Извечный вопрос творческого человека

Apr 17, 2012 20:08

Оригинал взят у loco_bird в Извечный вопрос творческого человека
Знаете, какой вопрос мне задают чаще всего читатели моего блога?
Тот же самый, который я сама часто задаю себе.

Вот такое письмо пришло на днях, автор разрешила его опубликовать:

"Привет, Нелли!
Я случайно наткнулась на твой блог и вот уже 00.35, обычно я ложусь спать раньше, но не могуууу, потому что меня теперь за уши не оттащить от твоих записей. Мне очень нравится как ты пишешь, нравится, что ты любишь йогу и еще то, что у нас общая френдесса, которую я безмерно ценю.
А да, вот как я тебя нашла: а просто задала гулглу вопрос " как совмещать творчеству и работу":) и тут раз - твоя запись на эту тему. То есть вселенная ответила на мой вопрос твоей записью;) как я могла не написать?;)
Да, я предсталюсь, меня зовут Л. и я обожаю писать, жизнь свою без этого не представляю. Книга у меня только одна, да и не то, чтобы успешная, но это не важно.
У меня жизненный вопрос, прости за беспокойство. так как я еще не совсем поняла как зарабатывать только сочинениями, я каждый день хожу на работу, что периодически повергает меня в печаль. Мне кажется, что жизнь моя проходит зря и так далее.
Я пока не нашла выхода, но понимаю, что долго так продолжаться не может.
Скажи, я правильно поняла: ты тоже совмещаешь творчество с работой? Если да как тебе удается это?
Да, я работаю с 9 до 18.00:) можно ли серьезно заниматься творчеством и ожидать результатов если ты посвящаешь ему меньше времени, чем не столь любимому делу?
Прости еще раз за беспокойство, спонтанно вышло, обычно я не беспокою незнакомых людей, тем более по ночам;)
Всего доброго, Л."

Сначала я хотела ответить, что уже не раз писала об этом.
Но потом подумала-подумала и поняла, что у меня много новых наблюдений на эту тему.
После последнего його-семинара и с наступлением весны я чувствую себя как-то по-новому, по-другому, во мне больше драйва, я лучше справляюсь с делами.
Пришло время обобщить свой опыт и написать о нем.

Под катом вы найдете:
1. Ответ на вопрос: как совмещать творчество и работу
2. Семь творческих практик: как достичь успеха в любимом деле



Дорогая Л.!

Я тоже мечтаю о том дне, когда мои книги будут приносить мне достаточно дохода, чтобы не заниматься офисной работой. Искренне верю, что однажды этот день наступит, но путь писателя - это длинная дорога. Как минимум, сначала надо написать несколько хороших книг, каждая из которых отнимает уйму времени. К примеру, первый роман я писала год. Похоже, что и на второй уйдет столько же. Можно, конечно, строчить романы и за два месяца, но я свою книгу переварить за такой короткий срок не могу.

Разные люди выбирают разные пути.

  • Можно уверовать в тезис "Художник должен быть голодным" и начать жить очень-очень скромно. Однако, привыкнув к определенному уровню достатка и комфорта, очень трудно от него отказаться. Особенно, если на тебе, к примеру, ипотечный кредит.
  • Замужние женщины могут позволить мужу полностью обеспечивать себя. Но не все при этом чувствуют себя комфортно, и не у всех мужья зарабатывают достаточно. В конце концов, муж может сломать ногу и надолго застрять на больничном.
  • Можно уйти с офисной работы на фриланс и заняться чем-то еще, но надо понимать, что для достойного заработка сил и времени это будет отнимать не меньше, чем офисная работа, а то и больше.
  • Можно уйти на полставки или свободный график, но не каждый работодатель на это согласится.
  • Можно уехать в ЮВА и жить там дешево и счастливо удаленными заработками. Но не всем там нравится.
  • Можно последовать примеру Сергея Доля - открыть свое предприятие, сделать его успешным, нанять толковый персонал, и посвящать большую часть времени любимому делу. Но не каждый на это способен.

Поэтому большинству из нас приходится совмещать обычную работу с девяти до шести с любимым творческим делом.

А теперь попробую ответить на твой вопрос.

