Перспективы запрета абортов и комментарий демографа Алексея Ракши
Плакат против абортов из альбома «Своих не бросаем» ООД «За жизнь!»
Российская Федерация объявила войну абортам. В октябре Минздрав ужесточил на федеральном уровне оборот лекарственных препаратов для медикаментозного прерывания беременности. Сейчас в Госдуме рассматривается возможность законодательно ввести запрет на проведение абортов в частных клиниках. В некоторых регионах, включая Крым, этот запрет уже действует. В Мордовии ввели штрафы для врачей за «склонение» к абортам. Патриарх Кирилл призывает распространить мордовский опыт на всю страну. Видимо, не за горами полный запрет на прерывание беременности. Чем это вызвано и к чему приведет?
Мировая история аборта
Аборт, то есть искусственное прерывание беременности, существует, наверное, столько, сколько существует человечество. Когда впервые женщина добровольно или под воздействием насилия преднамеренно вызвала выкидыш своего плода, установить невозможно, но, как показывают дошедшие до нас письменные источники, это происходило у всех народов во все обозримые времена. Например, в папирусе Эберса, одной из самых старых сохранившихся рукописей, представляющей собой своего рода «медицинскую
энциклопедию» древних египтян, есть рецепты прерывания беременности. Из папируса следует, что египтяне употребляли для этих целей чеснок и вино в равных частях, а также шафран, ягоды можжевельника, морской лук. Плодогонные средства были хорошо известны жителям Ассирии, Вавилона, Древней Индии, Китая и Персии. В Древней Греции аборт даже поощрялся. Так Платон пропагандировал ограничение количества детей в семье, «дабы не уменьшать благосостояние общества». Страх перенаселения побудил Аристотеля выдвинуть такое законоположение: «Следует ограничивать число детей: если мать забеременела сверх того числа детей, которое она себе назначила, то она должна прибегнуть к аборту до того, как плод получит чувство жизни, что стоит в полном согласии со святостью законов». Это был, по-видимому, первый опыт легализации аборта. Но были в Древней Греции и противники абортов, к их числу относят и отца медицины Гиппократа.
Широкое распространение получил аборт и в Древнем Риме, где новорожденный считался человеком только после обряда инициации, в ходе которого отец признавал его членом семьи. В период расцвета Римской Империи там даже существовал союз женщин, связанных взаимной клятвой никогда не быть матерями и умерщвлять всякий плод до рождения. Именно в Римской Империи кроме средств растительного и животного происхождения для изгнания плода впервые стали применяться некоторые оперативные вмешательства. Так, например, у Овидия встречается прямое указание на особый инструмент для производства выкидыша под названием Embriosphactes (здесь и далее приведены данные из статьи
«Эволюция аборта - от можжевельника до мифепристона»).
Но не у всех народов древнего мира искусственный выкидыш считался приемлемым. В Древней Персии аборт был запрещен, а у древних евреев допускался только в тех случаях, когда жизни матери угрожала серьезная опасность и прерывание беременности являлось единственным средством ее спасения. А в древнем государстве инков искусственный выкидыш наказывался смертью.
С повсеместным принятием христианства отношение к аборту изменилось кардинальным образом, оно было приравнено к детоубийству и сурово каралось. Так собрание вестготских законов VII столетия содержит следующее постановление против вытравления плода: «Кто даст беременной плодогонное питье, подлежит смертной казни; рабыня, которая достанет себе плодогонное средство, получает 200 ударов плетью; свободная женщина обращается в рабство». Законодательство англичан с XIII века также запрещало аборт под страхом смертной казни, а во Франции «вытравителей» вешали.
Но, несмотря на суровые кары, в Средние века аборт по-прежнему оставался распространенным и обычным явлением. В городах практиковало много врачей, избравших аборт своей специальностью, аптекари торговали средствами, вызывающими выкидыш. Применялись для этих целей и весьма сомнительные хирургические манипуляции. Так, например, Авиценна, кроме внутренних средств, назначал для прерывания беременности кровопускание из большой подкожной вены и вводил в цервикальный канал перо или гладкий, заостренный кусочек дерева руты. С XVII века для абортирования широко применялся метод вскрытия плодного пузыря, дававший много тяжелых осложнений со смертельным исходом, главным образом из-за септического заражения женщин.
