Большой разговор с юристом о дискриминационном законе
Советский плакат, 1941 год
В понедельник, 25 апреля, в Госдуму был внесен
проект нового федерального закона, разработанный комиссией Госдумы по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России. Название у него соответствующее: «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Как будто все то страшное и стыдное, что, - как мы наивно думали, - навсегда из жизни ушло, взяло да и вернулось.
«Ужесточать в геометрической прогрессии»
Закон этот должен объединить все законодательные акты об иностранных агентах, изданные за
последние 10 лет, начиная с 2012 года, и рассыпанные по другим федеральным законам: «О некоммерческих организациях», «О средствах массовой информации», «Об общественных объединениях», «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации». И не только объединить, а довести до логического конца. «Тогда [в 2012 году] была цель стигматизировать, а сейчас уже - уничтожить гражданское общество, да и просто активных неравнодушных людей», -
комментирует законодательную инициативу депутатов эксперт по конституционному праву Григорий Вайпан.
В пояснительной записке к законопроекту эта задача формулируется более пространно:
«Законопроектом предусматривается консолидация и актуализация положений действующих законов, регулирующих статус иностранного агента.
Так, законопроект определяет, что иностранным агентом может быть признано любое российское или иностранное юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, иное объединение лиц или физическое лицо независимо от его гражданства или отсутствия такового, если такие лица получают иностранную поддержку или находятся под иностранным влиянием и осуществляют политическую деятельность либо целенаправленный сбор сведений в области военно-технической деятельности России, которые могут быть использованы против безопасности Российской Федерации, либо распространяют предназначенные для неограниченного круга лиц сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет), либо финансируют указанные виды деятельности.
Для информирования граждан Российской Федерации о том, какие организации и лица являются иностранными агентами, предусматривается ведение реестра, содержащего также информацию о том, кто аффилирован с иностранными агентами.
Законопроектом помимо ранее закрепленных в законодательстве Российской Федерации ограничений для иностранных агентов предусматриваются также новые, имеющие особое значение, например, такие как запрет влияния иностранных агентов на детей в Российской Федерации. Иностранным агентам запрещено осуществлять преподавательскую, просветительскую, воспитательную деятельность в отношении несовершеннолетних, производить информационную продукцию для несовершеннолетних. Также на иностранных агентов предлагается распространить ограничения, связанные с инвестированием в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».
На самом деле запретов для «иностранных агентов» в проекте нового закона гораздо больше, они охватывают почти все сферы жизни человека и поражают его практически во всех гражданских правах. Причем, как заявил в
интервью RTVI один из соавторов этого законопроекта депутат Андрей Луговой, «ни о каком смягчении законодательства об иностранных агентах даже речи быть не может. Мы, наоборот, его ужесточаем. И ко второму чтению лично я еще подумаю, каким образом можно его ужесточить… Мы теперь мягкотелость никакую проявлять не будем. И если бы вы меня спросили, с каким лозунгом должно дальше развиваться законодательство об иноагентах, я бы сказал так: ужесточать, ужесточать, ужесточать, да еще и в геометрической прогрессии».
Выдающийся коллектив
Мне бы хотелось подробнее остановиться на комиссии Госдумы по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России, ярким членом которой стал депутат Луговой. Она была создана в авральном порядке на внеочередном заседании Совета ГД в августе 2019 года. Причем депутатов, которых назначили в состав этой комиссии, отозвали из отпусков, для того чтобы работа была
«начата незамедлительно». Как заявил на том внеочередном заседании Совета ГД председатель Госдумы Вячеслав Володин, комиссия займется анализом и исследованием фактов «вмешательства иностранных государств в дела нашей страны». Выводы комиссии можно будет «озвучить в рамках Парламентской ассамблеи ОБСЕ, ПАСЕ и также направить свои предложения ряду стран, которые этим не просто грешат, а цинично попирают наш суверенитет, пытаются вмешиваться в дела РФ, осуществляют действия, несовместимые ни с законом нашей страны, ни с международными правилами и нормами».
