На полях мемуаров - 55. Телеграф, Наполеон и ботаник

May 21, 2021 22:37


Маркиза де Ла Тур дю Пен была внимательна к техническим новшествам. Вот, например, телеграф:

«Королева Гортензия получила в Ахене известие о благополучном разрешении от бремени своей невестки, имевшем место в Милане в 9 часов утра. В полдень об этом узнали в Париже, в половине второго в Брюсселе, и в 8 часов вечера конным почтовым курьером известие было доставлено в Ахен. Телеграф, пар и железные дороги изменили мир!»

Речь идет об оптическом телеграфе Шаппа, изобретенном в 1790 году. Первая линия между Парижем и Лиллем была испытана в 1794 - Республика оценила военное значение изобретения, и уже в том же году по телеграфу было получено сообщение о взятии города Конде на Шельде. На следующий год лилльскую линию продлили до Брюсселя, теперь уже присоединенного к Франции. Наполеон отлично понимал важность средств связи для своей империи: в 1805 была оборудована линия Париж-Турин, а в 1810 в северном направлении телеграф дошел до Амстердама, а в южном - до Венеции и Мантуи (1200 км через перевал Монсени, 124 станции). Скорость передачи составляла примерно два слова в минуту; при всех недостатках, связанных с повторением сообщения на каждой станции (подробности см. в романе Дюма «Граф Монте-Кристо»), это была техническая революция.



Телеграф Шаппа. Иллюстрация из книги «Чудеса науки» 1868 г. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:T%C3%A9l%C3%A9graphe_Chappe_2.jpg



Оптический телеграф проработал до середины XIX века, а в некоторых регионах и отраслях экономики задержался и дольше - вспомним хотя бы семафор в стихах про дядю Степу. На смену ему пришел телеграф электрический, ну а дальше технические революции в этой области следовали одна за другой. Сейчас мы можем запросто поговорить по телефону с собеседником, находящимся на другой стороне земного шара или даже на земной орбите, и задержка при передаче сигнала становится заметной для нас, простых пользователей, только на больших космических расстояниях.

Трудно даже представить себе, что два века назад телеграф был технической новинкой, почти неизвестной и уж точно не применяемой за пределами Франции, Англии и некоторых их соседей. Сообщения доставлялись по суше со скоростью конного (там, где можно было проехать верхом) или даже пешего курьера, а по морю - со скоростью парусника, которого еще надо было дождаться. Посмотрим на примере, к чему это приводило.

Место и время: Пернамбуку, 1817 год.

Ссылки на произведения, создающие необходимую атмосферу, есть в конце поста.



Иллюстрация из книги Генри Костнера «Путешествия по северной части Бразилии с 1809 по 1815 год, включая провинции Пернамбуку, Сеара, Параиба, Мараньон и пр. Париж, 1818. https://www.bn.gov.br/acontece/exposicoes/2017/05/biblioteca-nacional-exibe-mostra-sobre-revolucao

Пернамбуку - это в Бразилии, где дикие обезьяны, доны Педро (по местному, конечно, Педру) и рабыня Изаура. Центр провинции (капитанерии) Пернамбуку - город Ресифи. Южнее расположена провинция Баия, где в следующем веке будут жить дона Флор, два ее мужа и другие персонажи Жоржи Амаду. Еще дальше к югу столичный город Рио-де-Жанейро, куда будет так стремиться Остап Бендер.

В 1817 в Рио-де-Жанейро, вы удивитесь, королевский двор. Король дон Жуан VI с семейством в конце 1807 сбежал от наполеоновских войск в Бразилию, которая тогда была просто португальская колония. В 1815, когда Наполеона окончательно разбили, дон Жуан VI объявил Бразилию королевством в составе Объединенного королевства Португалии, Бразилии и Алгарве и домой в Португалию возвращаться не спешил. Даже когда его сын дон Педру, будущий бразильский император, женился в 1817 на австрийской принцессе, венчание в Вене совершалось без жениха.



Томас Эндер. Панорама города Рио-де-Жанейро, 1817. Полутора миллионов человек, о которых толковал Остап Бендер, там еще нет, но белые штаны - да, присутствуют в большом количестве. http://enciclopedia.itaucultural.org.br/obra7433/panorama-der-stadt-rio-de-janeiro-gesehen-von-der-terrasse-des-morro-da-conceicao-panorama-da-cidade-do-rio-de-janeiro-visto-do-terraco-do-morro-da-conceicao

Экономика провинции Пернамбуку была основана, разумеется, на рабском труде и ориентирована на экспорт сахара и хлопка. Платить налоги в центр и содержать дорогостоящий королевский двор местным элитам было ну очень обидно, да и подчиняться назначенным из столицы португальцам не хотелось, и в марте 1817 года в Пернамбуку случилась революция.



