После известных событий пошла я посмотреть, кто же такая Мужицкая, о чем говорит, чему учит. Посмотрела несколько видео с ее выступлениями и интервью. И тут выпала на меня реклама ее новой книги - про переговоры.
А про переговоры тему я очень люблю и читала много - но на английском, понятное дело. Штуки три самых понравившихся книг у меня есть в библиотеке. Интересно стало, что же в русскоязычной книге про это пишут. В рекламе была ссылка на лабиринт, кажется, а там несколько страниц из начала можно было прочесть.
Я почитала и довольно сильно антропологически изумилась. В куске для ознакомления было четыре примера из жизни и все четыре вызвали у меня массу вопросов. Это, что, такая бизнес-этика в России? Это так до сих пор там видят роль женщины на работе? Никакая фем-оптика им не мешает? Или это такое понятие о бизнесе и переговорных отношениях у издательства? Или это все личные взгляды автора? Женщины во всех этих примерах были не специалистами, деловыми партнерами, профессионалами, а какими-то… писечками на ножках. Совершенно все в этих примерах - и в тоне, и в фактах, и в отношениях было бы совершенно немыслимо на работе здесь, в бизнес-отношениях здесь и в книге «бизнес-консультанта с огромным опытом» здесь.
Судите сами.
Первый пример описывает тренинг по переговорам глазами автора, она же тренер. Некая девушка выполняет задание - переговоры о цене. В команде напротив - мужчины. Она начинает очень уверенно, приводит факты, применяет выученные приемы убеждения.
Но ТМ описывает только, как девушка делает минет своей шариковой ручке. Как она ее сосет, всовывает и высовывает в рот и изо рта, проводит ею по лицу. И как мужчины в противоположной команде, якобы, совершенно не слышат уже доводов, на все кивают и все принимают.
И тут разволновавшаяся девушка - хрясь! - и перекусывает ручку пополам. Мужчины бледнеют, дергаются и с этого момента все принимают в штыки и от всего отказываются. Так это видит тренер.
Сами ученики в обсуждении говорят о приемах, способах и аргументах. Пока тренер Мужицкая не наводит их - нееет, все дело в том, что девушка сосала ручку, а вы представляли, что отсасывают вам…
Фигассе, думаю я. История как-то неубедительная, хотя рассказана, как случай из практики. Тут я вспоминаю, что ее редактор, та самая Любовь Романова, которая так упорно пыталась меня газлайтить и убедить, что свой текст и свою идею, которую ТМ позаимствовала в книгу, я на самом деле придумала не сама, а тоже где-то услышала, своровала и забыла об этом - так вот этот редактор учит людей писать бестселлеры. И там одним из первых советов идет,что начать книгу нужно с залихватского случая из жизни, какой-то поразительной истории.
И я начинаю подозревать, что никакого секса с ручкой не было, а это придуманный специально для залихваткости зачин книги.
Во-первых, какая-то это смутно знакомая анекдотическая ситуация, которую можно выдать за реальный кейс.
Во-вторых, меня сразу смутила шариковая ручка. Представьте себе - переговоры, в одной стороне слушающая сторона, в другой - выступающая. Она подходит к большому планшету, на котором можно чертить схемы - и? Пишет там что-то шариковой ручкой? Шариковой? И это кто-то видит за несколько метров? А главное - если вы пробовали писать шариковой ручкой на вертикальной поверхности в реальности, а не в выдуманном кейсе, вы знаете, что она перестает писать через 15 секунд. И никакими энергичными сосаниями ее не спасти.
В-третьих - какой самокритичной мужчина в тонкой шариковой ручке опознает свой член и сольется мысленно с ним, воображая именно его во рту девушки на деловых занятиях? А у них целая группа в этой тонкой палочке опознала себя!
Я думаю,именно шариковую ручку здесь придумали для того, чтобы ее можно было пополам откусить по сюжету:) Если бы там был, как и полагается, толстый маркер, он бы несколько больше подходил на роль воображаемого члена, но сосать его, толкая туда-сюда в рот, было бы менее удобно и соответственно реалистично, а уж раскусить пополам и вовсе нереально.
Но как бы несколько настораживаешься. Учебная группа говорит о деловом процессе, а тренер - нееет, это про секс, точно вам говорю. (Почему точно? - «А я всегда о нем думаю!» - закрадывается у меня подозрение)
Пример второй.
Девушка, прошедшая курс у ТМ, нервничает перед важными переговорами с очень несговорчивым заказчиком. Но все проходит хорошо. И она хвастается тренеру этим. Что ей помогло? Какие-то знание и приемы, узнанные на курсе?
Нет, она просто все это время воображала себя женщиной-кошкой в коротких кожаных шортах.
Это как положительный пример приводится в книге тренера по переговорам. Не компетентность, не умения коммуникативные, не знание темы, не уверенность деловая в себе. Нет, девушка представляет себя героиней - бывшей проституткой, доминой, соблазнительницей и садо-госпожой в латексе, мини-шортах и с хлыстом. И все у вас получится!
Ээээ… А мы вообще не представляем себе, что женщина на работе работает? Думает о работе? Представляет себя как профессионала? А не писечку на ножках?
Пример третий.
Представители типографии приходят с хорошим и выгодным предложением в крупную нефтяную компанию - печатать им очень полезные флаеры. Маркетинговый отдел представляет женщина. В переписке все шло хорошо, и типографцы готовы что сегодня будет подписан контракт.
