Красивое

Jul 06, 2024 23:51


Проект №189 в Заповеднике Сказок - «День сказочной карикатуры»



Свойство зеркальце имело -
Говорить оно умело
            А.С. Пушкин

Толстенный том «Собрания старинных и новейших сказок» сам раскрылся на привычном месте - на странице с гравюрой, где злую мачеху Белоснежки заставили танцевать в раскаленных башмаках. Королева взглянула на гравюру, мрачно произнесла: «Не дождетесь!», закрыла книгу и подошла к плоскому шкафчику в простенке между окнами.

Открыв резные деревянные створки, она вгляделась в темное стекло и произнесла заученную формулу, четко выговаривая слова:

- Зеркало, зеркало на стене, кто всех прекрасней в нашей стране?

Зеркало осветилось изнутри и показало миловидную темноволосую девушку с большими голубыми глазами. Раздался скрипучий голос:

- Вы сами знаете, это ваша падчерица Бьянка.

- Но разве она красавица? - возмущенно воскликнула королева. - Ну да, она недурна, но я бы не сказала, что это что-то особенное.

- Как известно, красота в глазах смотрящего, - меланхолично проскрипело зеркало. - Объективного мнения тут быть не может, а я вам сообщаю мнение большинства ваших подданных. И это совершенно нормально, считать принцессу первой красавицей королевства. Спорить не о чем, обижаться не на что.

- А если вот так: Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи - кто НА СВЕТЕ всех милее, всех румяней и белее?

Зеркало пошло рябью, потом помутнело и объявило:

- Запрос некорректный. Необходимо сузить поле поиска.

- Ну хорошо, пусть будет в пределах континента.



По зеркалу снова пошла рябь, быстро промелькнуло несколько лиц, среди которых королева с удовлетворением заметила свое собственное, а потом с огорчением - лицо принцессы Бьянки. Потом все погасло, и зеркало тяжело вздохнуло.

- Запрос некорректный. Абсолютный максимум определить невозможно - слишком велика погрешность. Могу дать только топ-десять.

- И принцесса Бьянка в эти топ-десять входит?

- Да.

- Но почему чужие подданные считают ее красавицей?

- Таково сложившееся мнение. Люди так думают. Что вы, право слово, на этом зациклились?

- Не твое дело! - резко ответила королева и захлопнула резные створки. - Значит, люди так думают. Но они могут и передумать!

***

На следующий день во дворец был приглашен живописец, чтобы написать портрет принцессы Бьянки, а еще через месяц - гравер, чтобы сделать достаточное число копий. С гравером королева имела длительную приватную беседу, в которой упоминался аванс, тираж, компенсация расходов, окончательный расчет и страшная кара в случае нарушения секретности.

Живописный портрет, как все признавали, очень удался - художник не только добросовестно воспроизвел черты Бьянки и статусные детали ее наряда, но и сумел передать очарование восемнадцатилетней принцессы. Гравер справился с работой за пару недель и представил августейшей заказчице первую партию отпечатков на лучшей льняной бумаге. В качестве вознаграждения граверу была оставлена матрица с правом сделать с нее еще отпечатки на продажу.

Еще через неделю гравер принес королеве вторую партию отпечатков на такой же бумаге; королева осмотрела принесенное, осталась довольна и вручила граверу увесистый мешочек с золотыми монетами. Теперь предстояло действовать ей самой.

Всем неженатым королям и принцам, какие нашлись в королевском альманахе, гонцы повезли пакеты, запечатанные Большой королевской печатью. В каждом пакете был гравированный портрет принцессы, краткое описание приданого и письмо за подписью короля о том, что Его Величество намерен выбрать жениха для своей дочери принцессы Бьянки; о заинтересованности предлагалось сообщить в двухмесячный срок ответным письмом с приложением собственного портрета.

За подготовкой и отправкой приглашений королева наблюдала лично, особенно беспокоясь о том, чтобы портреты принцессы были тщательно упакованы и не пострадали при доставке. Все могли убедиться, что свой долг королевы она не забывает, даже если не слишком любит свою падчерицу!

Первый ответ пришел через две недели. Недавно вступивший на престол неженатый молодой король соседнего королевства сообщал, что у него другие планы. Это было несколько странно, ведь в приданое предлагалось примыкающее к границе вполне приличное графство. К концу месяца отрицательных ответов было уже семь, а положительных - ни одного. Король обеспокоенно спросил супругу, в чем может быть дело, ведь и Бьянка у него красавица, и приданое неплохое. Королева нейтральным тоном заметила, что он, как любящий отец, возможно, несколько переоценивает красоту своей дочери, а со стороны виднее. Возможно, на международном уровне сейчас в моде другие стандарты красоты. Король недовольно пробурчал, что он-то, наверное, кое-что в красоте понимает, раз выбрал Ее Величество себе в жены, и считает, что и дочь его несомненная красавица.

Королева, запершись в кабинете, снова открыла резные створки и обратилась к темному стеклу:

- Зеркало, зеркало на стене, кто всех прекрасней В НАШЕЙ СТРАНЕ?

