Забытые вещи - 11. Драгоценные "сувениры дружбы"

Jun 19, 2021 18:21


На этом предмете - коробочке? футляре? портсигаре? - написано «Сувенир дружбы». К дружбе он, впрочем, имеет мало отношения, а «сувениром» может быть назван только в старинном значении этого слова. Что же было у него внутри?



«Сувенир дружбы» в корпусе из слоновой кости в золотой оправе. На лицевой стороне эмалевый миниатюрный портрет девушки, а на оборотной - изображение пары у алтаря Любви. Париж, 1776-1777. https://www.christies.com/en/lot/lot-4741277



Сначала это были вещи чисто утилитарные, без всякой сентиментальной нагрузки. Грифельный карандашик в металлической оправе, чтобы не пачкал руки, и несколько костяных пластинок, на которых можно этим карандашиком записать нужные цифры или два-три слова на память - такой набор можно было носить с собой в кармане. Дома все, что нужно, переписывали на бумагу, костяные пластинки протирали, и набор был снова готов к работе.

По-французски эти костяные пластинки называются tablettes (сейчас тем же словом именуют электронные планшеты). В «Энциклопедии» Дидро о них говорится: «tablettes, которые мы употребляем для письма, представляют собой род небольшой книжечки из нескольких листков слоновой кости, бумаги или пергамента, на которых записывают карандашом то, о чем желают потом вспомнить».



Архитекторский письменный прибор в кожаном футляре. В набор, помимо циркуля, измерителя и линейки, входят грифель в серебряной оправе, три пластинки слоновой кости, раскрывающиеся веером, две ручки с металлическими перьями и крохотная чернильница с крышкой. Париж, первая треть XVIII века. https://www.auction.fr/_fr/lot/pierre-ii-le-maire-et-baradelle-xviiie-siecle-etui-necessaire-d-architecte-de-16499735

Вслед за мужчинами грифельный карандашик и пластинки слоновой кости для записей включили в свой набор для несессера и дамы. Разумеется, набор упаковывался в красивый - а если средства позволяли, то откровенно роскошный - футляр.



Дамский дорожный несессер в золотом футляре. В комплект входят ножницы, складной ножик, грифель в золотой оправе, пластинки слоновой кости и еще какие-то инструменты. На футляре с одной стороны юные девы среди голубок и цветочных гирлянд, с другой собака, символизирующая верность, и павлин, символизирующий преходящие земные радости. Около 1760 года.

В начале 1770-х годов кому-то пришла в голову удачная мысль, что такой письменный прибор может стать превосходным подарком для молодой дамы. Всевозможные коробочки и ларчики в XVIII веке очень любили; особенной популярностью пользовались табакерки - их делали из редких и ценных материалов и всячески украшали. Пишут, что при Людовике XIV имели табакерку, чтобы нюхать табак, а при Людовике XV нюхали табак, чтобы иметь красивую табакерку и иметь возможность похвалиться ею в компании. Табакерка служила почти универсальным подарком во многих официальных и неофициальных ситуациях.

Но молодые дамы табак не нюхали, и им надо было дарить что-то иное. Карманный набор из костяных пластинок и карандашика в нарядном футляре подошел как нельзя лучше: полезная вещь небольшого размера, которую удобно показать и приятно обсудить в обществе.

Тот, кто первым подарил своей даме такой набор, заказал сделать на футляре надпись «Souvenir d’аmitié» - ее можно понимать по-разному, и как «памятный подарок от друга», и как «в память о дружбе», и как «сувенир дружбы» (в старом значении слова «сувенир» - подарок от близкого человека), и даже как «дружеская записная книжечка» (еще одно старое значение souvenir). Как бы то ни было, надпись - Souvenir с одной стороны, d’аmitié с другой - с тех пор воспроизводилась на всех таких предметах за редчайшими исключениями (о двух таких исключениях будет сказано в конце).



