отвернулась к стене и замолчала. Кот задумался.

***

Приехавшему Михалычу Альбина с Версергевной сообщили, что приходил Матроскин, поел колбаски и ушел. Михалыч остался ночевать, а дамы на Альбининой машине уехали в город. Ближе к ночи пришел сторож, выпил с Михалычем чаю, поговорил о погоде и пошел караулить. Михалыч вышел с ним вместе, сходил проверить дизель, потом постоял просто так, глядя на синюю семилучевую снежинку, вздохнул и пошел обратно в бытовку. У двери его ждал кот. Михалыч наклонился его погладить и увидел, что рядом с котом лежит книжка. Раньше ее там точно не было.

- Матроскин, это ты, что ли, притащил? - удивился Михалыч.

Кот подпихнул книжку лапой.

- Мне, что ли? Ну ты даешь! Ладно, посмотрим, что за книга.

Михалыч взял книжку и пошел в тепло, а кот развернулся и скрылся в темноте.

Книжка была нетолстая, в бумажной обложке с портретом бородатого мужика в старинном воротнике, с надписью «И. Кеплер. О шестиугольных снежинках». Ничего себе, подумал Михалыч, вот ведь люди книжки пишут. Снега нет, хоть книжку эту почитать.

Он сделал себе еще чаю и принялся за чтение. Книжка оказалась довольно занудная и не очень понятная. Михалыч понял только, что у снежинок, оказывается, всегда бывает по шесть углов, ну или там лучей. А почему это так, вроде как и И. Кеплер не вполне разобрался, ну а уж Михалыч и тем более. Из предисловия зато Михалыч узнал, что И. Кеплер жил аж четыреста с лишним лет назад, был ученый человек, астрономией занимался и математику преподавал, а эту вот книжку о снежинках написал в подарок другу на Новый год. Надо же, подарочек!

Вот если бы, подумал Михалыч, снег бы выпал нам к Новому году, а еще лучше заранее, вот это был бы подарок!

***

Утром снова приехали Альбина с Версергевной, и Михалыч им доложил, что приходил Матроскин, притащил откуда-то ученую книжку, и теперь он, Михалыч, тоже стал ученый человек и знает, что все снежинки бывают только о шести концах, и никак иначе. Дамы поудивлялись, но не столько научным фактам, сколько тому, что книжку принес Матроскин. Версергевна даже предположила, что Михалыч привирает, и поставила ему на вид, что у него на сарае с ватрушками снежинка семиконечная. Михалыч обиделся на недоверие, а насчет снежинки на сарае сказал, что сейчас вот пойдет и открутит ей лишний луч, чтобы было все, как пишет ученый И. Кеплер. И действительно, пошел, отпер свой сарай, достал стремянку, залез и скрутил снежинке лишний луч, а гирлянду с лампочками перераспределил на остальные. За этими его действиями наблюдал полосатый кот.

Михалыч убрал стремянку, запер сарай и собрался уезжать. Версергевна уже устроилась вязать, а Альбина вышла проводить. Когда она вернулась к бытовке, у двери сидел кот, прижимая лапой к настилу крыльца листок бумаги. Ветер трепал угол листка, но кот держал его крепко. Альбина наклонилась взять листок, и только тогда кот поднял лапу.

- Слышь, Версергевна, - сказала Альбина, - Михалыч-то не врал. Матроскин вон и мне бумажку какую-то принес, сейчас посмотрим. О, глянь! Как сделать шестиугольную снежинку из бумаги! Точно, Михалыч говорил, что снежинки-то, оказывается, все шестиугольные! Погоди, а я какие вырезаю? Версергевна, глянь, там на столе еще штук пять осталось со вчера.

- Эти вроде восьмиконечные. Неправильные, значит. Вот ведь как! Живем-живем, вроде каждый год снег видим, а вот не знаем.

- Ну ладно, у меня там еще салфеток полно, попробую сделать, как тут пишут. Только надо сначала чаю попить и Матроскину колбаски дать. Правильно, Матроскин?

Кот одобрительно мяукнул.

***

- Хозяйка, а хозяйка? - заискивающе начал кот. - Посмотри, а? Они стараются, правда, стараются. Хорошие же люди, ну правда же. Ну сделай им снега, а?

- Стараются, говоришь? Ты, что ли, научил?

- Да что я, я ни слова никому не сказал! Сами додумались! И на крыше снежинку исправили, и бумажных нарезали правильных, шестиконечных, а неправильные убрали! Ну сделай снега, а? А то ведь уедут, а я скучать стану.

- Ну да, без сосисок…

- Правда, ну сделай им снега… Пусть смотрят на красоту.

- Ну ладно, не ной. Пойдем, будешь затравку сыпать.

***

Снег пошел в ночь на двадцать четвертое декабря. Где-то наверху, в облаках, огромный невидимый кот стряхивал в тучи со своей пушистой шубы мельчайшие пылинки, собранные из воздуха над разными ближними и дальними краями, и вокруг каждой пылинки выстраивались шесть лучей, обрастая по воле Хозяйки каждый раз новым неповторимым узором.

К новогодним праздникам снег прочно лег, установилась ясная погода, и зона отдыха «Снежинка» заработала на полную мощность. Дети и взрослые визжали от восторга, скатываясь с горы на ватрушках, ассортимент дребедени раскупался на ура, хот-доги и кофе пользовались неизменным спросом, и полосатый кот регулярно получал то вискас, то еще какой-нибудь «корм для энергичных кошек».

Марат привез откуда-то бойкую девицу в костюме Снегурочки проводить у него в кофейной палатке мастер классы по вырезанию и рисованию снежинок. Кот пришел, внимательно прослушал снегурочкины объяснения про шестиугольные снежинки, но на практическую часть не остался - поднял хвост трубой и удалился в сторону фургончика с хот-догами.

***

(*) Вообще-то это название (в русском переводе) книги Иоганна Кеплера



Титульный лист книги Иоганна Кеплера "Новогодний подарок, или о шестиугольных снежинках", издание 1611 года.



а это издание на русском языке. "Наука", 1982

Ну и напоследок инструкции по вязанию и вырезанию снежинок:

СНЕЖИНКИ + СХЕМЫ - Рельефное вязание крючком из хлопковых ниток -  https://dzen.ru/a/ZOr-T-TdXiba3tLd Отличные снежинки, но количество лучей 6, 7, 8, 10, 12…

Как сделать красивые снежинки из бумаги https://lifehacker.ru/kak-sdelat-snezhinki-iz-bumagi/ Прекрасные понятные инструкции (с видео) по изготовлению именно шестилучевых снежинок, но на иллюстрациях часть снежинок восьмилучевые…

ЗаповедникСказок, сказки

Previous post
Up