Забытые вещи - 33. Ботфорты (и не только ботфорты) на рисунках Стефано делла Белла

Nov 11, 2023 20:54


Если бы я не заинтересовалась ботфортами, то, наверное, не узнала бы, что был такой художник Стефано делла Белла (1610-1664). Первая иллюстрация в прошлом посте про ботфорты века «Трех мушкетеров» - как раз гравюра его работы, она оказалась очень к месту. И художник оказался замечательный, прекрасный рисовальщик и гравер, в свое время очень ценимый, работавший на самых престижных заказчиков, а поскольку гравер, то еще и очень тиражируемый. Со временем он вышел из моды, но в музеях и частных коллекциях (многие из которых потом тоже попали в музеи) его произведений сохранились сотни, причем не только оттиски гравюр, но и альбомы эскизов, и отдельные листки с рисунками.



Портрет Стефано делла Белла работы Карло Дольчи (1616-1686) был написан в 1631 году. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Dolci_Stefano_Della_Bella.jpg Здесь художнику 21 год.

Как сам Стефано делла Белла воспринимал свою творческую биографию, нигде не пишут, но внешне всё у него было хорошо: поддержка богатых покровителей помогала совершенствоваться в любимом деле, заказов хватало, современники ценили, творческие командировки случались. В этом отношении за художника можно только порадоваться, не всем так везло.



Про стили, влияние других мастеров и прочие художественные подробности распространяться не буду; здесь в самый раз вспомнить латинскую цитату Ne sutor supra crepidam judicet, превратившуюся у Пушкина в «Суди, дружок, не свыше сапога!». Из того, что мне удалось найти в сети, самые содержательные статьи вот здесь: https://www.treccani.it/enciclopedia/stefano-della-bella_%28Dizionario-Biografico%29/ (на итальянском) и в The Metropolitan Museum of Art Bulletin https://www.jstor.org/stable/3258383?origin=crossref (на английском). Статью в Википедии на русском языке лучше не читать, там с переводом беда.

Довольно полную коллекцию (более полутора тысяч картинок!) работ Стефано делла Белла можно посмотреть, например, на сайте парижских музеев https://www.parismuseescollections.paris.fr , а для этого поста я сделала небольшую подборку изображений жителей Западной Европы середины XVII века, обутых в сапоги кавалерийского фасона - как в ботфорты, так и в мягкие сапоги с отворотами. Про Западную Европу уточняю не случайно, поскольку художник рисовал и экзотических персонажей, которые, конечно, были одеты и обуты иначе.



Первая гравюра в серии, изданной в 1650 г., изображает юного рисовальщика, глядящего на постамент с названием серии. https://www.parismuseescollections.paris.fr/fr/petit-palais/oeuvres/diverses-tetes-et-figures-titre#infos-principales Юный рисовальщик обут в традиционные для того периода мягкие сапоги с отворотами. Шпор не видно, да они ему и ни к чему.

Стефано делла Белла родился во Флоренции в 1610 году в семье художников: его отец Франческо был скульптором, а старшие братья стали один скульптором, другой живописцем, а третий ювелиром. Стефано остался без отца в 3 года, но во Флоренции было у кого учиться, да и посмотреть по художественной части было на что. Когда мальчик подрос, его отдали сначала в ученики к ювелиру, потом заметили способности и склонность к рисованию и гравюре, и дальше он учился у известного гравера. Очень многое, как считается, он освоил самостоятельно, копируя работы известных мастеров. Учился он и живописи, но живописцем в итоге не стал, сохранилась только одна его живописная работа.

В 17 лет Стефано делла Белла представил молодому Джанкарло Медичи гравюру с изображением празднества во дворце Питти, и после этого семейство Медичи стало официально давать ему заказы. С 1632 года его патроном стал Лоренцо Медичи, брат правящего герцога Козимо II.



Лоренцо Медичи (1599-1648). Гравюра работы Адриана Хельвега датирована 1675 годом, но видимо, какие-то прижизненные изображения использовались. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Lorenzo_di_ferdinando_de%27_medici,_xvii_century.jpg?uselang=ru Лоренцо был сыном, братом и дядей правящих герцогов Тосканских, и занимаемое положение весьма способствовало коллекционированию произведений искусства. На портрете он в доспехах, но по военной части он как раз не проявлял ни способностей, ни, главное, склонности.