В эпоху Возрождения и Просвещения отношение к женщине стало более гуманным, и это привело в том числе к менее суровым наказаниям за аборт. Во Франции в период Великой революции женщина, сделавшая себе аборт, не подвергалась наказанию, хотя лицо, произведшее аборт, каралось 20 годами тюрьмы. Но уже во времена Наполеона женщин снова стали наказывать за аборты, что, впрочем, не уменьшало их число, Франция в тот период лидировала в Европе по количеству абортов. Поскольку точный учет подпольных абортов невозможен, получить представление об этом можно лишь по косвенным источникам, например, по материалам судов. Так во Франции с 1851 по 1865 год за плодоизгнание было приговорено к наказанию 1143 человек, из них врачей и акушерок 148, причем перед судом представало не более 5% лиц, занимающихся абортами. В Италии искусственный выкидыш также широко практиковался. Например, в Неаполе существовали дома, в которых производились «вытравления плода», вывеской-рекламой им служил изящный стеклянный ящик, в котором находилась коллекция сохраняемых в спирте препаратов зародышей.
В XIX веке стали появляться новые абортивные средства, особенно развитию хирургических методов прерывания беременности способствовала наступившая с середины XIX века эра антисептики, повысившая выживаемость пациентов после хирургических вмешательств почти до 90%.
В XX веке разработка нового безопасного хирургического инструментария, усовершенствование техники производства аборта привели к тому, что операция выскабливания полости матки постепенно вытеснила другие методы прерывания беременности. Но все же риск возможных серьезных осложнений, связанных с хирургическим вмешательством при искусственном прерывании беременности, остается, и это заставляет искать более безопасные способы аборта. Новой вехой конца XX столетия стало открытие антипрогестинов, которые способны приводить к прерыванию беременности на различных сроках. Медикаментозный аборт сейчас считается самым безопасным и щадящим методом прерывания беременности. Прием препарата Мифепристона в 81-98% случаев приводит к изгнанию плода в течение 72 часов. Эта методика успешно применяется в 22 странах мира, в том числе и в России с 2000 года, заменяя достаточно опасную хирургическую процедуру.
Однако проблема аборта как одного из самых распространенных методов регулирования рождаемости во многих странах до сих пор остается весьма актуальной и дискуссионной. Национальный институт демографических исследований Франции вывел определение «феномена аборта» как некой социальной константы, мало чувствительной к различным законодательствам.
История аборта в России
В России история этой социальной константы мало отличается от общемировых тенденций, но все же имеет некоторые национальные особенности. В Средние века абортами здесь занимались не врачи, как в Европе, а повитухи (повивальные бабки, они же помогали при родах). В XV-XVII веках за вытравление плода зельем или с помощью бабки-повитухи священник накладывал на женщину епитимью сроком от 5 до 15 лет. Во второй половине XVII века специальным законом, принятым царем Алексеем Михайловичем, за искусственное прерывание беременности была установлена смертная казнь. В 1715 году Петр I своим указом смягчил это наказание, отменив смертную казнь.
Российское уложение о наказаниях 1845 года рассматривало аборт как умышленное детоубийство. Вина за это преступление возлагалась как на людей, осуществлявших изгнание плода, так и на самих женщин. Аборт карался каторжными работами от 4 до 10 лет для врача и ссылкой в Сибирь или пребыванием в исправительном учреждении от 4 до 6 лет для самой женщины. Более позднее Уголовное уложение 1903 года уже понижало размеры наказания. Так, по статье 465 «мать, виновная в умерщвлении своего плода, наказывается заключением в исправительном доме на срок не свыше 3 лет». Такое же наказание было предусмотрено и в отношении всякого лица, виновного в умерщвлении плода беременной, причем, если этим лицом являлся врач или повивальная бабка, то суд был вправе лишить виновного практики сроком до 5 лет и опубликовать свой приговор. Наказанию подлежали также и третьи лица, даже если они с согласия беременной участвовали в деянии, а также пособники, доставлявшие необходимые средства для истребления плода. Если же умерщвление плода произошло без согласия беременной, то виновные наказывались каторгой до 8 лет. Неосторожный аборт наказанию не подлежал.