"можно ли серьезно заниматься творчеством и ожидать результатов если ты посвящаешь ему меньше времени, чем не столь любимому делу?"

1. Да, серьезно заниматься можно.
2. Ожидать результатов не стоит. Ожидание результатов - вообще довольно вредная штука. Надо учиться желать, не желая. Впрочем, это заковыристая тема, достойная отдельного разговора :) Можно ставить цели и делать шаги для их достижения, но в творчестве, как и в йоге, нужно отдаваться процессу, а не привязываться к шкуре неубитого медведя.

Теперь перейдем к практике.

Как совмещать творчество и работу?

Однажды я уже писала об этом. Но я постоянно меняюсь и приобретаю новый опыт. В этом посте я обобщу свои новые наблюдения.

Итак, семь творческих практик:

1. Управление временем.



Это заблуждение, что написать книгу можно, только если посвящать ей все свое время. Есть писатели-трудоголики, например, Дина Рубина, которая пишет по 12-14 часов в день, но многие авторы, как, к примеру, мой любимый и очень успешный Харуки Мураками, работают по 4-6 часов.

С разрешения автора приведу цитату из закрытого поста самого полезного писательского сообщества mi_pishem:

"Мало кому из писателей удавалось полностью посвятить себя написанию книг, пока они не достигли зенита славы. Писатель Т. Элиот в юности работал банкиром. Популярный автор детективов Гришэм был юристом. Роберт Фрост работал на ферме. Думаете, у них было больше свободного времени, чем у вас? Или вот еще пример - писательница Ширли Джексон, воспитывающая четверо детей. Когда ее спросили, как она организовала свой рабочий процесс, она ответила: «Все просто. Я сажусь за стол ночью, и слова льются свободным потоком. Почему так происходит? Потому что я думаю о своей книге весь день. Чем бы я ни занималась, я мысленно работаю над книгой, генерирую идеи!»."

Стивен Кинг, между прочим, вообще в прачечной работал.

Есть одно золотое правило, которое справедливо и для спорта, и для творчества, и для йоги. Лучше поработать полчаса, чем не работать вообще. Лучше работать по часу в день, чем раз в неделю по восемь часов. Иногда кажется - а чего садится за книгу, если у меня всего полчаса? Но из этих тридцати минут набегают идеи, предложения и абзацы, которые складываются в готовое произведение.

В моем новом романе сейчас 650 тыс. зн. и программа показывает, что я работала над ним 177 часов. По моему сюжету выходит так, что это чуть больше половины книги, но, на самом деле, это уже объем полноценного романа. Если работать по два часа в день, то на книгу достаточно трех месяцев.

Как найти свободный час? Об этом я здесь писать не буду, по тайм-менеджменту написаны десятки замечательных книг, а творческим людям могу порекомендовать книгу Яны Франк "Муза и Чудовище".

Дорогая Л.!
Попробуй уделять творчеству хотя бы полчаса каждый день. В конце недели результат тебя удивит.

2. Управление энергией



Может случиться так, что времени навалом, а сил на творчество нет.

Каждый человек обладает определенным энергетическим потенциалом. Энергии не может хватать на все. Это как деньги в кошельке - есть определенная сумма, не больше и не меньше. Если тебе не хватает денег, можно пойти двумя путями: больше зарабатывать и меньше тратить.

Откуда брать энергию? Проще всего из физухи - самой примитивной физической нагрузки. Бегать, плавать, кататься на велосипеде, гулять в лесу или в парке. Не зря тот же самый Мураками много бегает. Уборка дома и мытье окон в данном случае не прокатят, важна цель занятия и осознанность в его процессе.

Есть специальные энергетические и дыхательные практики для наполнения энергией. Самая простая - небольшие задержки на вдохе и выдохе. Подробнее - в офисной зарядке йогов.

Раскачку внутренней силы дают аскезы. Аскеза - это когда ты сознательно идешь на подвиг, на трудное, но благое дело. Например, обливаешься ледяной водой или купаешься зимой в проруби. Аскеза для каждого может быть своя. Для кого-то это пробежка на десять километров, для кого-то - пять минут утренней зарядки, для кого-то - уборка мусора с газона вокруг дома.

