Израиль теряет имидж. Часть 2

Sep 17, 2023 10:18

Как юридическая реформа, едва начавшись, изменила страну



Шикма Бресслер (в центре) сидит среди толпы протестующих во время демонстрации перед Кнессетом (парламентом Израиля) в Иерусалиме, Израиль, 24 июля 2023 года. Eyal Warshavsky/Keystone Press Agency/Global Look Press

Начало здесь

Протест резервистов

19 июля сотни резервистов ЦАХАЛа публично подписали совместную петицию о немедленном прекращении добровольного прохождения армейских сборов. Акция, в которой приняли участие несколько тысяч человек, прошла напротив тель-авивского военного комплекса Кирия. Большинство подписантов - резервисты сухопутных частей, а также частей специального назначения, таких как «Шальдаг» - наземного разведывательно-диверсионного подразделения 5101, которое входит в 7 авиакрыло ВВС ЦАХАЛа, и «Шаетет 13» - морского спецназа ВМС ЦАХАЛа. В числе участников мероприятия были замечены генерал-майор запаса Амирам Левин и бригадный генерал запаса Амир Хескель, отмечают израильские СМИ.

В тот же день 300 военных врачей запаса подписали персональные отказы от сборов. Каждое письмо заканчивалось одним и тем же абзацем: «Без связи с политической позицией сообщаю, что отказываюсь от прохождения военных сборов при правительстве, действия которого и позиция опасны и дремучи. Полон надежд, что мы увидим лучшие дни».



22 июля, в субботу, в Израиле прошел марш протеста против юридической реформы, участники которого проделали путь от Тель-Авива до Иерусалима. Многие из них подписали Декларацию отказа от добровольной явки на резервистские сборы. « Мы считаем вас, премьер-министр, человеком, который несет прямую ответственность за тяжелый удар, нанесенный армии и безопасности Израиля. Правительство под вашим руководством продвигает законотворческие процессы при полном игнорировании удара по израильской демократии», - говорится в обращении подписантов. По их мнению, продвижение юридической реформы привело к разрыву общественного договора между правительством и военнослужащими, включая солдат и офицеров, который существует 75 лет. В числе подписавших обращение бывшие начальники генерального штаба Дан Халуц и Моше Яалон, бывший премьер-министр и начгенштаба Эхуд Барак и другие высокопоставленные военные. Они указывают, что целиком и полностью поддерживают протест резервистов, которые «с тяжелым сердцем были вынуждены заявить об отказе принимать участие в военных сборах».

Днем ранее, 21 июля, 500 боевых пилотов уведомили о приостановлении службы в резерве. Всего же о приостановлении службы объявили 1142 резервиста ВВС ЦАХАЛа: пилоты, штурманы, операторы беспилотников, бойцы специальных подразделений, штабные офицеры, диспетчеры и прочие. В коллективном письме они предупредили, что не вернутся к службе до тех пор, пока не будет прекращено продвижение юридической реформы.

В ЦАХАЛ заявили, что если все резервисты, которые заявили о намерениях бросить службу, сделают это, падение боеспособности ожидается в течение нескольких недель. По данным ЦАХАЛа, армия пока еще годна к войне, но начинает наблюдаться размывание ее боеспособности. Офицеров и летчиков призывают вернуться к службе, с ними ведутся переговоры. В воскресенье, 30 июля, комиссия кнессета по иностранным делам и обороне соберется на закрытое заседание с участием министра обороны Йоава Галанта, чтобы обсудить возникшую проблему.

Израильские врачи создали группу по релокации

25 июля прошла всеобщая забастовка врачей Израиля. Накануне, 24 июля, руководство Израильской медицинской ассоциации (ИМА) объявило о проведении 24-часовой забастовки в знак протеста против юридической реформы. Решение распространялось на общественные и государственные больницы, в том числе на медицинские центры больничной кассы «Клалит», все они работали во время забастовки в режиме выходного дня. В поликлиниках больничных касс «Маккаби» и «Меухедет» забастовку решили проводить в ограниченном режиме.

Окружной суд по трудовым вопросам в Бат-Яме издал днем 25 июля ордер о незамедлительном прекращении забастовки врачей и срочном возвращении их на работу.