Фарфоровый «сувенир дружбы», оправленный в золото. Ничего лишнего - записная книжечка из трех пластинок слоновой кости и оправленный в золото карандашик. Дрезден, 1770-е годы. https://www.masterart.com/artworks/16987/gold-mounted-porcelain-etui-a-tablettes

Разумеется, «дружбу» здесь надо понимать достаточно широко. Были, наверное, случаи, когда «сувенир дружбы» дарила по какому-нибудь важному поводу подруга или, например, кузина, но чаще всего это был подарок от кавалера даме, к которой он неравнодушен.



Из всего, что удалось найти, это единственный предмет «про дружбу». На лицевой стороне изображены две юные девы и некий алтарь - видимо, дружбы. Корпус из золота отделан эмалью двух цветов с росписью. https://www.ouaissantiquites.com/objectdetails/849016/18119/antique-store-paris



На обороте - собака, традиционный символ верной дружбы. https://www.ouaissantiquites.com/objectdetails/849016/18119/antique-store-paris

Вряд ли кавалер, преподносящий такой дорогой, красивый и многозначительный подарок, планировал довольствоваться статусом «просто друга». На «сувенирах дружбы» обычно изображались аллегорические картины «про любовь» - то алтарь Любви, то коронование Любви, то какие-нибудь полуодетые красавицы в окружении амуров и зефиров.



«Сувенир дружбы» из черепахового панциря в золотой оправе. На обеих сторонах помещены оправленные в золото миниатюры в технике гризайль на слоновой кости. На лицевой стороне Амур возжигает огонь на алтаре Любви. Известно имя ювелира - это Пьер-Дени Шомон, получивший статус мастера в 1777 году. Париж, 1777. https://www.beaussant-lefevre.com/lot/7679/1494070?

Такие вещи чаще всего делались на заказ и часто украшались портретами и вензелями - иногда дамы, иногда кавалера, а иногда и обоих.

Портреты писали отдельно художники-миниатюристы, а потом уже мастер-ювелир вставлял их в рамку под стекло на «сувенире дружбы».



Золотой корпус в синей эмали украшен с обеих сторон миниатюрными портретами. На лицевой стороне портрет дамы. Франция, 1781-1783. https://www.anticstore.art/78061P



На оборотной стороне портрет молодого человека. https://www.anticstore.art/78061P



Корпус из слоновой кости в золотой оправе; на лицевой стороне под стеклом миниатюрный портрет мужчины, на оборотной - щит в обрамлении цветов. Париж, 1780-е годы. https://www.beaussant-lefevre.com/en/lot/86923/8168282



Корпус из слоновой кости в золотой оправе, на двух сторонах парные миниатюрные портреты. Париж, 1780-1782. https://www.daguerre.fr/en/lot/103938/11830343?offset=100&



Корпус из слоновой кости в золотой оправе, на лицевой стороне портрет юноши. 1770-1780-е годы. https://www.binocheetgiquello.com/lot/97713/10385441?offset=50&



Корпус из черепахового панциря оправлен в серебро и отделан перламутром. На лицевой стороне портрет дамы. Карандашик внутри тоже оправлен в серебро. Франция, около 1780 г. https://www.weber-antiquites.com/produit/etui-souvenir-damitie-xviiie-siecle-ecaille-carnet-de-bal/



Лаковый «сувенир дружбы» в золотой оправе. На лицевой стороне миниатюрный портрет молодого человека, выполненный на слоновой кости. Франция, 1770-1780-е годы. https://www.proantic.com/display.php?mode=obj&id=677527



На оборотной стороне портрет девушки. https://www.proantic.com/display.php?mode=obj&id=677527



Миниатюры выполнены на перламутровых накладных пластинках, оправа золотая, а сам корпус, видимо, кожаный. На лицевой стороне к сидящей девушке приближается Морфей на крыльях бабочки. https://www.the-saleroom.com/en-gb/auction-catalogues/salutoauctions/catalogue-id-saluto10004/lot-dbe3d57e-416c-4f0c-a91f-ad490121581a



На оборотной стороне, похоже, спящий Амур - тогда девица, вероятно, Психея.https://www.the-saleroom.com/en-gb/auction-catalogues/salutoauctions/catalogue-id-saluto10004/lot-dbe3d57e-416c-4f0c-a91f-ad490121581a