Куда энергия расходуется зря? Туда же, куда и деньги - на разную ерунду, от которой можно отказаться. Это телевизор, интернет, болтовня с коллегами, бестолковые походы по магазинам (настоящим и виртуальным) и т.д. и т.п.

Больше всего энергии отнимают эмоции. Чем острее мы реагируем на малозначительные события, тем больше энергии теряем зря. О том, как научиться владеть собой, см. п. 5. Как минимум, не стоит читать разные ужасы в новостях и переживать по этому поводу.

Об экономии энергии я подробно писала здесь, не буду повторяться.

Надо научиться распределять энергию между работой в офисе и любимым делом, причем так, чтобы на качестве работы это не сказывалось. Самые простые способы: не вовлекаться эмоционально, не принимать рабочие проблемы близко к сердцу и выкидывать их из головы сразу же, как только выходишь из офиса, не участвовать в длинных и бестолковых совещаниях, не пить чай с коллегами по два часа, а лучше сделать зарядку.

Дорогая Л.!
Попробуй бегать хотя бы два раза в неделю. Найди промежуток времени, когда ты обычно расходуешь свою энергию, например, читаешь новости или говоришь по телефону, и замени на пробежку или прогулку, т.е. накопление энергии.

Вот тут и тут можно найти полезные советы, как правильно начать бегать.

3. Уверенность в себе. Простройка картинки.



"Я не хочу стать какой-нибудь там звездой, я стану легендой" (с) Фредди Меркьюри.

В себя и свой успех надо верить. Не примерять на себе чужие неудачи. Не слушать того, кто говорит: у тебя ничего выйдет. И тех, кто кричит, что люди вообще скоро перестанут читать.

Проще сказать, чем сделать, правда?

Мне трудно описать то состояние, которое я хотела бы передать. Это не просто желание, это некая простройка намерения. Например, Фредди Меркьюри не хотел учиться водить, потому что был с самого начала уверен, что у него будет свой шофер. Когда ты пишешь, ты пишешь не "так, для себя, в стол", а работаешь над книгой, которую будут читать другие люди, и которая однажды будет издана в твердой обложке.

К примеру, желание стать миллионером и желание приготовить ужин по внутреннему ощущению сильно различаются, не правда ли? Я бы предложила взять желание, которое очень радостно по сути и осуществимо при некоторых очевидных усилиях. Например, поездка в отпуск. И дальше попробовать использовать что-то вроде НЛП-шного рефрейминга - перестроить внутреннее ощущение "я пишу успешную книгу" в формате "в августе я еду в отпуск". Непонятно?

Дорогая Л.!
Попробуй сесть и четко представить картинку "я - писатель". Твое имя - в списке самых успешных авторов мира. Продажи твоих книг исчисляются сотнями тысяч. Люди ночами стоят в очереди за твоей новой книгой. Тебе вручают престижные премии. Читатели каждый день заваливают тебя благодарными отзывами. Сделай картинку осязаемой, прочувствуй ее. Услышь свое имя по телевизору, представь свое фото на обложках журналов, найди мысленно свою книгу на выкладках бестселлеров, раздавай автографы.

Теперь свяжи это с каждодневным процессом работы. Каждый день, садясь за компьютер, ты приближаешь к себе эту картинку.

(Пишу это и думаю - господибожетымой! Какая все это фигня! Хочется просто жить, чувствовать сердцем жизнь, людей, любовь, делиться этим с читателями. Как это получается у Наринэ Абгарян, например. Вот что для души важно, а все остальное само приложится.

Потом думаю: так, стоп. Как же я буду зарабатывать на жизнь книгами, если думаю, что все это фигня? Тут что-то не так. Мироздание меня не поймет. Вспоминаю слова одного мудрого человека: страстное желание - это лишняя привязанность, но ничто не мешает иметь предпочтения. В данном случае, у меня есть желание жить счастливо и в гармонии, и я предпочитаю писать хорошие книги, которые успешно продаются).

4. Экология сознания.



Мы живем в мощном информационном фоне. С утра до вечера на нас льются потоки информации. Утром в маршрутке радио, сплетни, чужие разговоры по телефону. Вечером дома интернет, а у кого-то и телевизор. От рекламы даже в лифте нет спасения.