В постановлении судьи написали: «Мы считаем, что двухчасовой забастовки протеста достаточно, чтобы осуществить право на протест. Но она не должна длиться более этого срока. На деле же забастовка продолжается уже более 7 часов. Мы постановляем о немедленном возвращении на работу всего бастующего медицинского персонала, чтобы сократить ущерб пациентам». Но это решение суда уже не помогло вернуться 25 июля к полноценной работе в амбулаториях, так как очереди там были отменены на весь день.

В день забастовки более 1000 врачей записались в группу WhatsApp, объединяющую заинтересованных в релокации в другие страны медиков. Об этом сообщил председатель Ассоциации врачей общественного здравоохранения профессор Хагай Левин. Он сказал: «Для нас это - экзамен на верность врачебной присяге. Мы не можем выполнять свои обязанности в отношении больных под руководством министра здравоохранения, который не собирается действовать в рамках демократической системы. Мы еще стремимся сохранить неписаный общественный договор, но правительство вчера его нарушило. Теперь министры могут делать что угодно: назначать на должности людей, не имеющих нужной квалификации, принимать непродуманные решения, избегать жизненно важных решений. Это невыносимая ситуация, не дающая нам возможности лечить больных, поэтому это не мы, а правительство остановило работу системы здравоохранения».

На следующий день в группе по релокации было уже более 2000 участников.

Профессор Ривка Карми, глава ScienceAbroad, бывший президент Университета им. Бен-Гуриона, во время прошедшей 26 июля видеоконференция врачей и руководства минздрава предупредила: «Я получила приглашение в группу WhatsApp по релокации врачей. Когда я присоединилась к группе, то там было около 30 врачей, а потом началось настоящее цунами: в группу вступили более 2000 врачей, планирующих отъезд. Речь идет о врачах узких специальностей, интернах и др. Я честно признаюсь, у меня колени задрожали. Я не была к такому готова. Считаю, что отъезд врачей опасней, чем отказ военных летчиков от службы в резерве - даже если основная часть не реализует намерения, то все равно это очень проблематичный процесс».

Гендиректор минздрава Моше Бар Симан-Тов, выслушав участников встречи, попросил врачей не уезжать. «Не уезжайте и станьте частью тех, кто утверждает правила, по которым действует система здравоохранения. Министр здравоохранения проинформирован об этой встрече. Мы обещаем вам обеспечить возможность принимать правильные решения, на которые не будут оказывать влияние споры внутри общества», - заверил он медиков.

27 июля группа «Белые халаты», объединяющая врачей, которые выступают против судебной реформы, направила ответное письмо Бару Симан-Тову. В нем говорится: «Обращения тысяч врачей по поводу возможности эмиграции - прямой результат хищнического продвижения законов в рамках судебного переворота. Вы решили обратиться к врачам, а не к правительству, и говорили пустые слова, не имея возможности гарантировать устойчивость системы здравоохранения. Мы будем продолжать бороться за демократию и государственную медицину, это наша миссия. Мы сожалеем, что вы не разделяете эту миссию с нами».

Реакция рынка

Финансовый рынок, как всегда, быстро отреагировал на политический кризис. 27 июля на радио 103FM выступил профессор Яаков Френкель, бывший управляющий Банком Израиля и лауреат премии Израиля в области экономики. Он высказался по поводу заявления международного рейтингового агентства Moody’s о том, что новый закон нанесет ущерб экономике Израиля.

«Образ государства Израиль как либеральной демократии полностью изменился», - отметил профессор. По его словам, «за последние месяцы и недели диалог с высокопоставленными деятелями на Уолл-стрит и повсюду полностью изменился по сравнению с тем, что было в течение многих лет. В течение многих лет темой было, какое чудо совершила экономика Израиля, с лидерством в научной сфере, лидерством в финансовой сфере. Страна, сумевшая привлечь капитал со всего мира. И на этот раз все перевернулось с ног на голову. Они не понимают, что здесь произошло, но видят, что эта прославившаяся башня утратила свою устойчивость. Образ Государства Израиль как либеральной демократии, места, где инвестировать безопасно, где власть излучает стабильность - имидж полностью изменился. Это очень неприятное ощущение, потому что ситуация очень неблагоприятная».

