Фрактальные конфликты: динамика

Jun 18, 2022 12:27



В предыдущей статье мы охарактеризовали российско-украинскую войну как часть мирового фрактального конфликта. Сегодня мы рассмотрим фрактальные конфликты в динамике: в каких условиях они вызревают, как переходят в горячую фазу и как их можно завершить.


"Меня легко начать, трудно завершить и невозможно остановить"
(фрактальный конфликт о себе)
Почему они такие особенные?

Фрактальные конфликты состоят из отдельных, сравнительно простых элементов, в которых стороны участвуют в аналогичных противоречиях, и роли между ними распределены аналогичным образом. Если в каком-то звене противоречия дозрели до открытого конфликта, то в других участники поступают по аналогии - в результате чего стремительно вспыхивает война всех против всех. Фрактальный конфликт может подспудно назревать годами - и перейти в горячую фазу за считанные дни.

При этом звенья, будучи структурно схожими, часто отличаются масштабом. В предыдущем посте я изобразил, как в схеме русско-украинского конфликта реализуются различные масштабы: от всего мира до донецких республик. Нет никакого основания полагать, что ДНР и ЛНР - это нижний уровень. Наверняка можно проследовать ещё ниже и обнаружить меньшие по размеру, но такие же структурно триады, в которых противостоят друг другу украинские и донбасские институты, организации, группы знакомых - вплоть до отдельных людей. А поскольку на всех уровнях конфликта стороны стремятся вести себя аналогично, мы приходим к пугающему выводу:
решительные действия небольших групп и отдельных людей на нижнем уровне фрактального конфликта приводят к стремительному "воспламенению" всей его толщи - вплоть до мировой войны.

Мы даже знаем таких людей. Вот, например, один:


Или другой:


Конечно, этих зачинщиков не следует винить в начале конфликта. Последний складывается очень постепенно, обычно годами, и когда он созреет, достаточно лёгкого толчка, чтобы перевести его в горячую фазу. Кто учился по советским учебникам, должен помнить разницу между причиной и поводом исторического события. Действия зачинщиков - только повод, а причиной выступает сложный комплекс интересов, планов, подозрений и непониманий, которые питают друг другу большие и малые субъекты истории. И когда этот клубок недосказанностей начинает разворачиваются, последствия оказываются масштабными и непредсказуемыми.

Что выросло, то выросло

Динамика фрактальных конфликтов - это тема для будущих исследований, но уже сейчас мы можем, на правах гипотезы, сделать ряд утверждений.

1. Фрактальные конфликты складываются в спокойную, мирную эпоху.

Сама их архитектура характерна для ситуации, когда противоречия в сообществе накапливаются, но не находят разрешения. Именно благодаря этому сами противоречия складываются в разветвлённую самоподобную систему, увязывающую международные организации и протесты активистов в единую сеть.

Причём, похоже, именно фрактальная структура способствует поддержанию длительного мира с последующим обрывом в разрушительный конфликт. Менее симметричные структуры противоречий будут находить разрешение, переходя в горячую фазу локально. В результате мы получим более-менее постоянное бурление, но условий для большого конфликта не сложится.

Здесь, думаю, уместно привести аналогию со следующей задачей: допустим нам надо замостить пол без разрывов. Какова вероятность сделать это, если все детали облицовки разные? Весьма низкая, разве что нам попался какой-то уж очень специфически подогнанный набор. А вот при помощи типовых, повторяющихся деталей это сделать можно, причём целым рядом способов. Так же и с конфликтами: повторяющаяся структура противоречий не даёт ни одной из сторон решающего преимущества, все продолжают копить силы и ждать удобного момента. И когда такой момент вдруг где-то предоставляется, полыхать начинает сразу везде.

2. Фрактальные конфликты складываются сверху вниз, а "выстреливают" (переходят в горячую фазу) снизу вверх.

Этот тезис следует из ряда очевидных соображений. Фрактальный конфликт, как правило имеет структуру, похожую на медузу (или перевёрнутое дерево): ключевое противоречие, существующее на верхних этажах системы, воспроизводится ниже разными, подчас многочисленными, стволами-щупальцами. В предыдущей части мы рассмотрели один такой ствол: Идеальный Запад - реальный Запад - Россия - Украина - Донбасс, - но можно выявить и другие стволы, например Идеальный Запад - реальный Запад - Китай - Тайвань и т.д. Трудно предположить, что аналогичные по структуре противоречия возникли независимо на нижних этажах системы и проросли вверх. Скорее всего это верхнее противоречие проецирует себя вниз в разных регионах и ситуациях.

Зато на верхних этажах действуют более крупные, инертные организации и (как правило) более ответственные лица принимают решения. Поэтому переход конфликта в горячую фазу произойдёт, скорее всего, где-то внизу, где роль отдельного человека (в том числе малоадекватного) выше, - а потом уже по системе сдержек и противовесов распространится вверх.

3. Положить конец фрактальному конфликту можно, только разрешив противоречие на самом верхнем уровне.

Это следует из соображений, сформулированных выше. Любая победа на среднем или нижнем уровне в лучшем случае выведет одержавшую её сторону из всеобщей кровавой бани. И то далеко не факт - индукцию ключевого противоречия вниз эта победа не отменяет. Конфликт же переключится на новую ветвь и будет развиваться вокруг неё.

Применительно к текущей ситуации это значит следующее: даже если Россия одержит военную победу на Украине и удержит Запад от прямого вмешательства в эту войну, мы увидим пляски вокруг Тайваня. Довоенного мира уже не будет, и саму Россию будут опять втягивать в войну - на этот раз в роли младшего союзника/ соперника.

4. Фрактальные конфликты требуют замкнутого пространства.