К чему была такая срочность при создании комиссии? Ничего эпохального тогда не произошло и, вроде бы, не должно было произойти. В первый состав комиссии под руководством Василия Пискарева вошли 12 депутатов из всех четырех фракций, заседавших в Госдуме VII созыва. Они исправно искали «факты иностранного вмешательства во внутренние дела страны» везде, куда могли дотянуться, и поучаствовали во внесении поправок «в законодательство, в соответствии с которыми статус иноагента присваивается не только иностранным СМИ, но и физическим лицам» (подробнее о деятельности этой комиссии можно прочесть
здесь).
В Госдуме VIII созыва состав комиссии сильно изменился, теперь в ней заседают не 12, а 15 членов, из фракции КПРФ нет никого, зато появились два члена из свежей фракции «Новые люди». Из прежнего состава в нем остались председатель Пискарев и его заместитель Альшевских и еще два члена, остальные - новички. Кроме упомянутого Лугового из популярных личностей там теперь заседают
Мария Бутина, известная своими приключениями в США; бывший пропагандист с телеканала «Россия-1» Евгений Ревенко; экономист, публицист и борец с фастфудом из «Макдональдса» Михаил Делягин; активный участник ток-шоу Владимира Соловьева и Петра Толстого, да и сам ведущий на канале «Москва-24» Олег Матвейчев, также известный своими одиозными высказываниями. Еще один любопытный персонаж в этой комиссии - депутат от ЛДПР Сергей Леонов, будучи по профессии врачом, он недавно предложил принудительно забирать кровь у украинских пленных.
Самое яркое выступление этой комиссии случилось 25 апреля 2022 года, когда ее члены внесли на рассмотрение Госдумы проект федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». И это наводит на мысль, что проект этот был готов значительно раньше и должен был «выстрелить» примерно в конце 2019 или в начале 2020 года, для чего и создали эту комиссию, выдернув депутатов из заслуженного отпуска. Но тогда случилась пандемия коронавируса, и окончательный закон об иноагентах отложили до лучших времен, которые наступили сейчас.
«Манифест дискриминации»
Но вернемся к новому законопроекту, который очень быстро может стать законом.
Обсудить его я решила с человеком, который знает об «иностранных агентах» если не все, то очень многое.
Моя собеседница - директор Центра защиты прав СМИ Галина Арапова (и Центр, и сама она признаны «иноагентами»).
- Галина, я внимательно прочитала проект этого закона, но так и не поняла, какая будет структура у нового единого реестра? И кто из включенных в него физических лиц должен будет создавать юридическое лицо, а кто не должен?
- Этого пока никто не знает. Каким будет этот новый единый реестр, станет понятно, только когда Минюст сделает какой-то нормативный акт по поводу этого реестра и опубликует формы отчетности, она ведь тоже изменится. На самом деле непонятного там много, я уже не говорю о том, что сам по себе закон написан так, что он просто резиновый, он оставляет такой люфт для маневра властям, что признать иностранным агентом по нему можно кого угодно и за что угодно. Вероятнее всего, в этом реестре будут все вперемежку, и люди, и организации, и российские, и иностранные, по аналогии с существующим сейчас реестром СМИ - иностранных агентов.
А кому придется регистрировать юридическое лицо? Там написано: что все, кроме российских юридических лиц, должны распространять информацию через созданное российское юридическое лицо. Это означает, что они хотят продолжать заставлять физических лиц создавать юридические лица, а иностранных юридических лиц создавать в России дополнительное юрлицо.
- А как быть с аффилированными лицами? Они будут тоже фигурировать в этом же реестре?
- Видимо, да. Скорее всего, у них будет стоять пометка, что они аффилированные лица. Но так как реестр будет единый, то получается, что и они получат свою порцию стигматизации.
- Знаете, когда я прочла в этом законопроекте про запрет иностранным агентам заниматься воспитанием детей, у меня возникла мысль, что у них будут отбирать детей, лишать родительских прав. Хотя, наверное, это не имелось в виду, но ощущение жуткое.
- У меня тоже возникло это ощущение. Формулировка такая непонятная, которая в принципе позволяет это делать. Если вы запрещаете преподавать, то это запрет на профессию преподавателя. А что означает запрет на воспитательную деятельность - это то, что ты воспитателем не можешь работать или собственных детей не можешь воспитывать? Там вообще столько непонятного, что некоторые мои коллеги говорят, что этот законопроект похож на истерику власти.
