Наша глава - содержит в себе важнейшие и ключевые схемы, являющиеся описанием внутренних конфликтов.
Классичесские оппоненты-партнеры - Яаков и Эсав.
Четыре сюжета:
1. Толкание в животе матери.
2. Рождение и последовательный выход - Эсав - первый, Яаков - за ним, держа Эсава за пятку.
3. Продажа первородства в обмен на красную похлебку.
4. Обман отца при получении благословений.
Толкание в животе матери.
Нам сообщают, что внутри нас есть не одна личность, а две субличности с конкурирующими интересами.
Снаружи это далеко не очевидно.
В Торе это представлено как то, что Ривка, видя непоследовательность внутренних проявлений - недоумевала, пока не узнала от пророка, что внутри нее не один а два сына.
Рождение и последовательный выход братьев.
Эсав - первый, Яаков - за ним, держа Эсава за пятку.
Нам сообщают, что Эсавская субличность - стремится выскочить первой, она всегда готова (имя Эсав - готовый). Наша цель: а) знать, что может быть вторая субличность; б) остановить (схватить за пятку) Эсавское проявление; в) вывести в свет действие, за которым стоит интерес Яковской субличности.
Продажа первородства в обмен на похлебку.
Нам сообщают, что Эсавская субличность более старая (первородство) и до поры до времени обладает привилегированным доступом к ресурсам. Наша задача - сделать приоритетной Яковскую (более зрелую) субличность.
Но, чтобы Эсавская субличность не возмутилась, надо дать ей то, что ей на самом деле нужно. Ей нужна красная похлебка - материальная подпитка (а не власть).
Обман отца при получении благословений.
Нам сообщают, что кроме двух субличностей в человеке есть диспетчер (Отец - Ицхак), который распределяет ресурсы. Пока человек - ребенок, в нем монопольно властвует Ецер а-Ра - Эсавская субличность. Это означает, что диспетчер (Отец) привык выбирать Эсава в качества получателя ресурсов.
В момент взросления (в частности, Бар-Мицва) мы должны научить Диспетчера делать выбор в пользу Яковской субличности. При этом Диспетчер все еще привык отдавать монопольное предпочтение Эсаву. Появление второй альтернативы - означает появление свободы выбора.
Вопрос - как сделать так, чтобы Диспетчер, привыкший считать ецер а-ра единственным получателем ресурсов - сделает выбор в пользу ецер а-тов.
Для этого - в первый раз мы должны сделать так, чтобы Ецер а-Тов выглядел для диспетчера как Ецер а-Ра (Яков прикидывающийся Эсавом).
После того, как Диспетчер отдает предпочтение Якову, думая (в момент принятия решения) что отдавал ресурсы Эсаву - мы раскрываем карты. Мы сообщаем диспетчеру, что он впервые принял новое решение. Познакомившись с этим новым выбором, диспетчер теперь владеет обеими альтернативами, т.е. приобретает свободу выбора.
Внутренняя Тора - архетипы, сюжеты и субличности, глава "Толдот" 02.12.2008
© 2011 -
Еврейская глубинная мудрость - регулярные материалы от р. Меира Брука