Зеркало, как обычно, показало Бьянку и скрипучим голосом сообщило, что мнение подданных не изменилось, и свою принцессу они по-прежнему считают самой красивой.

- Ну-ну, - усмехнулась королева, - а теперь свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи - кто НА СВЕТЕ всех милее, всех румяней и белее? В пределах континента, топ-десять?

Как и в прошлый раз, промелькнуло несколько лиц, среди которых была и королева, но Бьянки не оказалось.

- Теперь принцесса Бьянка в топ-десять не попадает?

- Нет.

- А я там есть.

- Да.

- Ну то-то же, - удовлетворенно сказала королева. - Теперь надо довести это до сведения наших подданных.

***

Информация о том, что короли и принцы не очень-то и хотят свататься к Бьянке, уже просочилась, и это обсуждали не только придворные, но и простые горожане. Поговаривали, что как-то они здесь у себя, видимо, не в курсе мировых трендов, и беспокоились, удастся ли найти для Бьянки хоть какого-то жениха, а то вот и срок уже подходит, а все нос воротят.

Единственный положительный ответ пришел предпоследним, за две недели до истечения срока. Рене, наследный принц отдаленного приморского королевства Каррика, сообщал о своей заинтересованности и выражал желание приехать познакомиться лично, если принцесса Бьянка и ее отец не отвергнут его кандидатуру. К письму прилагалось снабженное Большой королевской печатью согласие отца принца, а также гравированный портрет, отпечатанный на хорошей льняной бумаге.

Портрет привел короля в замешательство. Он ожидал увидеть воина в доспехах или в мундире с орденами, в крайнем случае государственного деятеля с картой королевства или планом какой-нибудь крепости на рабочем столе, но уж никак не это. На картинке в той позе, в которой обычно изображают воина с копьем, красовался отчетливо лопоухий молодой человек в матросском берете с помпоном, опирающийся на весло. Рядом с ним располагался геральдический щит с морским коньком и башней, прислоненный к якорю. Кроме кинжала на поясе, никакого оружия у молодого человека не было, а на песке перед ним был прорисован контур полуострова. Смотрелось это все в высшей степени несерьезно.

Тем не менее, получив последнее письмо с отказом, король все-таки показал принцессе Бьянке эту картинку и спросил, как она посмотрит на такого жениха, раз уж других желающих не нашлось. Бьянка задумалась и попросила времени до завтрашнего утра. Весь вечер она просидела со своим экземпляром «Собрания старинных и новейших сказок». Картинки с красавицами и принцами были давно изучены во всех деталях; сейчас она подолгу останавливалась на других иллюстрациях: вот Золушка, обутая в деревянные башмаки, чистит котел на кухне; вот Принцесса на горошине под проливным дождем стучится в ворота замка; вот Король Дроздобород, переодетый нищим, ведет за собой спотыкающуюся молодую жену; вот злая мачеха в обличье старухи протягивает Белоснежке отравленное яблоко... Дойдя до этой картинки, Бьянка  топнула ножкой, сказала «Не дождетесь!» и захлопнула книгу. Наутро она объявила, что как почтительная дочь примет этого жениха, если отец его одобрит.

В городе уже вовсю болтали, что принцесса-то у них вовсе не красавица - один-единственный захудалый жених нашелся, какой-то лопоухий замухрышка, ну да ладно, все-таки не останется в девках, а зато когда родятся детки у красавицы-королевы, то уж они-то, наверное, всех затмят.

Каково же было удивление, когда предполагаемый замухрышка приехал и оказался если не писаным красавцем, то, по крайней мере, вполне приличным, высоким, стройным, обходительным молодым человеком - ну разве что, действительно, уши слегка оттопыривались, но это его не слишком портило. Он уместно шутил, прекрасно танцевал, проявлял осведомленность в вопросах экономики и государственного управления, с королем был почтителен без заискивания, с мачехой-королевой безукоризненно вежлив. Бьянке он понравился, она ему тоже, насчет приданого договорились (пограничное графство оставили себе, а Каррика получала денежный эквивалент), молодых обвенчали и проводили в путь.

В карете Бьянка спросила молодого мужа:

- Рене, мне ужасно любопытно, а почему вы решили ехать свататься так далеко от дома? То есть я, конечно, невероятно рада, что всё так вышло, но почему?

- Ну, во-первых, даже до нашего края земли доходили слухи, что принцесса Бьянка замечательная красавица. Во-вторых, мы у себя в Каррике довольно практичный народ. Я пока ехал от нашей столицы Каррика-Турриса до вашей столицы, посетил восемь королевств и везде провел переговоры по разным накопившимся делам. А сейчас мы с вами будем ехать вдвое дольше и навестим вообще всех, кого сможем - наследнику престола с молодой супругой положено познакомиться с другими монархами. Но это все рациональные объяснения, конечно. А главное все-таки то, что я по вашему портрету сразу понял, что мы с вами поладим. И не просто мы с вами, а королевство Каррика и та, которой предстоит со временем стать нашей королевой. Такая отличная рыба из вас получилась - в самую меру смешная, в самую меру хорошенькая, из других краев такое получить никто и не надеялся. И вы, получив мой портрет, приняли мое сватовство - значит, вы нас понимаете, это большое облегчение...