- Может быть. Кажется, что авторы этого законопроекта постарались охватить запретами буквально все. Если этот закон начнет действовать, Россия превратится в большую Северную Корею.
- Тут вопрос в том, как они будут применять его: избирательно или повсеместно. Хотя на самом деле закон должен быть один для всех: четким, ясным, предсказуемым, недвусмысленным. Он не должен применяться избирательно. Избирательность применения закона - это очень плохо.
А этот закон, похоже, написан с целью запугивания. Тех, кто испугается, но им некуда ехать, заставить замолчать, притаиться, смириться, прекратить свою деятельность. А тех, кто может, - уехать. То есть этот закон разделит общество на тех, кто будет в стране молчать, и тех, кто уедет. И то, и другое выгодно для власти. Это очень печально. По сути, прогрессивная часть общества выдворяется из страны. Например, те, у кого хорошее образование, возможно, иностранное - европейское или американское. Раньше это считалось престижно. А сейчас это будет считаться тем самым иностранным влиянием, за которое будут преследовать и лишать гражданских прав.
- Этот термин «влияние» - он же безразмерный и настолько неконкретный, что в законе, мне кажется, его в принципе нельзя использовать.
- Я думаю, что он таким специально задуман. Ведь каждый термин, который впервые появляется в законе, обязательно должен быть объяснен. Это называется «понятийный аппарат», он присутствует в одной особой статье, как правило, во второй. Это как словарь терминов, чтобы было понятно, о чем идет речь в законе, он должен его предварять. А в этом законе понятийного аппарата нет. Они пытаются объяснить используемые понятия, но это размыто по разным статьям.
- Знаете, на что я еще обратила внимание, читая этот законопроект? Последние лет десять, а может и больше, во всех переписываемых или новых законах используется такой запутанный язык, такие длинные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, такие громоздкие обороты речи, что докопаться сквозь них до смысла очень сложно. И я думаю, что это делается специально, чтобы закон был непонятен, чтобы его можно было трактовать по-разному и использовать избирательно. А этот законопроект, несмотря на множество допущенных в нем ошибок, написан другим языком, он написан довольно просто и понятно. Видимо, его писали для того, чтобы использовать на полную катушку. И еще - в нем почти каждое положение заканчивается оборотом «и другое», то есть размывается, расширяется до бесконечности.
- Вы правильно заметили, там каждая статья заканчивается «и другое», «и иные», что совершенно недопустимо в правовых нормах. Когда написано «и иное» - это называется неисчерпывающий перечень. В принципе, такие неисчерпывающие перечни допустимы в законодательстве, когда речь идет о правах, о преференциях и т.п. Но если это запретительная или ограничительная норма, на основании которой может быть ухудшение положения человека, такие расширительные формулировки, создающие неисчерпывающий перечень, недопустимы. У Конституционного суда есть много постановлений на эту тему. Например, постановление Конституционного суда 2003 года по жалобе Бунтмана, Катаняна и Рожкова на положение закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан». Там в одной из статей была формулировка «и иное». И совершенно четко судьи Конституционного суда
пишут, что недопустимо использование такого рода оборотов во всех запретительных нормах, поскольку это создает основание для произвольного применения и толкования этих норм, что «несовместимо с юридическим равенством, а также принципом соразмерности устанавливаемых ограничений конституционно одобряемым целям и ведет к нарушению свободы средств массовой информации».
Но если в том законе формулировка «и иное» использовалась один раз, и по этому поводу было вынесено отдельное постановление Конституционного суда, то в этом законе такой формулировкой заканчивается чуть ли не каждая статья. Такого с точки зрения духа закона быть не может, особенно когда речь идет о неточности формулировки, на основании которой ограничиваются права человека. А в данном случае права граждан ограничиваются очень серьезно и это - основание для дискриминации.