«Если кредитный рейтинг Израиля снизится, это будет очень серьезно. В течение многих лет все работали, как в минфине, так и в Банке Израиля, над улучшением кредитного рейтинга. Сама мысль о том, что кредитный рейтинг снизится, потрясает меня. Ради чего? Что вы получаете взамен? Что получает гражданин Израиля в обмен на все эти удары? - недоумевал Френкель. - Мы работаем в экономике, которая очень тесно связана с миром, и мы связаны с этим миром. Поэтому его нельзя игнорировать».

Премьер-министр Биньямин Нетаниягу и министр финансов Бецалель Смотрич совершенно иначе отреагировали на неблагоприятный для Израиля прогноз Moody’s.

«Это сиюминутная реакция. Когда пыль уляжется, станет ясно, что экономика Израиля очень сильна. Оборонная промышленность лопается от заказов, газовая промышленность увеличивает экспорт в Европу, 7 компаний в настоящее время конкурируют за тендеры на разведку газа в Израиле с инвестициями в миллиарды. Intel инвестировала 25 миллиардов долларов в Израиль, Nvidia строит в Израиле суперкомпьютер. Мы развиваем искусственный интеллект и производство микросхем в Израиле. Экономика Израиля базируется на прочном фундаменте и будет продолжать расти под руководством опытных лидеров, проводящих ответственную экономическую политику», - заверяют Нетаниягу и Смотрич.

Но финансовые аналитики с ними не согласны, и это касается не только агентства Moody’s, но и, например, крупного инвестиционного банка Morgan Stanley, внесшего Израиль в список стран, в облигации которых инвесторам не рекомендуется вкладываться.

Американский City bank также предостерегает от инвестиций в Израиль. Его эксперты пишут, что судебная реформа «бросает вызов» крепкой основе израильской экономики. Поэтому банк призвал инвесторов «быть осторожными и подождать». В City bank также считают, что ситуация в Израиле сейчас стала намного «опаснее и сложнее», чем раньше.

Судьи БАГАЦа

Между тем, сами судьи Верховного суда 24 июля, когда кнессет принимал поправку о них, пребывали за пределами Израиля. Почти все судьи во главе с председателем Верховного суда Эстер Хают находились в это время в Германии по приглашению конституционного суда этой страны. Их визит был приурочен к 75-летию Государства Израиль.

25 июля они досрочно прервали визит и экстренно вернулись в Израиль, как предполагалось, чтобы заняться рассмотрением исков, поданных против закона об отмене принципа юридической несостоятельности. Первые апелляции на утвержденный кнессетом закон поступили в БАГАЦ уже 24 июля, спустя несколько часов после завершения голосования во втором и третьем чтениях. Ранее Высший суд справедливости никогда не отменял Основные законы. Ожидалось, что на первом этапе суд вынесет временное постановление, приостанавливающее действие закона до завершения рассмотрения апелляций по существу.

Но Высший суд справедливости не стал замораживать вступление в силу закона об отмене «принципа разумности», несмотря на то, что у суда есть такая мера, как временный судебный запрет, которым ответчику запрещается совершать определенные действия до окончания судебного разбирательства, однако судьи предпочли не прибегать к нему. Судья БАГАЦа Давид Минц постановил, что слушания по поданным петициям против этого закона пройдут в сентябре 2023 года, до выхода на пенсию председателя Верховного суда Эстер Хают и судьи Анат Барон, обе считаются либеральными судьями.

Участвует ли в протестах «русская улица»?

Как известно, в Израиле проживает около 30% русскоязычных граждан, которых с легкой руки журналистов 90-х стали называть «русской улицей». О том, как «русские» израильтяне относятся к реформам правительства Нетаниягу и участвуют ли в стремительно нарастающих массовых протестах, «Власть» спросила у главного редактора информационно-аналитического сайта «Детали» Эмиля Шлеймовича.

- Как принимает эту поправку и в целом судебную реформу правящей коалиции так называемая «русская улица?»

- Я бы выделил два основных тренда: меньшинство против, большинство пассивно. Хотя и «русский голос» «Ликуда» слышен, например, в митингах за реформу принимал участие их активист Борис Апличук.

Тут важно отметить, что и штабы протеста не стремятся привлечь ни «русскую» улицу, ни эфиопскую, ни друзскую, никакую другую, хотя реформа касается, конечно, всех. Нет рекламы, ориентированной на эти общины, и даже те, кто хотел бы принять участие в акциях, не всегда знают их расписание. Потому участвующие русскоязычные - это уже довольно сильно интегрировавшиеся люди: они есть и в хайтеке, и среди резервистов.