После революции 1917 года ситуация изменилась. Свободная любовь начала восприниматься как условие раскрепощения женщины. В сочетании с отсутствием противозачаточных средств это вело к стремительному росту числа внебрачных детей.
Постановлением Народного комиссариата здравоохранения и Народного комиссариата юстиции от 16 ноября 1920 года «Об искусственном прерывании беременности» аборты в Советской России были легализованы. Желающим предоставлялась возможность сделать операцию по искусственному прерыванию беременности в специальном медицинском учреждении бесплатно. Преимуществами на аборт вне очереди пользовались фабрично-заводские работницы. Таким образом, Россия стала первой в мире страной, узаконившей аборты по желанию женщины. В 1925 году на 1000 жителей крупных городов приходилось примерно 6 случаев искусственного прерывания беременности.
Однако эра легальных абортов оказалась недолгой. В 1926 году в России были полностью запрещены аборты впервые забеременевших женщин, а также делавших эту операцию менее полугода назад. С 1930 года операция по искусственному прерыванию беременности стала платной.
Рост числа абортов происходил параллельно со стремительным снижением рождаемости. Уже через 4-5 лет после легализации абортов уровень рождаемости начал активно снижаться. В 1936 году, в связи со сложной демографической ситуацией, операции по искусственному прерыванию беременности вновь были запрещены под страхом уголовной ответственности, легальный аборт можно было сделать только по медицинским показаниям.
При отсутствии противозачаточных средств на первых порах запрет на аборты действительно способствовал повышению рождаемости. Однако практически сразу подпольные аборты стали важной сферой теневой экономики. Проводились они часто людьми, не имеющими медицинского образования, и даже в случае осложнений женщины не решались обратиться к врачу, так как он обязан был донести на свою пациентку в компетентные органы. В результате множество женщин становились бесплодными, увеличилась женская смертность. В конечном счете, запрет способствовал не увеличению, а сокращению рождаемости.
Закон о запрете абортов действовал в СССР до 1955 года. 23 ноября 1955 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об отмене запрещения абортов» производство операции искусственного прерывания беременности было разрешено всем женщинам при отсутствии медицинских противопоказаний. Указ разрешал проведение абортов в стенах специализированных медицинских учреждений, аборт на дому по-прежнему оставался уголовно наказуемым, врачу в этом случае грозило тюремное заключение до одного года, а в случае смерти пациентки - до восьми лет. Между тем спрос на незаконные аборты сохранялся, так как после аборта женщина должна была несколько дней находиться в больнице, по выходе из которой она получала бюллетень, где в графе «диагноз» стояло слово «аборт». Но далеко не все женщины хотели обнародовать подробности своей личной жизни, поэтому они предпочитали обращаться к частнику.
В конце 80-х годов появился более щадящий способ аборта, так называемый мини-аборт, который проводился на ранних сроках беременности путем вакуум-аспирации, его разрешили делать амбулаторно, без госпитализации. Появление на рубеже веков медикаментозного аборта сделало эту процедуру еще безопаснее.
Российское законодательство об абортах до сих пор считается одним из самых либеральных в мире. Согласно «Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года, каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям - при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласия женщины - независимо от срока беременности.
РПЦ против абортов (или женщин)
С развитием контрацепции и увеличением ее доступности аборт как способ регулирования рождаемости стал гораздо менее актуален. И все же до сих пор,
по данным ВОЗ, каждый год в мире проводится порядка 73 миллионов искусственных абортов, ими заканчиваются шесть из 10 (61%) всех случаев нежелательной беременности и три из 10 (29%) всех случаев беременности (данные на 2020 год).
Несмотря на доступность и довольно высокую безопасность аборта для современной женщины, этическая сторона этой процедуры является в наши дни источником яростной общественной дискуссии. В основе ее лежит сложный и пока не решаемый вопрос о том, с какого момента эмбрион в утробе матери считается человеком и имеет собственные права, включая право на жизнь.
