Этот текст я написал для встреч "Лаборатории времени", которой руководит Александр Рулёв (записи их встрч можно посмотреть на ютуб-канале
"Знаниевый реактор", хотя надо их там поискать). Сам на эти встречи я прибыть не мог, но, надеюсь, текст им пригодился. Сейчас же выкладываею его вам.
Потенциальное понимание времени
- Предпосылки для рассуждения
В христианской традиции выделяются три вида разумных существ: люди, ангелы и бесы. Ангелы и бесы являются, соответственно, помощниками и противниками Бога. Они совершили свой выбор по сотворении, и выбор этот изменён быть не может. Люди же, претерпев грехопадение, могут покаяться и примириться с Богом, но только при жизни - в посмертии же их выбор также становится окончательным. Также известно, что здесь, в нашем мире, время течёт, а в том мире, где (обычно) обитают ангелы, бесы и души умерших, времени нет (или, по крайней мере, это какое-то другое, не наше время).
Что всё это может сказать нам о времени?
- Время как реализация потенций
Находясь во времени человек может изменить отношения с Богом и повлиять на свою участь в посмертии. Оказавшись же вне времени, он ничего изменить не может. Ангелы и бесы, пребывая за пределами нашего времени так же неизменны. Т.е. в Вечности есть причины и следствия (единожды сделанный и присно [1] существующий выбор определяет всю судьбу разумного существа). Более того, следствия здесь полностью проявлены.
Во времени же причинно-следственные связи проявлены не полностью: есть причины, но часто нет (пока ещё нет) следствий.
Так мы можем сформировать следующее определение времени:
Время есть нарушение причинно-следственные-следственных связей, при котором следствия ещё не наступили.
Данное понимание также можно выразить через понятие "потенций": нереализованных возможностей для каких-либо действий или явлений.
Время есть процесс развёртывания потенций.
- Потенциальный и причинный подход к пониманию времени
Потенциальный подход схож с причинным (каузальным) в том, что также определяет время через причинно-следственные связи [2]. Однако упор он делает на другом.
В причинном подходе главное - собственно причины; прошлое довлеет над будущим. Времени, где действуют причинно-следственные связи, противопоставляются небытие (где нет сущностей) или хаос (сущности есть, но между ними нет связей). Время по сравнению с ними обладает большей степенью бытия.
В потенциальном подходе будущее (следствия) довлеет над прошлым (причинами). Причинно-следственные связи могут существовать или, по крайней мере, мыслимы вне времени. Более того, именно вне времени они проявляются в полной мере. Потому время, по сравнению с Вечностью [3], обладает меньшей степенью бытия.
Можно сказать, что есть две формулировки причинного подхода: слабая (время есть форма организации причинно-следственные связей) и сильная (причинно-следственные связи мыслимы и существуют только во времени). Потенциальный подход совместим со слабым причинным, но несовместим с сильным.
- Практическое значение потенциального подхода
Потенциальный подход полезен и применяется во всех областях и сферах, где необходимо пользоваться возможностями, которые скоро исчезнут (или, более точно и образно, где есть жизнь в свете будущей смерти): в планировании жизни, предпринимательстве, стратегии и пр.
- Потенциальный подход ко времени и концепция тепловой смерти Вселенной
В современной физической картине мира предполагается что Вселенная - если только она не скончается раньше каким-то более впечатляющим способом - движется к состоянию максимальной энтропии (тепловой смерти). В свете такой перспективы любые потенции, раскрывающиеся с течением времени, выглядят одинаковыми и равно бесполезным. Представляется, однако, что продление эмпирической закономерности, коей является второе начало термодинамики, в неограниченное будущее может оказаться чересчур смелым и нас ждёт более интересный финал.
- Потенциальное понимание времени и работы Н.А. Козырева
Из доклада я не настолько хорошо понял концепцию Козырева, чтобы сказать что-то осмысленное на этот счёт. Описание времени через причины и следствия вполне совместимо с потенциальным подходом, если только не считать, что причинно-следственные связи мыслимы только во времени. Трактовка времени как антиэнтропийного фактора вызывает большой интерес и симпатию (понять бы ещё, что автор имел в виду...). По поводу же остального, воздержусь от комментариев.
- Finis
В завершении этого текста хотел бы поставить несколько вопросов на обсуждение. В возрасте 3-5 лет человек осознаёт свою смертность. А в каком возрасте человек осознаёт смертность мироздания? И кто осознаёт (ясно ведь, что не все)? И что отличает тех, кто осознаёт, от тех, кто не осознаёт?
[1] Церковнославянское наречие "присно", хотя и переводится на русский как "всегда", употребляется иногда для обозначения вневременных сущностей, поэтому очень уместно в данном тексте.
[2] Собственно, я предпочёл бы оба подхода называть причинными, но один эволюционным (по этимологии "эволюция" - "развёртывание"), а другой - потенциальным.
[3] Уточню, к Вечности из романа А. Азимова эта никакого отношения не имеет.
[4] Дж. М. Кейнс в полемике с экономистами-классиками очень ёмко сформулировал суть данного подхода: «В долгосрочном периоде мы все мертвы».