Интернет - очень сильный источник "загрязнения". Если умеешь наблюдать за собой, то легко замечаешь, как сильно меняется внутреннее состояние, если почитать пару новостных сайтов и топ жж.

Как-то раз я с ужасом обнаружила, что написала в тексте "мИлькнул" вместо "мелькнул". Это, между прочим, катастрофически чудовищный признак для человека, страдающего врожденной грамотностью. Я никогда не учила правил русского языка, и не пользуюсь проверками орфографии. Просто я с самого детства очень много читала. А все, что читаешь, отпечатывается в сознании. И когда ты начинаешь машинально писать "мИлькнул" или "интИресно", то это страшно. Это не опечатка и не пропущенная запятая. В этот момент ты осознаешь, что ты не просто впитываешь в себя как губка все, что на тебя льется, ты уже пропитался. И тогда хочется себя ограничить, оградить.

Живя в социуме, мы не можем надеть шапочку из фольги полностью погрузиться в тишину и созерцание. Но мы можем выбирать среди потоков информации те, которые нас вдохновляют, настраивают, дарят нам свет и радость.

Я как-то писала о красивых вещах, которые меня вдохновляют. А скоро собираюсь написать о блогах людей, которые вдохновляют меня своим примером.

Дорогая Л.!
Попробуй одну неделю не смотреть телевизор и не читать ничего в интернете. Или хотя бы три дня. Ну или хотя бы один! Наблюдай все это время за своим состоянием. Помни, что когда из жизни что-то убираешь, надо заменять это чем-то другим. Например, читай хорошие книги или рисуй.

5. Осознанность. Самонаблюдение. Спокойный ум.



Спокойствие ума - самая трудная практика, но она и помогает больше всего, не только в творчестве, но и в жизни. Чем лучше мы осознаем себя, тем спокойнее ум.

Что вообще такое "осознанность"?

"Будь здесь и сейчас" - заповедь многих йогинов. Когда мы варим суп, а мысленно в это время ругаем соседа или составляем план работы на завтра - это не осознанность. Когда мы знаем, как поступить лучше, но по привычке делаем как всегда - это не осознанность.

Ключ к осознанности - умение наблюдать за собой. Это просто, но требует терпения и долгой тренировки. Надо научиться тонко чувствовать свое состояние и смотреть на него со стороны. Для этого существуют различные медитативные практики, в которые я сейчас не буду углубляться.

Чем более осознанны мы в процессе творчества, тем выше качество работы и ее скорость.

Простой пример: осознанность и самонаблюдение помогают мне вовремя обнаруживать места, где я пытаюсь заставить героев следовать не их мотивации и характеру, а моим собственным привычкам реагировать на похожую ситуацию.

Но самое главное: когда мы осознанны, мы можем управлять своим состоянием, а значит, и своей жизнью.

Дорогая Л.!
Попробуй сесть, закрыть глаза и дать своим мыслям спокойно проплывать мимо тебя. Почувствуй: что у тебя внутри?
Повторяй эту практику несколько раз в день и отмечай про себя, как меняется твое внутреннее состояние в ответ на те или иные ситуации.

6. Управление своим состоянием. Сила воли.



Я нарочно не говорю об управлении вдохновением, потому что управлять им нельзя. Можно только создать для него подходящие условия, "накрыть стол" и пригласить его в гости, и тогда оно уж наверняка нас посетит :) Об условиях - как-нибудь в другой раз.

А пока я хочу поговорить о другом - о тонусе, о состоянии действия, драйва, раджаса.

По натуре я человек ленивый. Про меня уж точно нельзя сказать: "у нее все в руках горит". Поэтому всю жизнь мне приходится прикладывать усилия, чтобы быть в тонусе.

Ничто так не помогает держать себя в тонусе, как вынужденная необходимость. Не зря же говорят, что многие работающие женщины успевают по дому сделать больше, чем домохозяйки.

Когда мой муж сломал ногу и угодил в больницу, некоторое время у меня все валилось из рук, и я ничего не успевала. Теперь я умудряюсь совмещать работу, йогу, спорт, творчество и тащу на себе все домашнее хозяйство, пока он залечивает перелом. И даже не могу сказать, что сильно устаю.