Последовательными противниками абортов в России являются многие религиозные организации, которые следуют представлениям своих религий о зачатии как начале человеческой жизни. Активнее и громче всех свою позицию по этому вопросу заявляет Русская православная церковь. РПЦ рассматривает аборт как тяжкий грех и приравнивает его к убийству, кроме того считает его признаком моральной деградации и угрозой будущему человечества. При этом РПЦ все же допускает прерывание беременности в исключительных случаях при прямой угрозе жизни беременной женщины.
В союзе с РПЦ действуют разнообразные общественные движения, такие как «За жизнь!», «Женщины за жизнь», «Православные добровольцы» и другие, которые не только активно выступают против абортов и требуют их полного запрета в России, но не менее активно борются с сексуальным просвещением и контрацепцией. В качестве альтернативы они предлагают пропаганду целомудрия и семейных ценностей. Хотя данные ВОЗ показывают, что такие программы нерезультативны.
Если ранее петиции с предложениями о разработке законопроектов о запрете или вводе серьезных ограничений на аборты, направлявшиеся общественными активистами и церковными деятелями в органы российской власти, не рассматривались, то после того как государство взяло курс на «традиционные ценности», эти обращения стали поводом для законодательных новаций.
В январе 2015 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл в очередной раз предложил исключить аборты из системы ОМС, а также ограничить или ввести полный запрет на рекламу и пропаганду абортов. Выступая на Рождественских парламентских встречах, патриарх заявил, что считает «морально оправданным выведение операций по искусственному прерыванию беременности из системы обязательного медицинского страхования, которая поддерживается за счет налогоплательщиков, в том числе тех, кто категорически не приемлет аборты». В мае того же года глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина внесла в Госдуму законопроекты о выведении абортов из системы ОМС и их проведении только в государственных медучреждениях и о запрете розничной продажи абортивных препаратов. Тогда депутаты инициативу Мизулиной не поддержали.
Но постепенно государственная семейная политика в России все более сдвигается в сторону запретов. Начинают их вводить сначала на периферии. Так, в 2016-2018 годах в ряде регионов вводились временные запреты на аборты: в Приморском крае в августе 2016 года такой запрет был введен на три дня в рамках акции «Подари мне жизнь»; в 2017 году в Чувашии запретили аборты в Международный день защиты детей; в июле и августе 2018 года вводился запрет абортов на 4 дня в Рязанской области, Приморском крае и Якутии.
В январе 2019 года в Госдуме сформировали рабочую группу под руководством заместителя председателя парламента Петра Толстого для обсуждения законодательных инициатив РПЦ, в частности, перспективы выведения абортов из системы обязательного медицинского страхования. Тогда же Минздрав объявил о планах вдвое сократить число абортов за ближайшие шесть лет, и среди мер назвал расширение сотрудничества с РПЦ.
В 2020-2021 году Минздрав разработал проект по сокращению перечня болезней и патологий, при которых есть медицинские показания к аборту. Летом 2023 года министр здравоохранения Михаил Мурашко заявил о планируемом к концу года ограничении продажи препаратов для прерывания беременности. Больше половины врачей, опрошенных профессиональным сервисом «Справочник врача», не поддержали эту инициативу, 87% считают, что она приведет к росту нелегальных абортов.
В феврале 2022 года президент России Владимир Путин объявил начало специальной военной операции (СВО). С этого момента государство стало вторгаться в частную жизнь граждан с особенным упорством, пытаясь контролировать
буквально все ее проявления. Естественно, вопросы деторождения и абортов тоже стали сферой особых интересов государства. РПЦ же находится в авангарде этой новой государственной политики.
