Международная научная конференция, посвященная 100-летию Александра Солженицына, пройдет 15-17 марта 2017 г. в стенах Дома русского зарубежья.
Участники мероприятия поговорят о темах творчества известного литератора, обсудят художественные фильмы по произведениям Солженицына и документальные картины, снятые по мотивам его жизни, сообщает
официальный сайт музея.
Международная научная конференция пройдет в два этапа и по двум адресам. Мероприятие организовано при поддержке Министерства культуры РФ, Государственного института искусствознания и Русского общественного фонда Солженицына.
Им, гагарам, и неведомо, что первые "солженицынские чтения" случились в Москве почти 26 лет назад:
Дневник Литератора В последние десятилетия в истории России происходило немало важных, знаковых событий, не привлекших, тем не менее, внимания современников.
Одним из таких событий стали первые "Солженицынские чтения", проводившиеся
писательской группой "Апрель" 27 мая 1990 г. в Центральном доме литераторов. На сцене расположились организаторы - прозаик Вячеслав Кондратьев, поэт Александр Коган, литературные критики Татьяна Иванова и Алла Гербер, в просторном зале человек на 400 - остальные 30 участников этого литературного вечера, среди которых были и зарубежные участники - от весьма именитых до совсем ьезвестных.
Организаторы обещали предоставить возможность высказаться о творчестве Солженицына любому желающему, что и привело впоследствии к ряду скандалов, хотя суть дела, конечно, не в этом.
"Основоположника лагерной прозы" хвалили много, хотя другого первооткрывателя этой темы, Бориса Дъякова ("Повесть о пережитом"), никто и не вспомнил. Наверное, потому, что либо не знали, - что очень вероятно, либо потому, что слишком уж разные идеологические позиции этих авторов и их произведений.
Помимо творчества Александра Исаевича, говорили и о современности, литературе и ее предназначении. Одна из участниц утверждала, что, приезжая в Прибалтику, она "чувствует себя оккупанткой", ей стыдно перед местными друзьями.
Мне не понятно, почему тогда, в мае уже далекого от нас 1991 года, да и ныне, я, родившийся в 1953-м, "оккупант", ответственный за то, что было до меня, без меня, за что я должен каяться и извиняться. Лично мне ближе этическая позиция Павла Нилина, выраженная в короткой формуле - Мы отвечаем за все, что было при нас.
Литературовед из Франции Жорж Нива рассказывал об "открытии архипелага ГУЛаг" на Западе.
Запомнилось выступление одного молодого историка, прозвучавшее некоторым диссонансом. Позволив себе усомниться в объективности и исторической достоверности "Архипелага...", он высказал предложение о том, что его академическое издание должно сопровождаться историографическим комментарием. При этом, обращаясь к присутствовавшему в зале Олегу Васильевичу Волкову, безвестному автору-переводчику «Волшебника Изумрудного города», отметил, что его книга "Погружение во тьму" намного правдивей, талантливей и... страшнее.
Однако даже столь легкая критика в адрес А.И. вызвала истерические крики:
- Провокатор! Уберите агента КГБ! - именно таковы были в рядах «демократических» литераторов понятия «плюрализма» и «толерантности» в то время!
Масла в огонь подлило также выступление нашего бывшего соотечественника, профессора офтальмолога из Канады - к сожалению, не запомнил его имени.
Апогеем его стало упоминание о «сексоте "Ветрове"(в журнальной версии "Архипелага", опубликованной "Новым миром" осенью 1989 г., эти главы отсутствуют). Подобные "гнусные инсинуации" в адрес Александра Исаевича вызвали настоящую истерику одной из восседавших на сцене дам, грозившей немедленно «уйти, если "клеветника» не уберут от микрофона". И тогда пришлось вмешаться ведущему Кондратьеву, который примирительно признал:
- Ну да, было это. Было! Раз сам Александр Исаевич пишет об этом!
Известие это произвело шоковое впечатление на возмущенную даму.
Организаторы чтений обещали не только сделать их регулярными, но и через литературную группу "Апрель", опубликовать их материалы.
- Увы!- ни то, ни другое обещание ими выполнено не было.
Но тот - незабываемый для меня вечер в ЦДЛ, первое приобщение к богемно-литературной «элите», тоже неотъемлемая часть истории «новой» России конца ХХ века.
© Copyright:
Дневник Литератора, 2009