Молодого пилота Алексея Гущина (Козловский) отовсюду выгоняют за своевольные поступки в соответствии с личным кодексом чести. В Москве его отец - авиаконструктор на пенсии: усталый, но такой же несгибаемый - рекомендует сына в небольшую гражданскую авиакомпанию. Наставником Гущина становится Леонид Зинченко (Машков) - авторитарный воздушный волк, свято чтущий уставы и предписания. Гущин начинает встречаться с коллегой-летчицей Александрой (Грудите), которая отстаивает права женщин, наступая на уязвимости мужчин. По воле обстоятельств все трое летят работать в Азию, но по пути принимают сигнал о помощи с вулканического острова - и отправляются туда, чтобы эвакуировать уцелевших в стихийной катастрофе...
"Экипаж" - главное кинозрелище этой недели и блестящий аттракцион в жанре катастрофы. Это в первую очередь виртуозная режиссерская работа Николая Лебедева и операторское мастерство Ирека Хартовича (создатели "Легенды №17"). Лучшее в фильме - захватывающее испытание в воздухе: два "борта" взлетают с ультра-короткой полосы сквозь огонь и вулканический пепел. Но самое сложное впереди - самолеты повреждены, а нужно еще добраться до посадки.
Картина великолепно передает ощущение настоящего полета: всё сделано так реалистично, что в кресле кинотеатра ощущаешь тряску турбулентности и головокружительные маневры, на которые вынуждены пойти герои, чтобы спасти пассажиров. Земля уходит из-под ног, и вся финальная часть фильма - неотпускающее напряжение с той же тянущей пустотой в груди, которую чувствуешь в самолете при посадке с сильной "болтанкой".
На этом плюсы фильма, к сожалению, заканчиваются. Отлично срежиссированная и снятая, в части сценария и драматургии эта картина с самым началом катастрофы входит в штопор. В сети в связи с "Экипажем" обсуждают какие-то странные вещи: римейк или не римейк, безликие диалоги и почему актриса Грудите не показала свои "грудите". Вопросы важные, но, на мой взгляд, второстепенные. Попробуем разобраться в главном. Осторожно - сплошные спойлеры!
Сюжетно "Экипаж" делится на два больших блока: завязывание отношений - и катастрофа. История выстроена вокруг конфликта двух пилотов - опытного Зинченко, следующего правилам, и молодого-дерзкого Гущина, ставящего во главу угла человечность. Так вот: к моменту начала катастрофы конфликт между героями уже завершен - и дальше, по идее, рассказывать нечего.
Напомню, как конфликт завершился: однажды Гущин смело ставит на место пассажира, оказавшегося одним из основных акционеров авиакомпании. Гущина хотят уволить, но... за него вступается Зинченко. Он говорит начальнику: парень - пилот от бога, и он правильно поступил! Просто мы не решаемся осадить зарвавшихся облеченных властью дураков, а он - смог.
С этого момента герои согласны друг с другом - конфликт решен. Герой Машкова чуточку изменился (а герой Козловского остается таким же с начала до самого конца - поэтому он совершенно неинтересный). На этом история кончается, и начинаются дикие скачки на самолетах. И еще в финале герой Машкова подходит к тому самому зарвавшемуся акционеру со словами: "Жаль, не я тебе врезал". Всё.
Чтобы рассказать эту историю, раскрыть героев и тему (в той мере, как авторы это сделали) - можно смело выкинуть всю катастрофу. Взять первый блок фильма - и завершить сценой, где Зинченко прямо высказывает гаду-владельцу компании то, что думает. Была бы совершенно законченная простенькая история о том, что быть хорошим человеком и защищать других - иногда приходится вопреки всем правилам. Получается, катастрофа нужна только как аттракцион. На отношения героев она никак не повлияла.
Предвижу возражения: героиня Шпицы, увидев героизм парня-бортпроводника, решила ему дать. Изменилась же!
О женских характерах в фильме - разговор отдельный. Их три: женщина-летчица Александра, бортпроводница Вика (Шпица) и жена пилота Зинченко (Яковлева). И кажется, создатели фильма к женщинам относятся очень плохо - раз так обошлись со своими героинями.
Александра не упускает случая, чтобы поддеть Гущина в том смысле, что мужчины только болтают о том, как правильно, - взяли бы да сделали. При этом ничего полезного за весь фильм сама героиня не делает - в частности, никак не помогает героям во время катастрофы. Доверили бы ей хоть разок спасти мужиков - за штурвал могли бы где-то посадить. Но нет. Да что там - даже хоть как-то завершить "любовную" линию Александры с Гущиным авторы не сочли важным. В конце герой Козловского... просто проходит мимо Александры - к отцу пошел, нафиг эту бабу. А через кадр Гущин и Александра вдруг оказываются уже женатыми.
Жена Зинченко - скучнейшая домохозяйка с единственным интересом: "котлеток положить?". Сказать про нее нечего.
Бортпроводница Вика "уворачивается" от ухаживаний парня-бортпроводника и засматривается на Гущина. А после катастрофы и героического поведения бортпроводника вдруг намекает, что "свободна для него". Если бы эта парочка была комическими персонажами - отлично бы сработало. Но с той серьёзностью, с которой эта линия сделана, героиня Шпицы кажется отвратительной. "А, так ты герой и грудь поцарапал - ну тогда я буду с тобой встречаться, пошли".
Наконец, переход от "мирной" части фильма к катастрофе - рубленый, очень грубый. Катастрофа начинается не просто внезапно - а как по свистку. Все разрушения на острове происходят за пару минут, а дальше начинается "авиационная" часть: аттрационы со взлетом и в небе. Два летчика-героя вовремя прилетели и спасли всех уцелевших на острове-вулкане, на котором зачем-то построен целый горный аэропорт и рудодобывающий завод (на вулкане!!!). При этом вокруг - ни спасателей, ни хоть сколько-то согласованных действий местных. Герои - только летчики, остальные - фон.
Эта "фоновость" абсолютно всех историй и персонажей в фильме, кроме основных героев, не позволила раскрыть катастрофу как настоящую драму. Мы не знаем этих людей - и не можем проникнуться их отвагой и героизмом. Пара реплик, сказанные в критические моменты какими-то проходными персонажами друг другу, не делают "Экипаж" российским "Титаником". У Кэмерона мы успели узнать подобных персонажей. И гибель каждого - словно личная потеря. Здесь не так.
Весь фильм, если брать в целом, в итоге оказывается о том, что герои, нарушающие правила ради спасения людей, - в нашем обществе одиночки, изгои. Героев Козловского и Машкова не награждают в конце, а... снисходительно решают не увольнять за нарушение правил и инструкций. Они, впрочем, сами уходят - в Аэрофлот. Видимо, это лучшая возможная награда для героев-авиаторов в России, да?