В январе 2023 года глава РПЦ выступил в Госдуме с речью, в которой заявил, что военные действия, которые ведет Россия, требуют коренного перелома ситуации, связанной с низкой рождаемостью, и в связи с этим предложил законодательно запретить проводить аборты в частных клиниках, которые, по мнению патриарха, «зачастую» не соблюдают требования Минздрава в части антиабортных ограничений, что «может свести на нет действия государства по увеличению рождаемости». Как видим, концепция поменялась, если раньше патриарх считал, что аборты нужно вывести из системы ОМС в частную медицину, то теперь он наоборот хочет, чтобы аборты проводились только в государственных клиниках.
8 ноября 2023 года патриарх Кирилл написал письмо спикеру Госдумы Вячеславу Володину, в котором попросил парламентариев разработать закон о запрете проведения абортов в частных клиниках. Русская служба Би-би-си, в распоряжении которой оказалось это нигде не опубликованное письмо,
отмечает, что Кирилл в нем озабочен «народосбережением», которое считает «ключевым вопросом национальной безопасности», и просит Володина «с учетом особой важности» вопроса, «выходящего за пределы здравоохранения», поручить разработку законопроекта комитету Госдумы по безопасности и противодействию коррупции. Именно этот комитет разработал принятый в 2022 году закон о запрете суррогатного материнства для иностранцев, за что патриарх Кирилл в своем письме от 8 ноября благодарил Госдуму и лично Володина.
Уже 9 ноября Володин дал поручение рассмотреть предложение главы РПЦ. Хотя такие письма не имеют процессуального значения, но в качестве лоббистского ресурса могут иметь реальные последствия. Так, например, в январе этого года Володин именно в ответ на подобное обращение главы ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина поручил председателям комитетов по обороне и по безопасности «в срочном порядке изучить вопрос» о возможности внесения в Уголовный кодекс санкций за дискредитацию участников боевых действий - и такие поправки были
оперативно приняты.
Спустя несколько дней патриарх снова выступил на тему абортов. На открытии XI Общецерковного съезда по социальному служению он призвал принять еще один федеральный закон - о запрете склонения женщины к аборту. «К сожалению, число абортов в стране по-прежнему остается высоким. Слава Богу, на законодательном уровне появляются отдельные инициативы, направленные на сокращение количества абортов. Не так давно в Мордовии, например, был принят закон о запрете склонения к аборту. Надеюсь, что эта инициатива будет поддержана и в других регионах, и на федеральном уровне», - сказал патриарх.
По его словам, иногда по разным причинам, в том числе и коммерческим, врачи склоняют женщину сделать аборт, однако это, как отметил патриарх, является преступлением, -
пересказывает содержание выступления церковного иерарха агентство ТАСС.
Последнее высказывания Кирилла задело профессиональную честь медицинского сообщества. «Хронометраж работы гинеколога и его рабочее время не посвящено «разговорам, отговариваниям и уговариваниям» женщин. У нас профстандарт акушера-гинеколога, а не психолога и не психотерапевта, -
сообщает экспертное мнение профильных специалистов издание «Медвестник». - Заведующая отделом гинекологии и эндокринологии НИИ им. Отта Мария Ярмолинская напомнила, что современная медицина - «это медицина 5П», где есть предсказательная часть (рассказать пациенту о возможных рисках и осложнениях после аборта) и профилактическая. «Если пациентка не имеет достаточно информации об аборте, это обязанность врача, обсудить с ней ее ситуацию и рассказать обо всех рисках», - уверена врач».
Гинекологи также осудили предложение запретить частным клиникам проводить аборты. По словам экспертов, это приведет лишь к медицинскому туризму или к росту подпольных абортов с осложнениями.
Пожалуй, мнение профильных врачей в этом вопросе более весомо, чем мнение монаха Кирилла (Гундяева). Для более полной картины мы решили поговорить с еще одним экспертом -
демографом Алексеем Ракшой, к чьему научному мнению прислушиваются многие, кого интересуют вопросы демографии в России.
Разговор с демографом Алексеем Ракшой
- Сейчас Госдума рассматривает вопрос о запрете на аборты в частных клиниках, причем, делает это по просьбе патриарха Кирилла, озабоченного вопросом «народосбережения». В связи с этим возникает сразу несколько недоуменных вопросов. Во-первых, каким образом запрет на аборты будет способствовать «народосбережению»? Разве предыдущий опыт не доказал, что запрет абортов не повышает рождаемость?