Вид города Ресифи в начале XIX века. https://www.bn.gov.br/acontece/exposicoes/2017/05/biblioteca-nacional-exibe-mostra-sobre-revolucao

Революционеры (среди которых было необычно широко представлено духовенство - самая образованная часть местного населения) провозгласили независимую республику. О политической программе распространяться не имеет смысла, достаточно сказать, что рабов освобождать ни в коем случае не собирались - временное правительство на этот счет высказалось вполне определенно. Подробности восстания и его подавления тоже излагать не буду; само восстание было относительно бескровным, а подавляли его очень жестко, с публичными казнями повстанцев и даже выкапыванием и четвертованием останков тех, кто успел погибнуть до суда.



Пернамбукское временное правительство. https://www2.camara.leg.br/a-camara/visiteacamara/cultura-na-camara/arquivos/avante-patriotas

А пока угадайте, что в этом во всем привлекает меня.
 Ну, конечно же, нарочный, Боже ж ты мой!
 как он это поскачет сейчас, полетит,
 не касаясь дороги, помчится стрелой.
                                                           Михаил Щербаков

Следим за тем, с какой скоростью распространялась информация о событиях в Пернамбуку и что из этого вышло.

Бразилия

Итак, 6 марта вспыхивает восстание. Революционеры планировали выступление на более позднюю дату, но армейский капитан из местных, обвиненный в заговоре, убил военного-португальца, и это стало сигналом к бунту.



Взятие восставшими форта Брун, где укрылась администрация провинции. Картина современного пернамбукского художника Даниэля Араужу создана на основе описаний, оставленных современниками событий. https://revistacontinente.com.br/edicoes/195/revolucao-de-1817--o-ano-em-que--o-brasil-nasceu



Форт Брун сохранился до наших дней. https://brasilescola.uol.com.br/historiab/revolucao-pernambucana.htm

Особого сопротивления на месте восставшие не встречают, губернатора смещают и отправляют в Рио на каком-то не слишком быстроходном судне. 13 марта из Ресифи уходит корабль на Барбадос с американцем Чарльзом Боуэном на борту - он везет первые известия о восстании и письмо, адресованное властям США. Еще через несколько дней отплывают суда в Португалию - в Порту и в Лиссабон.



Луис Шлапприц. Повстанцы на центральной площади Ресифи. Гравюра 1863-1868 г. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Campo_das_Princezas,_(Largo_do_Palacio).jpg

14-15 марта известия о революции доходят до соседней провинции Баия, и тамошний губернатор отправляет сообщение в Рио. Революционеров пока никто не тревожит, да никто о них дальше Баии пока и не знает. Они там у себя провозглашают республику, формируют временное правительство, разрабатывают дизайн флага, выпускают прокламации. Изгнанный из Пернамбуку губернатор доплывает до Рио с новостями только 25 марта. Правительство начинает разрабатывать меры. 28 марта губернатор Баии, не дожидаясь указаний из центра, снаряжает войска для подавления восстания - но эти войска еще не сразу доберутся до места.



Антониу Парейраш (1860-1937). Освящение знамен революции 1817 года. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:B%C3%AAn%C3%A7%C3%A3o_das_bandeiras_da_Revolu%C3%A7%C3%A3o_de_1817.jpg

А временное правительство тем временем назначает посла в Соединенные Штаты Америки, очень колоритного персонажа по имени Антониу Гонсалвеш да Круз, а по прозвищу Кабуга, состоятельного негоцианта и, между прочим, мулата - будучи рабовладельческим, местное общество не было в буквальном смысле слова расистским. Кабуга отплывает в Штаты 6 апреля с заданием добиваться признания новой республики на государственном уровне, закупать оружие и боеприпасы, а также рекрутировать желающих послужить в вооруженных силах.

Примерно к этому времени Чарльз Боуэн приплывает, наконец, на Барбадос, делится там новостями и дожидается корабля в Штаты. А 12 апреля с Барбадоса уходит корабль в Портсмут и везет услышанные от Боуэна новости в Англию.

США

23 апреля Чальз Боуэн прибывает в американский порт Норфолк, на следующий день информация о восстании в Пернамбуку появляется в местной газете, ее перепечатывают другие издания. 2 мая Боуэна принимает и.о. руководителя госдепартамента Ричард Раш. К середине мая до Штатов добирается и Кабуга - плавание из Пернамбуко без пересадок заняло у него 39 дней. 5 июня он встречается с президентом Центрального банка США, а 16 июня - с Ричардом Рашем, которому передает письмо для президента Монро.

