Часть заключительная, я все сказал:)

Aug 17, 2023 18:21


Еще один короткий рывок и мы покончим с этими закулисными переписками, обещаю!

Итак, четвертое письмо  от редактора Эксмо Любови Романовой после всех моих уговоров, ссылок  на мои тексты и подробных объяснений  гласило:

«Идея - не является объектом авторского права. Это значит, что вы не можете запретить кому-либо рассказывать  о каких-либо идеях, если они были опубликованы в публичном пространстве.
Нигде не зафиксировано, что вы являетесь автором этой идеи. По всем ссылкам вы рассказываете о ней, словно она существовала до вас. Более того, и я, и мои коллеги слышали фразу "начни с первого вопроса" еще в детстве. Может, и вы слышали, но забыли источник? А потом просто вспомнили, когда ваша дочь начала подрастать? Поэтому я рискну усомниться в вашем авторстве.
Исходя из этого, предлагаю вам извиниться перед Татьяной и попросить ее сделать в допечатках книги сноску на вас»


Вот эту хрень про идею я слышу от многих, кто о тексте закона что-то слышал, но смысла его не понял. Сейчас объясню вам, чтобы никто больше не позорился повторением этого псевдо-аргумента.

В законе реально написано, что идеи и концепции не являются объектом авторского права. И под «идеями» там понимают не законченные чьи-то авторские произведения, а идеи в самом общем смысле.

Например, написать произведение о войне 1812 года. Именно такое подразумевается под "идеей" в законе. Она не защищена копирайтом, любой может написать на эту идею свое произведение. Кто-то «Войну и мир», кто-то «Скажи-ка дядя, ведь недаром…». Они потому и не защищены, чтобы не перекрывать людям возможность конкретных воплощений. А вот конкретные воплощения, произведенные творческим трудом - очень даже защищены.

Нельзя запретить людям написать статью или главу в книгу вокруг идей «разговор родителя с ребенком», «важность вербальной коммуникации», «нужно ясно говорить о своих желаниях», «разговоры за столом» - и куча прочего.

Если вы, ваш друг, или даже СамаТатьянаМужицкая возьмут эту идею для текста - у всех получится разный текст. Разный, заметьте, и в содержании, и в форме, и в основном посыле, и в примерах. Это легко проверить на себе - вам же сразу пришел в голову личный пример из жизни по каждой из этих идей?

И у вас выйдет совсем не похоже на мой разговор с моим собственным ребенком. Потому что  у меня есть вот такая история ее чувств и поведения, вот такие ее конкретные вопросы, и вот такой мой ответ. Мой личный ответ, на личный вопрос моего ребенка. И это все не может совпасть с вашим. При условии, что вы использовали именно свои мозги для написания буковками своих мыслей.:)

Итак, запомните, когда в законе пишут «идеи не подлежат копирайту» - это означает, что нельзя никому запретить написать книгу на какую-то обобщенную тему. Герои карты и шахматные фигуры (Кэролл и Михалков). Или портрет своей жены в бальном платье. Или стихотворение об осени. Или  роман о вранье секретарш.

Любой может написать книгу о том, «как себя любить и о себе заботиться». Это общая идея. У всех это получатся разные книги. Но нельзя взять конкретное творческое воплощение этой книги, сделанное другим человеком, и начать печатать и продавать ее под своим именем.

Закон защищает право автора на его творение. Прямо по пунктам.
Право на имя - то есть чтобы именно вы, а не другой человек считался автором.
Право на коммерческое и некоммерческое использование. Никто не может публиковать, распространять, а уж тем более получать деньги за ваше творение без вашего разрешения.
И право на неприкосновенность целостности произведения. Никто не имеет права переделывать, обрезать, дорисовывать, ухудшать и оглуплять то, что принадлежит вам и создано вами.

Пресловутое "публичное пространство", из которого по разумению нещепетильных товарищей можно брать все, что хорошо лежит, по закону  никаких прав брать вам не дает, Коврики у дверей квартир тоже лежат в "публичном пространстве", но у них, однако, есть хозяева. Эта простая аналогия даже редакторам должна быть понятна.

