О границах и уязвимости.

Dec 04, 2016 16:48

Нахлынуло... Решила сразу сесть и написать, не откладывая в долгий ящик. Написать о том, как и почему мы страдаем, общаясь с близкими и можно ли как-то изменить ситуацию.

Сейчас много говорят о важности соблюдения личных границ в общении с человеком, но мало кто умеет это делать.

Личные границы бывают телесные, психологические и духовные.

Что такое соблюдение телесных границ? Это когда я разрешаю другим только те прикосновения, которых действительно хочу. Не потому что буду плохой женой или матерью, если скажу "нет", не потому что сейчас моё тело принадлежит не мне, а роддому и я должна подчиняться(о том, как женщины теряют границы в роддомах будет отдельный пост), а потому что я всеми частями своего сознания согласна с этими прикосновениями.



Кроме того, телесные границы касаются комфортного расстояния между мной и собеседником, личного пространства в комнате и в общественном транспорте. Советская действительность на долгие годы заставила забыть большинство людей об этом виде границ: для меня ее олицетворение - плацкартный вагон, где мой нос находится рядом с чужими грязными пятками. Кого-то действительно устраивает жизнь большим коллективом, кому-то нужна отдельная комната, кому-то - отдельный дом. На самом деле правильного рецепта нет. А если и есть, то лишь в том он заключается, что наиболее эффективным человек может быть именно в тех условиях, которые оптимальны для него. Я, например, не могу писать, когда вокруг меня носятся дети. Я пыталась перевоспитать себя долгие годы, корила себя и за то, что являюсь плохой матерью, и за прокрастинацию... А теперь просто признала, что мне действительно нужно отдельное пространство, чтоб творить. Приняла себя со своими границами.

Что такое границы психологические? Во-первых, это умение сказать "нет" и умение отделять свои желания от желаний окружающих. Почему я иду в этот институт? Там я получу профессию, которая приблизит меня к моему предназначению или ту, которая нравится папе? Почему я еду помогать подруге? Потому что я правда так делаю мир лучше или потому что мне неудобно отказать, потому что боюсь оказаться "плохой" и "эгоисткой" и меня подруга перестанет любить? Меня однажды действительно перестали "любить" за то что не поехала к человеку кормить его комплекс жертвы. Было мучительное выяснение отношений, после которого я поняла, что человек всю жизнь меня просто потреблял. Я с девушкой дружила, а она мной пользовалась. Нужны такие отношения? Вопрос риторический.

Во-вторых, психологические границы, они про ответственность за свои чувства. И только за свои. То есть с одной стороны, я не отвечаю за чувства другого человека, но и он также не отвечает за мои. Размытость психологических границ проявляется в отношениях тогда, когда люди перекладывают ответственность за то, что испытывают, на другого человека. Это серьёзная проблема, и она вырастает из детства.

Существует период, когда малыша нужно принимать безусловно, когда он психологически не отделяет себя от матери. И жесткие требования в этот период, разлука с матерью или даже отсутствие реакции на плач будет вести к тому, что человек не вызревает психологически, вырастая, остается ребёнком, который не может нести ответственности за свои чувства. Но осознание этого - уже полпути к исцелению. Важно не начать обвинять маму (которая, кстати, старалась, как могла и умела), а сознательно учиться брать ответственность хотя бы за свою жизнь и за свои чувства, возникающие во взаимодействии с разными людьми. Особенно близкими. Близкие часто делают друг другу больно из-за невыстроенных границ ,а потом обвиняют друг друга в своих трудных чувствах. Но ведь чувства человека - это его чувства! Никто в них не виноват. И поэтому "да мне сейчас больно. Но это про меня, а не про тебя. Да, это моя больная точка. Не бей в нее больше, пожалуйста. Я уязвим здесь".

Получая удар в эмоционально болезненную точку, человек узнает что-то новое о себе. Он теперь знает о своей уязвимости, своей травме и может с ней что-то делать. А до этого момента она лежала в глубинах подсознания и потихоньку отравляла жизнь. Понимание этого рождает чувство благодарности к человеку, который сделал больно. Он не злодей, он просто вскрыл застарелый гнойник. А раз он уже вскрыт, наверное, нет большого смысла в том, чтобы пытаться закачать гной обратно, правда ведь? И если глубоко осознать истоки травмы, если простить, в конце концов, маму, бабушку, папу, учительницу или злых старушек на лавочке, если понять, что без опыта исцеления от этой боли мы были бы слабее духовно... то приходит понимание целесообразности именно этой ситуации с этим человеком здесь и сейчас. Ты осознал свою уязвимость и ты можешь исцелить ее, можешь выстроить грамотные границы, чтобы не трогал никто эту болячку, пока она вполне не заживет. Простыми словами "мне уязвимо говорить об этом" человек очерчивает круг тех тем, которые он обсуждать не готов, потому что еще болит. Это и есть выстроенные здоровые границы психики. За которые человек пускает только того, кому доверяет безоговорочно. Гуру или духовника, например....

Да, в начале статьи я упоминала о духовных границах. Я вижу их как понимание того, что человеку дорого в этой жизни и того, за что он готов сражаться. Но об этом - в другой раз.

человек, жертва, психотерапия, психология, гуманизм

Previous post
Up