- Запрет на аборты в XXI веке значимо и надолго не повышает рождаемость.
- Во-вторых, чем не угодили именно частные клиники?
- Консервативное лобби пытается заходить с разных сторон, чтобы в итоге полностью запретить аборты.
В авторитарных и тоталитарных, а также традиционных и религиозных обществах власть всегда заботится о приплоде, интересуется приростом душ. Это распространенное явление, так было и в нацистской Германии, и в фашистской Италии, это наблюдается в Венгрии. Но в большинстве других стран, где политики декларируют своей целью поднять рождаемость и предпринимаются некоторые шаги по этому поводу, это не является настолько острой темой дискуссий.
- В 2015 году патриарх Кирилл и депутаты Госдумы пытались запретить аборты в системе ОМС, потому что на это идут деньги налогоплательщиков, без различия их отношения к теме абортов. В 2019 году в Госдуме этот вопрос был снова поднят, и тоже по инициативе патриарха. Но тогда аборты не запретили. А сейчас решили зайти с другой стороны, запретить аборты в частной медицине, оставив их только в государственной. Мотивируют это тем, что частные клиники не следуют указаниям Минздрава и не сообщают данные по количеству проведенных абортов. Это действительно так?
- Нет, это все ложь. Частные клиники работают в строгом соответствии с указаниями Минздрава. Я прямо сейчас смотрю статистику частных клиник. У них так же, как и в государственных клиниках, есть обязанность передавать статистические данные, есть ответственность за отсутствие отчетов или неполную отчетность, а наказания за большое число абортов (пока) нет. Поэтому им нет смысла не давать статистику. Частные клиники предоставляют статистику, как и государственные.
- Периодически в СМИ появляется информация о том, что реальное количество абортов гораздо больше, чем показывает официальная статистика. В 2015 году с этим сенсационным
«разоблачением» выступил глава Союза педиатров России, сейчас об этом
заявляет демограф Чесноков из движения «За жизнь!», ему
вторит депутат Госдумы Петр Толстой. Эти господа называют цифры до полутора миллионов абортов в год. Как вы это прокомментируете, в этом есть доля истины?
- Нет. Эти вбросы в информационную повестку нужны политикам для того, чтобы будоражить воображение обывателей и аргументировать ими новые запреты. Фантастические цифры, которые нам втирают, например, про 1,5 миллиона, это не аборты, это количество проданных гормональных препаратов либо абортивного действия, либо препятствующие зачатию или прикреплению оплодотворённой яйцеклетки к стенке матки, преимущественно так называемых препаратов «следующего утра» в микродозировках, которые женщины, как правило, покупают на всякий случай, чтобы принять их при вероятном конрацептивном сбое. И необязательно их используют, чаще выбрасывают после окончания срока годности. Кстати, эти же препараты врачи используют для стимуляции схваток при родах.
- Сейчас у нас впереди президентские выборы. Борьба с абортами может быть связана с ними?
- Конечно, конкретно сейчас это вброс, чтобы потом вышел Путин и сказал, что не надо запрещать, давайте лучше помогать, и таким образом у него рейтинг поднимется.
- То есть вы думаете, что аборты не будут запрещать?
- Я думаю, что рано или поздно после выборов президента их запретят. Пока все идет в эту сторону.
- И что нас ждет?
- Ничего хорошего нас не ждет. Роста рождаемости не будет точно, это я могу сказать с уверенностью.
- История, в том числе отечественная, показывает, что запрет на аборты не только не способствует увеличению рождаемости, но еще и ведет к ряду страшных последствий. Увеличивается количество криминальных абортов, растет женская и детская смертность, в том числе в результате детоубийства уже рожденных младенцев, растет число отказов от детей и, соответственно, количество сирот. Сейчас нас ждет то же самое или времена изменились?