Благодаря поддержке Лоренцо Медичи в 1633 году Стефано делла Белла на шесть лет уехал в Рим - совершенствоваться, изучать произведения искусства, расширять кругозор, набираться впечатлений, заводить знакомства с художниками. Покровитель обеспечил его средствами на эту поездку и жильем в принадлежащем Медичи римском дворце, а молодой художник время от времени возвращался во Флоренцию для выполнения заказов. В Риме он делал множество зарисовок с натуры: сцены повседневной жизни, пейзажи, архитектурные памятники, руины; делал и копии с работ великих мастеров, в том числе на заказ. Среди тех, с кем он познакомился, были крупные французские торговцы гравюрами Израэль Анрие и Франсуа Ланглуа, которые потом станут его издателями.

Самая знаменитая работа римского периода - серия из шести гравюр, изображающих въезд в Рим польского посольства в 1633 году; вместе они образуют цельное панно длиной два с половиной метра. Сами гравюры были сделаны позже, но основывались на множестве выполненных с натуры рисунков.



Стефано делла Белла. Въезд в Рим польского посольства в 1633 г. Гравюра 1. https://www.metmuseum.org/art/collection/search/377879

В 1639 году в свите флорентийского посла художник поехал в Париж; Лоренцо Медичи продолжал выплачивать ему стипендию, но он уже и сам неплохо зарабатывал, продавая свои работы торговцам гравюрами, которые организовывали печать тиража. В то время это был процветающий бизнес - не только коронованные особы и знать, но и многие горожане собирали целые коллекции гравюр с портретами знаменитостей, видами достопримечательностей, мифологическими сценами. Тиражирование делало цену доступной для довольно широкого круга любителей. Во Франции Стефано делла Белла звался на французский манер Этьен де ла Бель.

Вскоре на него обратил внимание и самый престижный заказчик - в 1641 году кардинал Ришелье заказал ему иллюстрации к описанию своих военных кампаний, осады Ла Рошели и осады Арраса, а также к изданию своей трагикомедии «Мирам», представленной на открытии театра в новом кардинальском дворце (дворец этот Ришелье потом завещал королю, откуда и пошло название Пале Рояль, буквально «королевский дворец»; в дальнейшем Пале Рояль достался Орлеанской ветви королевского дома). Художник был отправлен в командировку в Аррас, чтобы сделать зарисовки на местности.



Стефано делла Белла. План и вид осады Арраса. 1641. https://www.metmuseum.org/art/collection/search/382565

После смерти Ришелье художник остался в фаворе; теперь уже Мазарини определил его преподавать рисование дофину, будущему Людовику XIV, и заказал ему еще одну знаменитую работу: рисунки для карт, с помощью которых будущему монарху в игровой форме преподавали географию, историю и античную мифологию.

В 1646 году была создана большая гравюра с видом Нового моста со стороны площади Дофин, на которой топографически точно воспроизведены здания на берегах Сены к югу от моста. Среди персонажей гравюры - их 451! - можно различить не только дворян и буржуа, но и нищих, музыкантов, зубодеров, а рядом с ними лошадей, ослов, собак и даже одного ягненка.



Стефано делла Белла. Вид Нового моста. 1646.



В мягких сапогах с отворотами ходят не только дворяне со шпагами (у них на сапогах можно разглядеть если не шпоры, то кожаные накладки, прикрывающие крепления шпор), но и явные простолюдины, как разносчик справа.



В середине всадник в сапогах, которые он даже не стал разворачивать, садясь верхом - видимо, в городе это было ни к чему. Справа солдаты с пиками в таких же сапогах.



Ну и, конечно, многочисленные то ли гвардейцы, то ли мушкетеры, упражняющиеся в фехтовании (будем надеяться, что все-таки упражняющиеся, а не всерьез дерущиеся в самом центре города). Мягкие сапоги явно были подходящей для этого обувью.

В 1648 умер покровитель художника Лоренцо Медичи, да и во Франции начиналась Фронда, так что Мазарини стало не до художеств. Ненависть к Мазарини народ переносил и на итальянцев вообще. В 1750 Стефано делла Белла вернулся на родину во Флоренцию, где семейство Медичи продолжало обеспечивать его заказами; кроме того, он преподавал рисование принцу Козимо. Художник еще дважды побывал в Риме и продолжал активно работать до 1661 года, когда, по всей видимости, перенес инсульт. Он умер в 1664 году во Флоренции.