Корпус покрыт пластинками перламутра и оправлен в серебро. На лицевой стороне под стеклом изображен алтарь Любви. https://www.catawiki.fr/l/42300597-carnet-de-bal-souvenir-d-amitie-louis-xvi-argent-nacre-collage-fin-du-xviiie-siecle



На оборотной стороне, видимо, отдыхающий Амур. https://www.catawiki.fr/l/42300597-carnet-de-bal-souvenir-d-amitie-louis-xvi-argent-nacre-collage-fin-du-xviiie-siecle



Корпус из золота в эмали и бриллиантах, а на лицевой стороне под миниатюрой с изображением алтаря любви открывается потайное отделение, в которое вложена прядь волос. 1780-е годы. https://catalog.antiquorum.swiss/en/lots/unsigned-lot-321-10



Пластинки из слоновой кости уцелели, а карандашик утерян. Миниатюра на оборотной стороне изображает коронование Любви. https://catalog.antiquorum.swiss/en/lots/unsigned-lot-321-10

Что записывали дамы на этих пластинках слоновой кости при Старом порядке, неизвестно, но когда уже при Наполеоне снова начались большие балы, для «сувениров дружбы» нашлось постоянное применение - в них стали вести записи, кому обещан какой танец. Поэтому их часто называют carnet de bal, «бальная книжечка», хотя настоящие книжечки для балов появились несколько позже. На сайте Эрмитажа такой предмет справедливо назван просто «карне», без упоминания о балах.



Корпус сделан из прессованного порошка рога (пластмасс еще не было, приходилось выкручиваться), покрыт лаком и оправлен в золото с эмалью - получилось очень похоже на дорогие модели. Вместо бриллиантов здесь стразы. Миниатюрный портрет дамы сделан на слоновой кости. http://www.chayette-cheval.com/lot/98564/10634719?npp=150&



На обороте под стеклом ажурная декоративная композиция на подложке из сплетенных волос. http://www.chayette-cheval.com/lot/98564/10634719?npp=150&



Корпус из слоновой кости в золотой оправе. На оборотной стороне миниатюра с изображением богини Дианы. Может быть, тут действительно «просто дружба». https://www.moinat.ch/ru/divers/12234-carnet-de-bal-souvenir-d-amitie.html

Записные книжечки для записи танцев на балу - настоящие книжечки с бумажными страницами - появились только в 1820-х годах. На них по-прежнему писали Souvenir (в значении «записная книжка»), но о «дружбе» уже не упоминали. Исчезли и прежние грифели - еще в 1794 году во Франции был запатентован карандаш современной конструкции, с графитовым стержнем, удобный для письма на бумаге.



Новая модель бальной книжечки, появившаяся в 1820-х, сохранила только слово «сувенир». Переплет из пластин перламутра в золотой оправе украшен эмалью. https://www.ouaissantiquites.com/objectdetails/782653/18119/antique-shop-paris



Здесь надпись «сувенир» не сразу заметна - она на ленте, которую несут два голубка. Это уже не бальная, а просто записная книжечка - внутри множество разных записей и переписанные стихи Байрона. Карандашик тоже прилагается. Вещь красивая, но не безмерно дорогая - используется не золото, а бронза. Франция, 1820-1830-е годы. https://www.proantic.com/display.php?mode=obj&id=702696



На этой книжечке слово SOUVENIR зашифровано драгоценными камнями: Saphir, Opale, Uvite Rhodolite, Vesuvianite rouge, Emeraude, Natrolite, Idrocase, Rubis (сапфир, опал, изумруд и рубин понятны, об остальных остается догадываться). Такие шифры были придуманы ювелирным домом Chaumet еще в наполеоновскую эпоху. Переплет из черепахового панциря, в отделке золото и бирюза, карандашик прилагается. Франция, 1830-1840. https://www.proantic.com/display.php?mode=obj&id=684570

Бальные книжечки дожили до ХХ века, но надпись «Сувенир» утратили окончательно, и сувенирами их перестали называть даже по-французски.