Они приходят на переговоры - с большим букетом цветов и коробкой дорогих конфет. Женщина-маркетолог несколько бледнеет и в руки это не берет. Дальше переговоры явно буксуют, былого радушия нет, маркетолог предлагает оставить все предложения и им перезвонят. Изумленные типографцы решают наддать и подмигивая с многозначительными лицами пишут ей на салфетке процент отката - сколько денег отдадут ей лично. Тут она все сворачивает и оппонентов выставляет прочь, а в этой прочи они обнаруживают, что все их контакты жестко заблокированы.
Ага, думаю я! Это история про то, как не надо неправильно себя вести на переговорах! Мужики пришли в солидную компанию, а ведут себя как купчики, подкатывающие к содержанке - неуместные букеты и конфеты, а затем и прямо предлагают денег, как проститутке. Сейчас будет про то, как это оскорбительно для женщины, которая на работе хочет, чтобы к ней относились как к профессионалу, а не опять же, прости господи, как к писечке на ножках!
Но оказывается, вовсе нет! Через несколько лет та девушка оказывается тоже на курсах у ТМ и мы узнаем подоплеку истории. Ее предшественника в отделе маркетинга только что громко уволили, спровоцировав дачу взятки. Специально хотели избавиться - и организовали. Так что девушка, увидев дорогущие конфеты, роскошные букеты, а потом и прямое предложение денег заледенела от подозрений и сбежала из договора.
И вся эта история у бизнес-тренера проходит с моралью - иногда можно все сделать правильно, все для успеха, но что-то, чего вы не знаете, вмешается и все вам испортит.Вот и тут - случайная нелепость все испортила. А так-то все хорошо!
И четвертый пример - самый удивительный.
Мужицкая проводит тренинг для какой-то солидной компании. Главный начальник, который за тренинг платит, недоволен сооотношением цены и предоставляемой пользы. Они какое-то время скандалят из-за оплаты, но ТМ все же добивается, чтобы им оплатили полностью. Начальник остался с плохим отношением к ней. Однако там есть еще один начальник, который денег не платил, поэтому с ТМ в хороших отношениях. И он, спустя какое-то время, приглашает ТМ к себе на юбилей. Но нужно будет часа два провести на работе до этого.
Мужицкая приезжает в вечернем платье на своей обширной фигуре, полагаю, и с роскошным декольте. Привозит кучу своих книг и ходит по офису всем раздаривая. Попадает и в офис Большого Начальника и презентует книгу и ему. Он не в восторге и еще раз сообщает ей,что считает плату и услугу не удовлетворяющими его.
Ах, это вас не удовлетворяет? - восклицает Мужицкая. - ну что я могу? Только удовлетворить вас лично. Видите я вся нарядная, в красивом платье - будет вам удовлетворение.
И пытается залезть под стеклянный стол, с той стороны которого сидит Большой Начальник. Начальник в ужасе отлетает от стола вместо с креслом, врезаясь в стену.
Отчего-то ТМ этой историей - с предложением, простите, отсосать на сдачу - очень гордится. Даже в презентации ее рассказала и добавила, что раньше бы постеснялась такое рассказать - а сейчас с гордостью и в книгу вставила…
Я вообще ничего не понимаю! Это нормально в российском бизнесе сегодняшнего дня?
У нас такое поведение сочли бы за сексуальный харрасмент, однозначно. И я представляю ужас начальника. Кругом люди, двери открыты, стол стеклянный, эта сумасшедшая вполне может что угодно выкинуть, судя по всему.
Это вообще нормально на рабочем месте в солидной корпорации? Это нормально от бизнес-тренера с огромным опытом? Все эти намеки, объяснения и сведение любых разговоров на сексуальные темы? Нормально так к женщинам относиться, как проецирует в рассказах профессиональный психолог и бизнес-тренер с огромным опытом? Делая из них один только секс-объект, ни слова не говоря об их умениях, опыте, рабочей репутации? Это все еще нормально в работе фирм, компаний и корпораций?
И главное - это нормально - о таком писать - с благословения и даже понукания редакторов издательства? В англоязычной книге про бизнес-переговоры просто невозможно вообразить ни одну из этих историй! Даже если в реальности кто-то гениталями добивается успеха или для подписания договора дают взятки и откаты - ни одна бизнес-книга не будет этому учить или описывать такое в таком жизнерадостном стиле, никому в голову не придет нормализовать посредством печатного слова и такое бизнес-поведение и такое отношение к женщинам! Автор не напишет, редактор не пропустит, читатели не съедят.
Меня теперь не удивляет, что они обе - и писатель и редактор (да даже трое - есть еще девушка, которая физически саму книгу пишет)- не знают минимума про копирайт. И про бизнес и про феминизм у них какие-то пещерные представления, на мой взгляд. Но я правда не понимаю, это норма среды обитания - или это личные пещерные взгляды?
Мне разудалый стиль Мужицкой все время напоминал девяностые, когда появились все эти тренинги, веселые похотливые гуру, школы и течения, коммуны и клубы. Я все это хорошо помню. Ну и отношение к женщинам - может кто из вас помнит еще, как вполне серьезные организации в те времена выпускали календари со своими сотрудницами, с черной подводкой как у енотов на глазах и одетыми только в густые кусты между ногами.
В общем, я в глубоком недоумении после этого ознакомительного фрагмента. А (по)читательницы, очевидно, ничего странного не видят.