Мне важно поддерживать в себе внутренний огонь. Помогают в этом интенсивные динамические практики, такие, как сурья намаскар, солнечный круг, бег; "огненные" пранаямы: бхастрика, капалабхати, агнисара; "огненные" специи - асафетида, перец, чили и тоники, такие, как чаванпраш.

А еще мне важно не давать себе впасть в сонное состояние, из которого я потом с трудом выкарабкиваюсь. Поэтом я стараюсь прямо с утра сделать хотя бы одну огненную практику и настроить себя.

Чтобы управлять своим состоянием, нам часто нужна сила воли. Она же дает нам способность претворять свои желания в реальность, преодолевая трудности.

Эта способность хорошо прорабатывается сложными асанами. Например, когда спустя месяцы занятий у тебя наконец-то получается стойка на голове без стены или какая-нибудь хитро закрученная позиция, ты чувствуешь в себе способность решать проблемы, которые раньше казались неразрешимыми. А также придумывать новые увлекательные повороты для сюжета :)

С силой воли связан третий энергетический центр - манипура, расположенный в животе. Прокачке этого центра способствуют упражнения на пресс. Правда, тут надо быть осторожным - начинаешь прорабатывать этот центр, жизнь подкидывает ситуации, где приходится проявлять силу воли.

Дорогая Л.!
Поставь себе цель - научиться стоять на руках, подтягиваться на турнике или еще что-то делать, чего ты пока не умеешь (если, конечно, тебе позволяет здоровье). Начни потихоньку, со стойки в планке, потом отжимания, потом стойка на руках у стенки. Понаблюдай, как это отразится на твоей жизни и твоем творчестве.

7. Желание сделать свою работу как можно лучше.

"Небеса бессмертны и земля вечна, потому что они живут не для себя" (с) Дао дэ цзин.



Мотивация - важный фактор успеха. Потому что от него зависит, насколько нам захочет помогать Вселенная.
Для себя мы занимаемся творчеством или для других?

Писать для себя - не плохо. Но есть разница: мы пишем, чтобы лучше понять себя, чтобы перейти на новую ступеньку развития, или чтобы потешить свое эго?

Разобраться в собственной мотивации не так уж просто. Я, например, до сих пор до конца не разобралась.

В один момент, когда муж лежал в больнице, я подумала, как здорово было бы написать такую увлекательную книгу, чтобы он не мог от нее оторваться. Чтобы он забыл про послеоперационные боли, унылую больничную еду, чтобы вышел из больницы с желанием побыстрее поправиться и сделать что-нибудь классное.

С тех пор я знаю точно - я хочу написать книгу как можно лучше. Настолько хорошо, насколько могу, и даже еще чуточку лучше. Иначе зачем ее вообще писать?

Отсюда следует все остальное. Если ты хочешь сделать свою работу лучше, ты штудируешь книги и статьи по писательскому мастерству, ты раз за разом переписываешь один и тот же фрагмент, обращаешь внимание на детали, прочитываешь вслух диалоги, убираешь обливаясь кровью целые страницы, в общем, по-настоящему выкладываешься. Главное, почувствовать момент, когда нужно остановиться, иначе можно никогда не закончить работу.

Дорогая Л.!

Представь, что ты пишешь свою книгу для любимого человека, которому грустно или скучно.
Хотя бы раз в неделю читай какую-нибудь профессиональную литературу, лучше англоязычную. Пробуй применить прочитанное к своему тексту и смотри, подходит ли это тебе, стал ли текст лучше.



Эти практики сложились у меня сами собой, во многом благодаря занятиям йогой, и я стараюсь следовать им каждый день.
Я не знаю, принесут ли они мне успех в общепринятом смысле этого слова, но от самого процесса я уже получаю колоссальное удовольствие.

А дальше жизнь сама покажет.

Дорогая Л.!

Даже если все вышеперечисленное тебе не подходит и не поможет, не останавливайся, ищи то, что сработает именно для тебя! Все мы разные, и у каждого - свой путь. Не забывай: главный ориентир того, что ты идешь верной дорогой, - это внутренняя радость, которая сопутствует тебе.

Желаю тебе удачи и вдохновения!



Previous post Next post
Up