Официального признания Республики Пернамбуку Кабуга не добился, но власти США все-таки отправили туда консула. Кроме того, власти решили не мешать Кабуге закупать оружие и вербовать воинский контингент, тем более что в Штатах на тот момент находилось чуть ли не десять тысяч бывших наполеоновских вояк, покинувших родину после Ватерлоо. Кому-то из них во Франции грозил смертный приговор, а кто-то просто надеялся найти применение своим способностям в Новом Свете. Кабуга вышел на этих эмигрантов и познакомился с их лидером, Жозефом Бонапартом, братом Наполеона. С ним он вел переговоры о приглашении опытных французских военных на службу в армию Республики Пернамбуку.



Дом Жозефа Бонапарта в Бордентауне, Нью-Джерси. Брат Наполеона жил в США с 1815 по 1832; этот дом он купил в 1817. https://fr.wikipedia.org/wiki/Joseph_Bonaparte#/media/Fichier:Bordentown_Joseph_Bonaparte_003.jpg

Бонапартисты постоянно строили планы, как бы вытащить своего императора с острова Святой Елены. Возникла идея использовать новоявленную Республику Пернамбуку в качестве базы и места сбора участников военного предприятия - оттуда было бы удобнее всего добраться до острова, чтобы высадить в нескольких местах десанты, отбить Наполеона и доставить его в США.



Из Пернамбуку до острова Святой Елены действительно добираться гораздо ближе, чем из США - хотя тоже не ближний свет, больше 3000 км. Исходная карта вот отсюда: https://golos.id/ru--priroda/@ms-boss/ostrova-svyatoi-eleny-vozneseniya-i-tristan-da-kun

Для подготовки операции в Пернамбуку направляются военные специалисты: Поль-Альбер Латапи де Лигони, Луи-Адольф де Понтекулан, Пьер-Реми Роле и Артон (о нем ничего разузнать не удалось, возможно, его фамилия читалась как Артонг или даже Гартунг). Эта группа отплывает из Нью-Йорка 16 июня на куттере «Парагон» (куттер - это такое небольшое одномачтовое парусное судно, довольно быстроходное; куттеры любили использовать контрабандисты).

Европа

16 мая известия о революции достигают Лиссабона, 23 мая - Порту, 24 мая - Портсмута. 27 мая информация появляется в «Таймс». В начале июня герцог Веллингтон в Париже собирает послов Австрии, Пруссии, России и Испании для обсуждения ситуации в Бразилии.

А в тишине под сенью девственного леса…

30 апреля в Рио начинают грузить на суда экспедиционный корпус для подавления восстания в Пернамбуку. Заодно назначают нового губернатора, Луиша де Рего Баррето - старого отдали под суд и посадили в крепость за то, что не справился с мятежом.



Луиш де Рего Баррето (1777-1840). https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Lu%C3%ADs_do_R%C3%AAgo_Barreto.png

Войска, посланные из Баии, разворачивают военные действия против восставших. 19 мая революционеры оставляют Ресифи, и на следующий день туда входят правительственные войска.



Подавление восстания. Красным показаны перемещения войск, посланных губернатором Баии, голубым - экспедиционных войск из Рио (на подписи к картинке все наоборот). https://www2.camara.leg.br/a-camara/visiteacamara/cultura-na-camara/arquivos/avante-patriotas

30 мая до Баии добирается новый губернатор с экспедиционным корпусом, который тут же следует на подмогу войскам, уже действовавшим в Пернамбуку.

Против регулярных войск у местных революционеров шансов не было. Дальше власти уже вылавливали и ликвидировали тех, кому поначалу удалось скрыться.

14 июня в Рио приходит известие о вступлении правительственных войск в Ресифи. 10 июля информация появляется в американских газетах, 17 июля в лондонской «Таймс».

Ну а французские заговорщики все еще плывут в Пернамбуку, не зная, что никакой республики там уже нет.

Занимайте места, господа вояжеры, таков эпилог…

Американский консул прибыл 6 июля и благодаря своему дипломатическому статусу серьезных проблем не имел, несмотря на явное сочувствие и даже кое-какую помощь проигравшим революционерам.

Французские заговорщики дипломатическим иммунитетом не обладали. Латапи, Роле и Артонг высадились в провинции Параиба, где их немедленно задержали местные власти и отправили в Ресифи, чтобы там уже разбирались насчет их связей с бунтовщиками. В результате Латапи, к большому удивлению тех, кто его допрашивал, выложил всю историю про бонапартистский заговор и был вместе с Артоном отправлен в Рио-де-Жанейро, чтобы там тоже послушали - интересно же!

Понтекулан остался в соседней провинции Риу-Гранди-ду-Норти, выдавая себя за ботаника и врача (!), подружился с переводчиком местного губернатора, вежливо отказался от предложения поступить на службу по медицинской части и получил вполне официальные бумаги, позволявшие ему беспрепятственно путешествовать по всей территории Бразилии для изучения местной флоры - вполне подходящее прикрытие для разведывательной миссии.