Данное утверждение следует из того, что фрактальные конфликты требуют времени для нарастания, в течение которого силы противоборствующих сторон должны находиться в равновесии. Возможность внешней экспансии позволяет одной из сторон нарастить преимущество перед другой, что побудит её разрешить конфликт силой или простой демонстрацией силы ещё до того, как фрактальная структура сложится.

Экспансия может быть экстенсивной - через присвоение новых территорий и ресурсов, или интенсивной - путём развития технологий и новых способов организации. Для фрактального конфликта противопоказана возможность экстенсивной экспансии. Интенсивное развитие не оказывает столь существенного влияния, поскольку его плоды легче воспроизвести, но возможны всякие варианты.

Хороший пример того, как возможность внешней экспансии предотвратила фрактальный конфликт, можно увидеть в истории моей любимой Эфиопской империи. До 50-х гг. XIX столетия она находилась под постоянным внешним давлением: Османская империя и её сателлиты представляли собой перманентную угрозу и отрезали страну как от моря, так и от всего более-менее цивилизованного мира. Технологии стагнировали на протяжении нескольких столетий. Страна находилась в состоянии вялого конфликта всех против всех (будь такой конфликт более интенсивным, дело бы кончилось османским вторжением, причем быстро).

В правление императора Теодроса II Эфиопия впервые за несколько столетий стала налаживать прямые контакты с Европой, а вторжение британской экспедиции Нэпира в 1867 году продемонстрировало, какие военные технологии Европа может предложить. У абиссинских князей появилась мотивация не разрешать конфликты немедленно, а потратить время на подготовку армии, обзавестись европейскими новинками - и бить после этого. Сложились условия для того самого ложного спокойствия, когда нарастает и выстраивается сложная система противоречий, разрешающаяся потом разрушительным всеобщим конфликтом. Но в 1882 году, после аннексии Египта Великобританией влияние Порты на Африканском роге фактически сошло на нет. В новых условиях император Йоханныс IV заключил со своим главным противником - царём Шоа Менеликом соглашение, согласно которому последний признавал сюзеренитет императора и обязывался не участвовать в войнах внутри Эфиопии, но был волен расширять своё царство вовне. Шоа было самой южной область Абиссинии, и все возможности для экспансии у него были. В результате, пока император и северные князья выясняли отношения с итальянцами, махдистами и (подковёрно) друг с другом, Менелик сумел накопить ресурсы, делавшие его сильнее всех остальных князей вместе взятых. И когда Йоханныс погиб в очередной войне и Менелик объявил себя императором, оспорить его претензии никто не захотел. Вся работа тех же итальянцев по разжиганию в Эфиопии междоусобицы (а они старались) пошла прахом.

Итак, мы сформулировали основные характеристики динамики фрактальных конфликтов. Некоторые из этих характеристик: всеохватность, предшествующий мирный период, эквифинальность (выход на один и тот же результат вне зависимости от деталей), - кажутся подозрительно знакомыми. Похоже, это не случайно: фрактальные конфликты действительно сопровождают фазовый кризис.

Морская фигура замри...

Однако, если средняя по влиянию страна, вроде современной России, и не способна разрешить конфликт только своими усилиями, то, может быть, она может остановить его? Видим же мы молодых людей с хорошими лицами, которые требуют остановить войну. Не будет ли это выходом?

И здесь российско-украинский конфликт даёт нам важную информацию для размышления. Видите ли, эту войну уже останавливали. Решением одного человека. И мы знаем этого человека:


Нынешний глобальный конфликт имел все основания развернуться уже в 2014 году. Однако наш Президент решил, что России на эту войну являться незачем, и она не пришла. В своё время я изложил, какими, на мой взгляд, были геополитические причины такого решения. Сейчас также очевидно, что за прошедшие восемь лет мы смогли более-менее подготовиться к санкционной войне, а кризис в экономике и обществе у наших западных партнёров заметно углубилась.

Но искусственность, рукотворность этого решения вполне очевидна. Это легко проверить: вспомним, какое чувство охватывало наших патриотически настроенных сограждан и осенью 2014, и (хотя недолго) весной 2022? Недоумение. Почему Путин так нерешителен? Почему он соглашается ввести войска в Сирию, но медлит с помощью Донбассу? Почему он начал спецоперацию именно сейчас? Что изменилось за восемь лет?

Изменилось многое, но структура конфликта осталась прежней. Это была именно заморозка: 24 февраля 2022 года стороны вновь пришли в движение в той же конфигурации и с теми же целями, словно их выключали на восемь лет, а потом включили, как свет в комнате.

Можно сформулировать пятый принцип динамики фрактальных как конфликтов:

5. Необходимый участник фрактального конфликта может уклониться от участия, что приведёт к заморозке конфликта, но не разрешит его: при "разморозке" конфликт продолжится с той же интенсивностью и в той же структуре.

О том же, какие сценарии поведения могут помочь России разрешить конфликт в свою пользу, мы поговорим в следующий раз.

P. S. Изображение, помещенное в начале пост - кадр из титров к японскому мультфильму "Агент паранойи". Когда-нибудь я напишу о нём - вне связи с украинскими событиями, просто потому, что он хороший. А сейчас предлагаю весёлую песню, сопровождающую эти титры. Веселие - оно продлевает жизнь.

image Click to view



"Ра-я-ра-ра-ра-ио-ра, какое великолепное грибовидное облако в небе!
"Ра-я-ра-ра-ра-ио-ра, днём, когда маленькие птички едят корм на тропинках".

Такая вот песня... веселая...

фрактальный конфликт, история, фазовый кризис, геополитика, Украина, соционеврозы

Previous post Next post
Up