Портрет Стефано делла Белла, гравированный Венсесласом Холларом для издания «Золотой кабинет» Корнелиса де Би (1662). https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Wenceslas_Hollar_-_Stephano_della_Bella_(State_1).jpg?uselang=fr

Гравюры из серии «Различные кавалерийские упражнения», изданной Израэлем Анрие. Всего в серии 19 гравюр, но здесь только те, на которых всадники в ботфортах.



№2. Трубач. https://www.parismuseescollections.paris.fr/fr/petit-palais/oeuvres/divers-exercices-de-cavalerie-trompette-a-cheval-jouant-de-son-instrument-et#infos-principales



№3. Два мушкетерских барабанщика. https://www.parismuseescollections.paris.fr/fr/petit-palais/oeuvres/divers-exercices-de-cavalerie-deux-tambours-de-mousquetaires-a-cheval-troisieme#infos-principales



№5. https://www.parismuseescollections.paris.fr/fr/petit-palais/oeuvres/divers-exercices-de-cavalerie-cavalier-allant-au-pas-vers-la-gauche-cinquieme#infos-principales



№6. https://www.parismuseescollections.paris.fr/fr/petit-palais/oeuvres/cavalier-enveloppe-dans-son-manteau-se-dirigeant-au-pas-vers-la-gauche-et#infos-principales



№7. https://www.parismuseescollections.paris.fr/fr/petit-palais/oeuvres/cavalier-allant-au-pas-vers-la-droite-septieme-numero-d-une-suite-de-19-pieces#infos-principales



№8. https://www.parismuseescollections.paris.fr/fr/petit-palais/oeuvres/cavalier-vu-par-derriere-et-faisant-cabrioler-son-cheval-huitieme-numero-d-une#infos-principales



№9. https://www.parismuseescollections.paris.fr/fr/petit-palais/oeuvres/cavalier-tourne-vers-la-droite-et-faisant-caracoler-son-cheval-neuvieme-numero#infos-principales



№11. https://www.parismuseescollections.paris.fr/fr/petit-palais/oeuvres/cavalier-l-epee-a-la-main-courant-au-galop-vers-la-droite-onzieme-numero-d-une#infos-principales



№12. https://www.parismuseescollections.paris.fr/fr/petit-palais/oeuvres/mousquetaires-a-cheval-courant-vers-la-gauche-douzieme-numero-d-une-suite-de-19



№13. https://www.parismuseescollections.paris.fr/fr/petit-palais/oeuvres/commandant-a-cheval-donnant-ses-ordres-et-se-dirigeant-a-droite-treizieme#infos-principales



№14. https://www.parismuseescollections.paris.fr/fr/petit-palais/oeuvres/cavalier-l-epee-a-la-main-courant-vers-la-droite-quatorzieme-numero-d-une-suite#infos-principales



№16. https://www.parismuseescollections.paris.fr/fr/petit-palais/oeuvres/deux-cavaliers-se-battant-au-pistolet-seizieme-numero-d-une-suite-de-19-pieces#infos-principales

Другие гравюры Стефано делла Белла



Заблудившийся всадник спрашивает дорогу. 1649. https://www.parismuseescollections.paris.fr/fr/petit-palais/oeuvres/le-cavalier-egare-qui-demande-son-chemin#infos-principales Здесь всадник тоже в ботфортах.



Упражнения в манеже. https://www.parismuseescollections.paris.fr/fr/musee-carnavalet/oeuvres/manege-seance-d-equitation#infos-principales Здесь ботфорты просто необходимы - они есть не только у всадника, но и у тренера.



Всадник с мушкетом. 1642. https://www.parismuseescollections.paris.fr/fr/petit-palais/oeuvres/agreable-diversite-de-figures-soldat-a-cheval-tenant-son-mousqueton-devant-lui#infos-principales



Охотники. https://picryl.com/media/jagers-kijken-toe-hoe-een-een-hert-opgejaagd-c966aa Охотники-дворяне в ботфортах, а слуги в мягких сапогах с отворотами.



Всадник и собачка. https://www.parismuseescollections.paris.fr/fr/petit-palais/oeuvres/un-cavalier-et-un-chien#infos-principales Здесь, видимо, никаких опасностей не ожидается, поэтому всадник свои сапоги разворачивать не стал, хотя их явно можно развернуть.

забытые вещи, ботфорты, XVII век, Стефано делла Белла

Previous post Next post
Up