Я в детстве читала "Королеву Марго" и восхищалась, как изысканно, таинственно и искусно они заплетают свои речи. Один сказал - хитро-хитро-тонко, второй ответил еще тоньше. И все это умеют и все в этом виртуозы. И им лет-то совсем ничего - по 19-20, а хитросплетения слов и коварных и уклончивых замыслов и дипломатии под ними - просто море. Я ими восхищалась, но совершенно не понимала, в чем глубинный смысл и в чем сущностная ловкость их речей - о чем они все говорят и куда это все выведет.
Сейчас читаю Айн Рендовский Fountainhead и примерно то же ощущение - так все тонко, искусно и противники друг-друга на пять метров насквозь и три дня назад и вперед видят - но о чем они говорят, в чем суть их пикировки - от меня ускользает!
Вариантов объяснения у меня два.
Первый. Я недостаточно тонка, остра и глубока. Поэтому нужно внимательно, слово за словом распутывать каждую реплику по второму и третьему разу и вникать и в конце понять - вононочто!
Второй. Айн - заумная высасывательница из пальца и заигралась в эти псевдомногозначительные многоэтажные реплики.
И в романе три текста, к которым я отношусь очень по-разному. Первый - интересный и увлекательный производственно-психологический роман из жизни архитекторов в эпоху перехода к модернизму и арт-деко.
Второй - полуподростковая мечта о сверхлюдях, смеси поттеровщины и рахметовщины, практически одними словами описаны два героя разных полов - говорят, как рублем дарят, вида привлекательного, силы немерянной, таланту неподъемного, отношения к миру фригидного и ледяного, и при этом невыносимо поражающих окружающих. Вот просто так угол рта там сожмут, или поглядят - и все с дрожью в коленях чувствуют за ними сверхсилу, подминающую и презрительную. Причем, я не вижу, но автор описывает реакцию на любое поджатие угла рта - как на поразительную непреодолимую силу. А я люблю книги о сверхлюдях - невозмутимых, неукусимых и всех превращающих в соляные столбы - но тут пережато, пережато, не просто встает со страниц, а назойливо нам словами говорится - видите, какой сверхчеловек? А вот так? А еще вот так скажу, вдруг вы не заметили. И выходит оно довольно топорно в своей прямолинейности.
Третий - какой-то безудержный дамский роман с садомазохистским уклоном. Причем дико безудержный - "и боль переходила в экстаз, и она знала, и он знал, и все было предопределено, и его губы на ее груди". С опаской жду обещанного Маней нефритового жезла страсти или там безудержного скакуна, который рвался в ее потайные чертоги. От этого третьего текста уже тошнит. Хотя я люблю про секс. Но тут реально вспоминаются обложки любовных романов - он с распахнутой грудью, она, вздымая полуодетый бюст, прижимается к нему, на фоне буря на море или шторма в лесу.