- Подождите, Рене, о чем вы? Какая рыба? Это я рыба? Нет, я вовсе не понимаю!

- Ну как же, на том портрете, который вы нам прислали? Мне сделали с него копию, она теперь всегда со мной, вот она! - принц открыл дорожный письменный прибор и достал оттуда лист плотной бумаги.

Это был, несомненно, портрет принцессы Бьянки. Она была изображена вполоборота, в нарядном платье и со всеми украшениями, полагающимися по моде и по статусу. Вот только глаза у нее были не просто большие, а очень большие, навыкате, без ресниц и совсем круглые, рот обнажал в приветливой улыбке частые острые зубки, локоны собирались в отчетливые плавнички сверху и по бокам, а на затылке топорщились хвостом.

- Что это? - ахнула Бьянка. - Я же видела ту гравюру, которую сделали с моего портрета, там ничего такого не было! А тут действительно рыба... И вам понравилось?

- Да. Погодите, так значит, вы не знали про этот портрет? И не посылали его специально?

- Я его в первый раз вижу. Но я, наверное, знаю, чьих это рук дело. Только моя мачеха могла до такого додуматься. И, пожалуй, у нее была возможность подменить портрет при отправке. Неудивительно, что все остальные адресаты ответили отказом. Хотя теперь мне, наверное, надо ее поблагодарить. Не могу себе представить, что я стала бы женой кого-то другого, и думать не хочу об этом. Но я все равно ничего не понимаю, чем вам так понравился этот рыбий портрет? - спросила Бьянка, протягивая мужу гравюру.

- Да, наверное, надо объяснить, - Рене убрал портрет обратно в письменный прибор и повернулся к Бьянке. - Каррика живет морем, а моряки люди не только практичные, но и суеверные. У нас есть поверье, что если всерьез изобразить кого-то красивым, то морские черти захотят такого человека забрать к себе. А вот смешной портрет, наоборот, приносит удачу. Если кому предстоит особенно опасное плавание или трудное дело, то его стараются специально нарисовать совсем уж смешным, даже в неприличном виде. А если обычный портрет, то можно просто что-то подчеркнуть, что-то преувеличить, чтобы стало смешно. Красивые портреты у нас пишут только посмертные. Так что вам, Бьянка, придется смириться с тем, что ваши портреты будут не так прекрасны, как вы сами.

И для убедительности принц поцеловал свою молодую жену.

***

Через год королева (теперь уже ее никто не называл мачехой) родила мальчика, чем несказанно обрадовала и Его Величество, и всех подданных. В Каррика-Туррис по такому поводу отправили с письмом не простого гонца, а специального посланника. Обратно он привез официальные поздравления и подарки от королевского семейства Каррики, а на словах сообщил, что супруга наследного принца выглядит довольной своим положением; к ней хорошо относятся и при дворе, и в народе. Гравированный портрет Ее Высочества разошелся во множестве копий и есть чуть ли не в каждом приличном доме, как и портреты других августейших особ; посланника поначалу смутило, что на портрете Бьянка изображена похожей на рыбу, но ему объяснили, что это местный стиль. Кстати, посланник заметил, что и в других краях этот стиль входит в моду - такие портреты называют "каррика-туррисами". Говорили, что мода зародилась, когда год назад наследный принц с молодой женой проезжал через разные королевства по дороге домой. Тогда многие сочли, что изобразить красавицу Бьянку в том стиле, который принят в Каррика-Туррисе - чрезвычайно изысканная шутка. Посланник даже себе заказал такой портрет; художник сделал его похожим на носатую птицу-попугая.

Королева впервые за долгое время открыла резные створки и взглянула на темное стекло.

- Ну что, свет мой зеркальце? Скажи, да всю праву доложи - кто на свете всех милее? В пределах континента, топ-десять?

- Обновляю данные. Посмотрим, посмотрим...

В зеркале замелькали лица. Королева заметила Бьянку - вроде бы даже еще похорошевшую - и еще несколько знакомых лиц, потом парочку каких-то незнакомых совсем молоденьких девушек...

- А где же я?

- А вы теперь только в топ-двадцать.

- Ах ты мерзкое стекло!

- Только не надо меня разбивать, Ваше Величество! Лучше спросите по-другому.

- Ну, давай тогда «Зеркало, зеркало на стене, кто всех прекрасней в нашей стране?»

Зеркало прояснилось; в нем появилось обычное отражение королевы и кабинета позади нее.

- В чем дело? - недовольно спросила королева. - Нет данных?

- Почему же нет? Это вы, Ваше Величество. Вас ваши подданные считают самой прекрасной. Успокойтесь уже. И вообще, вам пора меня кому-нибудь передарить. У вас теперь другая сказка, про «долго и счастливо».

ЗаповедникСказок, сказки

Previous post Next post
Up