Но «сувениры дружбы» по старинным образцам иногда еще заказывали в качестве роскошного подарка. Золото, эмаль, обилие бриллиантов, тонкая работа - это были вещи не только красивые и редкостные, но и демонстративно дорогие.



«Сувенир дружбы» с часиками, золотой корпус в синей эмали украшен с одной стороны миниатюрным портретом дамы, с другой - вензелем в обрамлении бриллиантов. Франция, около 1830 г. https://www.invaluable.com/auction-lot/case-carnet-du-bal-extremely-rare-carnet-de-bal-w-4143-c-d8c454591a



«Сувенир дружбы» в стиле XVIII века, но сделанный на сто лет позже, в конце XIX века. Золото, эмаль, обилие бриллиантов - на обороте еще выложенный бриллиантами вензель. Внутри традиционные пластинки из слоновой кости, карандашик и ножницы. https://www.sothebys.com/en/buy/auction/2020/the-collection-of-a-connoisseur/a-jewelled-gold-and-enamel-souvenir-damitie

А потом похожие драгоценные футляры стали делать уже без надписей и использовать для разных других надобностей.



Футляр для карт или для сигарет эпохи Ар Деко, сделанный по образцу старинных «сувениров дружбы». Золото, эмаль и немного бриллиантов. https://www.proantic.com/display.php?mode=obj&id=696757

А теперь обещанные два исключения. По форме и содержанию это типичные «сувениры дружбы», но надписи здесь другие.

1. Единственный в своем роде Gage de respect filial - «залог сыновней (или дочерней) почтительности»! Может быть, мама почтительного сына или теща почтительного зятя еще продолжала танцевать на балах, а может быть, нашла подарку другое применение.



Золото, эмаль, бриллианты; миниатюра на лицевой стороне изображает молодого воина у алтаря Любви и полуобнаженную красавицу. Вторая половина XIX века. https://www.auction.fr/_en/lot/gage-de-respect-filial-gold-and-enamel-carnet-de-bal-very-fine-15501202



На оборотной стороне изображен купидон, держащий щит с инициалами CF. https://www.auction.fr/_en/lot/gage-de-respect-filial-gold-and-enamel-carnet-de-bal-very-fine-15501202

2. Карне из Эрмитажа, подарок Екатерине II от Григория Потемкина. Алмазами выложена надпись «НАПОМИНАНИЕ БЛАГОДАРНОСТИ» («напоминание» - один из возможных переводов слова souvenir). На лицевой стороне богиня мудрости Минерва венчает лавровым венком портрет Екатерины II, поддерживаемый коленопреклоненным богом времени Хроносом; рядом муза истории Клио с раскрытой книгой. На оборотной стороне изображены фигуры воина и гения Славы перед жертвенником с надписью: "Тобою восхожу". Концептуально.



Подарок Екатерине II от Г.А. Потемкина. Золотой корпус покрыт прозрачной синей эмалью по гильошированному (гравированному) фону, отделан жемчугом, опалами и изумрудами, надпись выполнена алмазами. Франция, 1770-е годы. https://hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/08.%20Applied%20Arts/119411/!ut/p/z0/04_Sj9CPykssy0xPLMnMz0vMAfIjo8zi_R0dzQyNnQ28_J1NXQwc_YMCTIOc_dwNDE30g4tK9b30o_ArAppiVOTr7JuuH1WQWJKhm5mXlq8fYWChp-BYUJCTmZqi4FhUUqwfYWhoaWJoqF-Q7R7u6KioCAA9TL48/?lng=ru

Есть несколько музыкальных произведений под названием «Сувенир дружбы», но найти в открытом доступе удалось только это - и оно отлично подходит в качестве музыкального сопровождения. Фернандо Сор (1778-1839), испанский / французский композитор и гитарист.

https://www.youtube.com/watch?v=8u7CmW44v0g

http://crgrecordings.com/from: OP. 46, FANTASY IN A MAJOR, "SOUVENIR D'AMITIÉ"

забытые вещи, сувениры, XIX век, XVIII век

Previous post Next post
Up