Мне кажется, протестные штабы теряют немалый потенциал на подобном безразличии.

Созданы русскоязычные группы в WhatsApp, в которых распространяются материалы по судебной реформе, разъяснения, комментарии - но они не всем доступны. Помимо этого, развернутые юридические, экономические и прочие аспекты реформы разъясняем мы на сайте «Детали». Других источников информации у людей нет, зато конечно, аналогичную работу ведут и сторонники реформы - готовят сборники аргументов в ее пользу, например.

- Вообще, можно говорить о какой-то единой «русской улице» в политическом смысле или это миф, который не выдерживает проверки временем, и русскоязычные израильтяне делятся на правых, левых, центристов и пофигистов так же, как и все другие граждане Израиля?

- Деление похоже на общее по стране, с некоторыми перекосами: «русские» более правые в вопросах безопасности и экономики, даже вопреки тому, что от неолиберальной экономической политики Нетаниягу и вызываемого ею неравенства именно наш сектор пострадал сильнее других. В последнее время ситуация выравнивается: новая алия придерживается более либеральных, в своей основе, взглядов, да и те, кто интегрировался, избавляются постепенно от наследия «совка».

- Есть какие-то специфические особенности и/или проблемы участия русскоязычных россиян в политических событиях в стране? Если есть, в чем их причина?

- У русскоязычных в Израиле есть специфические требования, но нет политического представительства. Партия НДИ, ведомая выходцем из Молдовы Авигдором Либерманом, такую функцию не выполняет, и потому центральные проблемы общины: пенсионное обеспечение, субсидированное жилье, улучшение обучения ивриту на первых стадиях репатриации и прочие - остались нерешенными. На мой взгляд, НДИ и не является партией, это - лоббистская структура, мимикрирующая под партию и собирающая голоса русскоязычной аудитории лишь для того, чтобы обеспечить себе лоббистские возможности в кнессете.

В других партиях русскоязычные политики тоже не заняты интересами сектора, а НПО, созданные в 90-е годы, понемногу рассыпаются, не добившись своих целей, по большому счету. Пример - движение «За достойное будущее», которое десятилетиями пытается устранить дискриминацию русскоязычных пожилых людей, но успехи ее скромны без политической поддержки.

- Сколько русскоязычных израильтян среди популярных политиков и среди членов правительства, депутатов кнессета, государственных чиновников? Их становится больше или, наоборот, меньше в последние годы, какова тенденция?

- В Израиле нет популярных русскоязычных политиков, потому нет смысла их пересчитывать. Либерман в НДИ, Эдельштейн в «Ликуде», Элькин в «Новой надежде», Белиак в «Еш атид» - ну и что? Они заняты общенациональными проектами. Разве что Белиак выбил госфинансирование на то, чтобы подборку информационных материалов о правах израильских пожилых граждан перевели на русский язык. Не хочу умалять его заслуги, но это капля в море. В целом отношение израильтян к политикам - как к интересантам, и русскоязычные не исключение, в их идейность давно никто не верит, да и в дееспособность тоже не особо.

- Новая алия так называемых «релокантов» из России принимает участие в акциях протеста или, наоборот, в акциях за реформу? Вообще, эти люди интересуются политическими событиями в Израиле или они приехали пересидеть и намерены вернуться в Россию, как только ситуация это позволит?

- Да, принимает в акциях протеста, чем, кстати, очень раздражает «ликудников», которые ворчат в соцсетях, что, дескать, надо бы им сначала разобраться в местных реалиях, а потом уже митинговать. Я сам на митинге общался с девушкой, которая говорила: мы видели, куда все пришло в России, и не хотим допустить того же тут.

Опять-таки, их немного, потому что информационной или организационной кампаниями они не охвачены. Интересуются политикой они весьма живо, и мне видится, что как раз какие-то выходцы из Украины, может быть, и вернутся назад, а вот из России люди в большинстве своем уехали навсегда. Никому не хочется назад, в чумной барак, тем более что здесь им не ограничивают доступ к СМИ, дающим полную картину происходящего там.

Впервые опубликовано в «Republic-Власть» 28 июля 2023 года https://republic.ru/posts/109243

БАГАЦ, Нетаньяху, ЦАХАЛ, Израиль, юридическая реформа, Republic-Власть

Previous post Next post
Up