- Нет, не то же самое, ситуация меняется. Контрацептивы улучшаются, грамотность растет. Все эти явления, о которых вы сказали, будут иметь место, и будет их рост, но гораздо, на порядки меньше, чем в прошлом. Но роста рождаемости не будет, это точно, по крайней мере, на заметную величину и надолго. Скорее благодаря таким методам рождаемость впоследствии станет ниже, чем могла бы быть. Запретительные меры в XXI веке не приводят к росту рождаемости, может быть незначительное повышение в самом начале, и то за последние десятилетия этого почти нигде не происходило, гораздо чаще происходило наоборот: рождаемость продолжала снижаться как и раньше.
- Можно сравнить нашу ситуацию с Польшей? Там католическая церковь давит на государство, а у нас православная.
- Можно. Но Польша - консервативная страна, там почти половина населения действительно разделяет эти взгляды. Показательно, что в Польше рождаемость сейчас рекордно низкая и продолжает быстро снижаться.
- Может быть, попытка запретить аборты для поднятия рождаемости как-то связана со специальной военной операцией?
- Возможно, отчасти это связано, потому что был незначительный рост числа абортов в 2022 году в частном секторе, а в целом снижение числа абортов продолжилось, хоть и замедлилось.
- А желание перевести все аборты в государственные клиники, чтобы максимально усилить контроль над рождаемостью, это ведь попытка тотально контролировать население. Она может быть связана с особым положением страны во время СВО?
- Это уже чистая политика и с демографией никак не связано.
Гении пропаганды
К сожалению, демографию используют в политических целях повсеместно, а в тоталитарных странах особенно. Не случайно в нацистской Германии, в фашистской Италии, в сталинском СССР, в коммунистическом Китае, в Северной Корее (которая сама по себе эталон тоталитаризма) так много внимания уделяли и уделяют вопросам деторождения и так сильно контролируют все, что связано с материнством. Для этих режимов женщина - это, прежде всего, производительница следующего поколения рабочей силы и солдат. В путинской России времен СВО такой подход стал важной частью внутренней политики государства. Государство хочет отнять у женщины право решать свою судьбу и судьбу своих будущих детей, оно хочет за нее принимать решение, когда и сколько ей рожать.
России теперь нужны солдаты, а не граждане. Поэтому государственная пропаганда навязывает женщине чувство вины за прерывание нежелательной беременности, а параллельно вводит запретительные меры, все более усложняющие эту процедуру. Это уже было в истории, и не раз. Но то, как бездарно, грубо, топорно пытается воздействовать пропаганда на людей в сегодняшней России, какой уродливой и тупой она является, поражает воображение. С прошлого года билборды и соцсети наводнили плакаты, призывающие женщин не делать аборт. Плакаты на эту тему и раньше были довольно навязчивы и плохо скрывали попытку манипулировать сознанием женщины и давить на ее чувство вины и слезные железы. Но то, что производят противники абортов сейчас, выходит за рамки нормы. Все плакаты выполнены по одному шаблону - слева живот беременной женщины или изображение плода, справа - воин (иногда ребенок в военной форме), и надпись гласит: «Защити меня сегодня, я смогу защитить тебя завтра».
Эти «мотивирующие» плакаты клепает общероссийское общественное движение «За жизнь!». На странице движения во «ВКонтакте» размещен
целый альбом из 13 таких плакатов, называется он тоже оригинально - «Своих не бросаем».
«Выбирайте, распространяйте, кому что по душе. Делитесь с друзьями, ставьте на аватарки, сохраняйте в альбомы и комментируйте в социальных сетях, распечатывайте наклейки на автомобили и баннеры на ограды храмов и заборы женских консультаций», - призывает в
одном из своих постов эта креативная организация. А ниже еще один бодрый жизнеутверждающий клич: «Воины-защитники - это лучшие люди! Ведь они полагают души свои за ближних, за други своя! Ценой своей жизни! Ради мира, ради будущего, ради жизни!».
Ни одна женщина не решается на аборт без серьезных причин, раз уж она задумалась о прерывании беременности, значит, у нее для этого есть веские основания. Но если во время этих раздумий женщина увидит такой плакат, у нее еще одной причиной для аборта станет больше.
Впервые опубликовано в «Republic-Власть» 17 ноября 2023 года
https://republic.ru/posts/110528