Синопсис длиной в одно предложение. Как только его не называют, бедолагу. Мне лично нравится «лифтовый синопсис» (elevator-synopsis). Представьте, что вы поднимаетесь в лифте с редактором или агентом, которому хотите продать рукопись. На то, чтобы её представить, у вас всего несколько секунд. Что вы ему\ей скажите?
О чём ваша книга?
Стоит нам услышать такой вопрос, и рука сама тянется к пистолету, нас тут же тянет говорить о теме произведения. Однако мини-синопсис вовсе не о ней. Не о любви, не о дружбе, не об умении прощать и т.д. Он о том, что в книге происходит.
Многих необходимость писать синопсис-лилипут приводит в ступор. Тут в страницу-две не уложиться, а уж в одно предложение... "Это издевательство! - возмущаемся мы. - Это они специально придумали, чтобы бедного автора извести. Зачем он вообще нужен - этот обрубыш?"
Нужен, да ещё как.
С его помощью редакторы\агенты, если они вообще читают синопсисы\работают с самотёком, определяют, стоит смотреть присланный материал или нет.
Одно предложение, несколько секунд, и редактору ясно:
- Нет, это не для нас (материал отправляется в урну).
- Да, пожалуй, это нам подойдет (и редактор приступает к следующему этапу - чтению развёрнутого синопсиса).
Агенты и редакторы люди занятые. Большую часть времени они работают с теми авторами, на которых уже зарабатывают. Гора присылаемых заявок огромна, и вопрос экономии времени стоит очень остро. Вот они его и экономят.
Конечно, этот метод не без изъянов. Если автор потенциального бестселлера не сумел толком представить его в одном предложении, велика вероятность того, что его рукопись в работу не возьмут. И сколько мы знаем таких историй, когда будущие бестселлеры, в том числе и мега-бестселлеры, находили своего издателя после многократных отказов. Из-за неудачно составленных синопсисов, в том числе.
Так ли страшен чёрт, как его малюют?
Когда ты знаешь, что делаешь - нет. Тогда давайте узнаем.
Рецепт, на самом деле, прост. И ингредиентов не так уж много. Вот они:
- Герои, один или два, желательно безымянные.
- Выбор, перед которым они стоят / их цель/ конфликт.
- Ставки.
- Способ достижения цели (действие).
- Место действия, в том случае, если это важно для истории.
Об этом обо всём в одном предложении и, пожалуйста, как можно короче. Сильные глаголы, существительные и прилагательные вам в помощь.
В качестве примера у нас сегодня первая книга из всемирно известной саги о Гарри Поттере - «Гарри Поттер и философский камень».
Я немного поколдовала с указанными в рецепте ингредиентами, и вот что у меня получилось:
Чтобы защитить мир магов, юный Гарри, ещё недавно не подозревавший, что он волшебник, должен уберечь философский камень от Тёмного Властелина, который жаждет убить мальчишку, так же как когда-то убил его родителей.
Вышло 30 слов. Чтобы их проговорить, хватит нескольких секунд. Так что по времени мы уложились.
А теперь проверяем по списку.
Герои: юный волшебник и Тёмный Властелин.
Цель/конфликт: защитить мир магов от Тёмного Властелина.
Ставка: рискуя жизнью.
Способ достижения цели: не позволить Тёмному Властелину завладеть философским камнем.
Место действия: мир волшебников (и обычный мир).
Последний пункт мне показался важным. Одно дело, когда герой родился и вырос в волшебном мире, и совсем другое, когда мальчишка, который ещё недавно ни о чём таком не подозревал, вдруг узнаёт, что он не из обычных людей, а из волшебников.
Можно было также указать его возраст: вместо «юный Гарри», написать «одиннадцатилетний». Указание на возраст помогло бы понять, для какой целевой аудитории предназначена книга. Но как-то тяжеловесно это выходило, потому он остался тут юным.
Да, и я решила, всё же, назвать его по имени. Исключительно из соображений стиля. Юный волшебник, ещё вчера не подозревавший о том, что он волшебник - всякое подобное режет ухо и, я думаю, не только мне.
В эти тридцать слов уместился даже небольшой бонус. Важное обстоятельство из предыстории героя: он рос без родителей. Мальчик-сирота как главный герой детской сказки - приём почти беспроигрышный.
Попробуйте по этому рецепту приготовить синопсис для своей книги. Уже написанной или той, что ещё в работе. Соберите необходимые ингредиенты, осветив каждый из пунктов списка. А затем соедините их в одном предложении.
Для нашей же пользы
Синопсис-лилипут может стать отличным подспорьем не только для редакторов, но и для самих авторов в процессе работы над рукописью. Его можно составить как на стадии планирования, так и после написания первого черновика, чтобы проверить, всё ли в истории на месте: протагонист, антагонист, цель/выбор/конфликт, достаточно ли высоки ставки, каким образом герой достигает цели, насколько интересен изображаемый нами мир.
Мне лично вариант написания мини-синопсиса во время работы над книгой нравится гораздо больше. Ведь тогда он из скучной формальности превращается в действенный инструмент. Сделанный с душой и со знанием дела, такой синопсис и на редактора произведёт куда более благоприятное впечатление.
© Rina Scald