Сейчас, когда ставки в конфликте очередной раз повысились, а известная специальная операция стала совсем военной, нам, вольнопишущей интернет-братии, стоит проговорить что и зачем мы делаем.
Я на этот счёт хотел бы рассказать историю. Можно сказать, сказку...
. "Прежде чем кого-то разгромить и уничтожить, постарайся
. его сначала понять. А потом уже можешь громить".
. Слова, которые мог бы сказать Кортес перед взятием
. Теночтитлана. Но не сказал.
Жила-была страна. По ней, с севера на юг, шёл большой торговый путь, и страна с него богатела. Жило в ней много племён, но окрестные народы называли её по имени чужеземцев, что ей правили, - Русью.
Со временем торговля захирела, князья рассорились, а в один недобрый год с востока хлынули в страну неисчислимые орды кочевников. Они разграбили и спалили столицу и множество городов по всей земле. Центр страны с тех пор так и не поднялся. Осталось три украины-окраины.
Первая, лесная, лежала на далёком северо-востоке. Она тоже сильно пострадала от кочевников, но вокруг были леса, где коннице пройти трудно. Местные князья научились копить силы и богатства и со временем изгнали чужеземцев. А потом захватили их земли. А потом сами, по завету кочевников дошли до последнего моря. Сейчас мы зовём эту украину Россией.
Вторая ценила свободы, торговала с заморскими странами, открыла и подчинила много земель: от Мурмана и Ладоги до сибирских рек, - но осваивать их не стала, а предпочитала брать с них дань.
Третья, самая западная, лежавшая вокруг городов Галича и Володимира, устремилась в Европу, да так, что её князь в какой-то момент стал настоящим, взаправдошним королём. Так она и оставалась до самого конца королевством Галиции и Лодомерии, но короля там давно уже не имелось, а была она лишь ещё одной областью в обширной державе кайзера.
То была сказка-присказка. А сейчас начнётся суровая правда.
Из трёх украин ныне мы знаём одну - западную, польско-австрийскую, включившую в себя под скипетром королей Речи Посполитой и ядро старой Руси. Другая, северо-восточная, считается самодостаточной страной и великой державой - и только нынешняя её неказистая западная граница напоминает, что она лишь одна из украин. Впрочем, долго ли этой границе осталось? А вот северной украины больше нет - извели её к концу XVI столетия.
К вопросу тогда подошли основательно. Учёные монахи обосновывали новую историческую роль страны. Сам грозный царь Иван Васильевич не только произвёл очередной (и последний) разгром Новгорода, но и в известном эпистолярном сочинении обосновывал преимущество своей манеры правления над упадническими западными порядками.
При присоединении южной украины этого не случилось. Россия тогда готовилась к большим реформам. Польша была не только основным противником, но и самым близким и понятным олицетворением Европы. Поэтому малороссийские интеллектуалы, прошедшие польскую школу, оказались ко двору и получили большое влияние. Впрочем, антигосударственные политические традиции Украины были искоренены силой и, в лице Мазепы, заклеймены на века.
Не проводили у нас деконструкции украинства. А вот теперь, похоже, будет.
Потому что ожесточение конфликта растёт и многие черты украинства, ранее терпимые и даже интересные, теперь крепко увязываются с развалом государства и внешним влиянием, с хуторским национализмом и звериной жестокостью. Эта стихийная деконструкция, грубая, неточная и часто ошибочная, прорастает на полях сражений и всегда выбрасывает с водой ребёнка.
Поэтому сейчас, пока политическая, общественная и культурная традиция южной украины жива, нужно её понять и проанализировать, чтобы её добрые части, насколько возможно, получили новую жизнь в России, а уродливые проявления никто больше не пытался извлечь из пыльного шкафа истории.
Для того и работаем.
P. S. На картинке изображён тилацин. Этот сумчатый хищник исчез совсем недавно. В ближайшие годы и десятилетия мы, похоже, увидим исчезновение многих социальных типов. Постараемся описать их, пока они ещё живы.