Начиная с 2012 года, когда появились первые статьи об иноагентах (в Законе о некоммерческих организациях), власти говорили, что это вообще не дискриминация, мы просто, как американцы, хотим, чтобы все было прозрачно, хотим информировать общество и власть о том, от кого получаются и на что тратятся деньги НКО. И тогда уже это было лукавство, потому что некоммерческие организации и без того очень подробно и педантично отчитывались обо всех своих деньгах перед государством, отчетность НКО была прозрачной. Поэтому и тогда уже всем было понятно, что речь не про прозрачность и не про отчетность. Мы говорили, что иностранный агент - это стигматизирующее название, что нам назначают гигантские штрафы вплоть до прекращения деятельности организации, а власти говорили, что мы как все, и в США, и в Израиле, и в Австралии такое законодательство (хотя там оно про политическое лоббирование), чем же мы хуже?
Уже в 2012 году в России это использовалось для наказания НКО за их политическую позицию. А сейчас что мы видим? Статья 10 этого законопроекта - в чистом виде манифест дискриминации.
- Меня особенно впечатлил своей непонятностью п.12 этой статьи: «Иностранный агент не вправе получать государственную финансовую поддержку». Это что имеется в виду? Все социальные выплаты, включая пособия на детей, материнский капитал - это ведь все государственная финансовая поддержка.
- Вот именно. А налоговые льготы - это ведь тоже форма государственной финансовой поддержки. Получается, что и в этом происходит дискриминация. Но поразительно, что они теперь открытым текстом говорят об этом, уже не пытаясь камуфлировать свои намерения.
- Все это - поражение в правах, причем очень жесткое.
- Конечно, такого поражения в правах ни в одной стране мира нет. Абсолютно всех, кто не согласен с их политикой, они готовы объявить иностранными агентами и поразить в правах.
Уже бессмысленно говорить о том, что это противоречит Конституции, международным конвенциям, это уже вообще не про закон. Это вообще не похоже на то, что можно называть законом, потому что практически каждое положение этого текста сформулировано не как закон, а как политический документ: очень широкие формулировки, нечеткие, весьма двусмысленные, позволяющие двоякое толкование и произвольное применение, а 10 глава описывает поражение людей в гражданских правах, гарантированных им Конституцией. То есть вообще этот законопроект входит в открытую конфронтацию со всеми другими законами. Если последние годы дискриминирующие законы принимались, но они все-таки соблюдали какую-то видимость приличия, а сейчас уже все маски сброшены. Насколько же надо не любить своих граждан, чтобы настолько поражать их в правах!
- Как вы считаете, к чему приведет принятие этого закона? Превратится Российская Федерация в аналог Северной Кореи, когда плакать и смеяться люди будут по команде? Или наоборот, когда иностранными агентами в соответствии с этим законом будет признанно множество людей и все они будут значительно поражены в гражданских правах, это приведет к тому, что люди перестанут бояться, перестанут обращать внимание на этот закон, и он не будет работать?
- Посмотрите на людей, которые сейчас ходят строем, устраивают все эти флешмобы в поддержку власти - они перестали бояться? Мне кажется, они ведут себя как зомби. Это полная потеря собственного достоинства.
- Галина, как юрист и правозащитник и как человек, сам носящий звание «иностранный агент», вы, конечно, максимально погружены в эту тему. Не буду вас расспрашивать о том, как вы справляетесь с этим лично, судя по вашей деятельности, вам это удается. Но что вы посоветуете тем, кто уже попал или в дальнейшем попадет в когорту «иностранных агентов», не обладая вашими знаниями и опытом?
- Наш Центр защиты прав СМИ работает с журналистами, коль журналистов стали включать в реестр «иностранных агентов», мы, конечно, помогаем им в этой ситуации. Другие правозащитные организации помогают другим людям.
Свою задачу мы видим в том, чтобы помочь своим клиентам с минимальными потерями - финансовыми, юридическими, психологическими, эмоциональными - пережить это время. Мы оказываем помощь в комплексе, разъясняем, чтобы люди понимали, что делать, почему это нужно делать, предоставляем юристов, психологов, помогаем разбираться с юридическими лицами, с отчетностью. Делаем все, чтобы они не сидели в ужасе, глядя на этот реестр. И не наделали с отчаяния глупостей и ошибок.
Поэтому мы стараемся сами не отчаиваться и призываем журналистов тоже не отчаиваться и этот период пережить. Мне кажется, самое главное - пережить все это с минимальной потерей собственного достоинства.
Впервые опубликовано в «Republic-Власть» 29 апреля 2022 г.