Луи-Адольф Ле Дульсе де Понтекулан (1794-1882). Это уже не бразильская революция, а бельгийская, в 1830 году - там он тоже отметился. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Portret_van_Louis-Adolph_Le_Doulcet,_Comte_de_Pont%C3%A9coulant,_1830_Ad._V.te_De_Pont%C3%A9coulant._Commandant_le_Reg.t_des_Tirailleurs_(L%C3%A9gion_Belge_parisienne)_(titel_op_object),_RP-P-OB-40.337.jpg

Но разведать ему ничего особенного не удалось; там было много разнообразных неприятностей, но власти в конечном итоге разобрались, где какой заговор, и от греха подальше выслали всех этих подозрительных французов из страны. Это, надо признать, был еще не самый худший вариант - могли и казнить для примера.

Латапи, Понтекулана и Артона за казенный счет отправили в Европу, доставили на португальско-испанскую границу и выпроводили. Латапи в Мадриде арестовали и передали французским властям, у которых к нему были серьезные претензии; он бежал, добрался до Америки, потом снова вернулся в Европу, участвовал в Испании в очередной гражданской войне, в итоге дослужился в испанской армии до генерала. У Понтекулана впереди была долгая жизнь с разными неожиданными поворотами - я надеюсь о нем рассказать отдельно; следы Артона на этом теряются.

Роле не стал дожидаться депортации, перебрался в Аргентину, много лет воевал в разных революционных и национально-освободительных армиях от Аргентины до Перу, сиживал и в тюрьмах, а в конце концов осел в Чили, где тоже успел прежде повоевать, обзавелся поместьем и семьей и окончил свои дни в почете мэром местного городка.

Если бы не опоздали к революции, кто знает, что бы с ними со всеми было.

Так что в этой части истории эпилог будет из Игоря Губермана (ботаник в джунглях - это определенно Понтекулан!):

Вовлекаясь во множество дел,
не мечись, как по джунглям ботаник,
не горюй, что не всюду успел, -
может, ты опоздал на «Титаник».
                                   Игорь Губерман

А для нас еще немного про телеграф, с которого история началась.

Тайный план, как это часто бывает, не остался тайной для тех, против кого он был направлен. Французский эмигрант Руль, рассорившийся с бонапартистами, рассказал все подробности французскому послу в Вашингтоне, тот поделился с английским коллегой, так что командование английского гарнизона на острове Святой Елены через несколько месяцев тоже было проинформировано.

В феврале 1818 года российский представитель на острове граф де Бальмен в письме своему начальству, отправленном с капитаном корабля Ост-Индской компании, писал:

«Происки бонапартистов в Фернамбуке сильно озабочивают сэра Гудсона Лоу. Он без устали трудится над укреплениями Св. Елены, ставит в разные места новые телеграфы и батареи, и удвоил караулы в Лонгвуде. Я постоянно вижу его верхом, окруженного инженерами и мчащегося галопом то туда, то сюда. Нельзя порицать его крайней бдительности, но он таки заходит в ней слишком далеко и впадает в смешное, ибо никакой истинной опасности нет. Что мог бы он сделать 6ольшего, если бы он был перед лицом неприятеля?» (http://adjudant.ru/napoleon/balmain04.htm)

В Российской империи свой телеграф, как и многое другое, был изобретен И.П. Кулибиным в 1794 году, но денег на строительство телеграфной линии Академия наук не нашла, и «дальнеизвещающую машину» сдали в кунсткамеру. Первая линия системы Бетанкура между Петербургом и Шлиссельбургом появилась в 1824. Линия Петербург-Варшава была построена только в 1839 году, за пять лет до появления электрического телеграфа.

Так что в Россию известия из дальних стран поступали по-старинному неспешно. Например, о пернамбукских делах можно было прочитать в месяцеслове Академии наук на 1818 год, в перечне событий 1816-1817 годов:



События конца марта 1817 г. в «Месяцеслове» за 1818 г.



События начала мая 1817 г. в «Месяцеслове» за 1818 г. Тут и свадьба дона Педру, и подавление революции.

А это для атмосферы:

«Предположим, герой - молодой человек, холостой кавалер…» (Михаил Щербаков)

https://soundcloud.com/oleksandr-zhyhinas/predpolozhim а авторском исполнении

https://www.youtube.com/watch?v=V8yg8YeCf3g здесь в исполнении Лидии Чебоксаровой

«Мексиканское танго» (Бродский - Мирзаян)

https://youtu.be/z5Kx3liGUIc

«На далекой Амазонке» (Киплинг в переводе Маршака, Берковский, Никитин)

https://www.youtube.com/watch?v=asH7NFAJGFA

«Золотой теленок» 1968

https://www.facebook.com/watch/?v=3124512137592784

Бразилия, телеграф, Латапи, XIX век, Понтекуланы, Мемуары маркизы де Ла Тур дю Пен

Previous post Next post
Up