И «концепции» туда же. Это не конкретное подробное и творческое воплощение своей мысли. Концепции закон не защищает -  в том смысле, что не ограничивает ваше право тоже создать оригинальное произведение с этой концепцией. Например - «все люди изначально дурны, жадны и лживы». Или наоборот «люди  врожденно добры и порядочны» или «работа в издательствах делает изначально порядочных людей лживыми, дурными и жадными». Все это общие концепции, из которых каждый создаст свое произведение. Со своими аргументами за и против, примерами, или небывалой силы художественными образами о положении глаз относительно носа.

Поэтому очень прошу -  не повторяйте больше глупость про «идею» в отношении конкретного художественного воплощения этой идеи.

Особенно это хорошо бы знать редактору большого издательства. Потренироваться можно на своих же кошках. Какова идея этой книги? Любить себя? А какие еще воплощения этой идеи мы знаем? «Роман с собой»? «Проект Счастье»? «Скажи мудакам нет»? «Pride and Prejudice»? Надо же какие разные тексты! Кто бы мог подумать, что не все напишут одно и то же!

Дальше в письме опять то же самое  - ну с чего вы взяли, что вы автор этого описания разговора с вашей дочерью? Может вы у кого-то стырили и просто забыли? - То упорство, с которым редактор считает, что у человека не может быть оригинальных мыслей или собственных слов, только сворованное у другого, начинает бросать плохую тень на его авторов. Поневоле задумаешься, что же это за авторы, которые довели редактора до такой уверенности? К чему же он привык в своей повседневной работе? Это только с ТМ так или там целая плеяда подопечных писателей, работа с которыми убедила редактора: «все пишут чужое»?

Ну и последнее, конечно, просто  апофеозно!
«Исходя из этого, предлагаю вам ИЗВИНИТЬСЯ перед Татьяной и ПОПРОСИТЬ ее сделать в допечатках книги сноску на вас»

Дивная наглость, просто дивная:)

И опять шизофреническое сообщение, раздвоенное -  вы все покрали сами,  я уверена, что вы не автор, но можем подписать это вашим именем, если конечно вы принесете Татьяне извинения за то, что вы не автор, а автор она.

На этом месте я даже не стала повторять простое из каждого моего письма: Пожалуйста уберите этот фрагмент из допечаток книги и аудиокниги.

А просто написала коротко:
Фууу, и не стыдно вам?

И прекратила с нею общаться.

После этого я зашла в разговор с Татьяной и спросила ее : Скажите, вы лично тоже разделяете  настрой вашего редактора? Я могу считать, что она мне транслирует вашу точку зрения?

Она ответила: Если вы спрашиваете мое мнение: я рада, что автор нашелся. И готова его упомянуть в тексте с благодарностью.

То есть надо признать, что дебильностей своего редактора она не повторяет и в конце длинных переговоров  с ним даже согласна на благодарность.

Но я не просила и не прошу, чтобы меня упоминали. Тем более тут бы возник щекотливый вопрос - мне предлагают вот такую  идиотскую переделку подписывать моим именем? Или переверстать на мой текст?

Заметьте, даже милая Татьяна не попросила разрешения его использовать, только готовность упомянуть мое имя в уже сделанном без разрешения заимствовании.

А я по-прежнему хочу, чтобы это просто убрали из книги.

К этому моменту, эти переписки привели к тому, что мое нейтральное желание самой распоряжаться своими текстами сменилось на активное нежелание иметь что-то общее со всеми персонажами и всеми продуктами этого тандема из писателя и редактора. По-моему, вполне объяснимое нежелание.

Переговоры ни к чему не привели,  я честно пыталась. Осталось только рассказать об этой безуспешной потери времени и сил. Вот рассказала, когда других средств не осталось.

Но пока я рассказывала...

...кажется, настойчивость моя к результатам все же привела.  По слухам, издательство  после долгого и упорного сопротивления все же решило кусок изъять.  Мне это принесли слухи. Ни та ни другая мои собеседницы лично мне этого не  сообщали, так что я не могу подтвердить.

Но если это правда - прекрасно, спасибо им, и молодцы, поступили правильно!

*********************************

А вам в качестве заключения простая шпаргалка, позволяющая поступать правильно:

Не твое? - Не трогай. Хочется-не можется? - спроси хозяина. Не можешь или не хочешь искать хозяина? - Не трогай!

copyright, anthropology1

Previous post Next post
Up