Прекрасная книга, которую я читала на прошлой неделе, привела меня к вечернему пересматриванию культового мини-сериала.
Это книга про то, как снимали «Гордость и предубеждение», ту самую шестисерийную драму, в которой был Колин Ферт в роли мистера Дарси.
Книгу фанаты перевели на русский и выложили, а я нашла в своих ссылках в списке синхронизации жизни. Кто-то мне от души ее тогда насоветовал, но времени у меня тогда не нашлось. А сейчас я заглянула и увлеченно прочла ее всю, разглядывая фотографии.
Удивительно интересно - весь процесс, начиная от идеи, пришедшей в голову продюсеру, и заканчивая монтажом готового сериала. Авторам удалось вместить всю книгу, не пришлось вырезать никакие линии - это, наверное, удивительно приятно, когда ничем не нужно поступаться - да еще можно добавлять нужное для объемности видения.
От первой идеи до воплощения прошло девять лет! Продюсер с автором сценария позвонили деректору по драмам большого телеканала и сказали - хотим угостить вас обедом и заодно продать идею адаптации в шести частях самой сексуальной книги, когда-либо написанной. Директор немедленно поймался на крючок. За обедом автор рассказал ему историю, не называя имен - все, как бы в реальном времени, начиная - в небогатой семье есть пятеро дочерей от 15 до 22 лет - и их нужно удачно выдать замуж.
Директору отдела драм эта идея чрезвычайно понравилась, но канал не дал проекту хода, потому что совсем недавно был снят сериал BBC. Так что прошло еще несколько лет, и канал ITV опять заинтересовался проектом. Но тут вступил в дело лиректор отдела сериалов на BBC и предложил начать снимать у них.
И тут дело завертелось очень быстро.
В книге с упоительными подробностями рассказываются все стадии и все неизвестные зрителям аспекты съемок. Оказывается, договориться с местами для съемок, городами и домами-поместьями занимает огромное количество времени, усилий и денег. Ведь в городе придется снять современное покрытие, убрать все провода, все признаки современности, переделать окна и двери. Если хозяева разрешают снимать в доме или поместье - это и влекательно и может быть разуршительно. В комнатах тоже переделывают полы, стены, перекрашивают, маскируют все розетки и современное освещение, заполняют другой мебелью. Каждый день в доме толкуться 60-70 человек, а прилегающие улицы заполнены фургонами и грузовиками, в которых привезли все - от осветительно аппаратуры, до тех, кто будет кормить всю эту толпу. С хозяйкой «дома Беннетов» еще с зимы специалисты по садам остеновского времени обошли весь сад, обговорили все, что она может и не может сажать в следующий сезон. Оказалось, никаких голубых петуний и бальзаминов - их тогда не было в садах.
А про костюмы и прически! Как их шили, где доставали ткани. В какой-то момент нашли девочку, которая только что закончила колледж по художественному текстилю и диплом ее как раз был по тканям того времени. Она умела делать набойку, так что многие ткани - все эти муслины в мелкий узорчик, все «глазки и лапки», она набивала вручную!
Много рассказано и про актеров - особенно на главных ролях. Про то, как они волновались, как счастдивы были, что из выбрали, как уставали ужасно. Колин Ферт никогда не читал остеновских романов - и даже не знал никого, кто бы их читал. К сценарию он приступил с неохотой - терпеть не мог костюмные драмы. Но история его внезапно так увлекла, что он уже рвался сниматься. И тут выяснилось, что все вокруг не только читали, но и в восторге от романа, женщины признавались, что мистер Дарси их тайный герой. Куда бы он ни пошел, с кем бы ни заговаривал, была сплошная реакция - ооо, это мой любимый роман много лет!
И тут он перепугался. Он ничего не знал про Остен, не читал ни одного ее романа и даже не знал, о чем они. А внезапно выясняется, что это народное достояние и Дарси любимый герой всей страны. Ферт боялся, что он не сможет, что он испортит роль - и тогда вся страна его будет ненавидеть:) Но продюсер с автором убеждали - и убедили - его, что никого другого в этой роли не видят!
Первые сведения, кстати, что хотят снять очень сексуальный сериал по Остен, просочились еще на этапе первых переговоров. Публика и печать пришли в неистовство. Было много возмущенных статей, даже карикатур про такое святотатство. Продюсер говорит - им сразу представлялись герои, нагие в полный рост и сцены безудержного секса. К нам никто не обратился, нас никто не спросил, что там на самом деле, но скандал поднялся знатный.
К моменту съемок прошло уже несколько лет и буря приутихла. А авторы объясняют, что они имели в виду. У Дарси сразу страшное притяжение к Лиззи. Ему не нравится провинциальная жизнь, ее семья, вульгарные нравы - но его безудержно тянет к этой насмешливой и живой девушке. Он ничего не может с этим поделать - и именно это нужно было сыграть. И очень интересно рассказывается там в интервью с Фертом, как они выстраивали роль, на каких полутонах, взглядах и мимолетных движениях показывается эта драма в его душе.
В общем я начиталась с упоением. Это то, что я особенно люблю - как все устроено внутри какого-то процесса. И совпало еще, что совсем недавно в ЛА я долго разговаривала с человеком, который работает в команде, обслуживающей операторов и свет, о чем только не расспросила, ужасно интересно! А тут еще и целая книга про внутренний мир съемок.
Книга на русском вот здесь. Перевели ее добровольцы из фан-клуба Колина Ферта.
А вот она в оригинале на Амазоне -
The Making of Pride and Prejudice.
Мы же начали неторопливо и с большим удовольствием смотреть теперь сам фильм - и я рассматриваю все там другими глазами!