Вот в интересное у себя и других вглядываюсь. У Гелены
пост с простым вопросом - сколько длилось по времени у родителей и у вас от знакомства до оформления отношений. И люди очень четко отвечают совершенно конкретные цифры в днях, месяцах и годах.
А меня это, оказывается, очень удивляет. Ну я и так знала, что всякие цифры, года и точные даты для меня прямо лишены смысла - я как-то писала, как мне сложно писать биографические очерки - я усилием воли туда вставляю года, настолько бессмысленными и неинтересными они мне кажутся, и везде, где можно, даты как-то объясняю через события или параллели. И тут, читая у всех точные сроки, я в недоумение впадаю ( не гордынное, а задумчивое) - зачем может понадобиться родителям в рассказах детям повторять всякие точные сроки и временные промежутки так, чтобы дети запомнили?
И не могу себе придумать. Я не знаю, сколько были знакомы мои родители и через сколько поженились. Я даже не знаю, через сколько времени я родилась. Ну то есть я знаю "повесть" - что они познакомились во время учебы и папа чертил за маму все чертежи. Где-то они поженились - явно не через неделю и явно не через десять лет. И когда-то родилась я - явно не как в моем поколении было обычным - строго через шесть месяцев после свадьбы - но и не через десять лет - чтобы по мне все соскучились. В повести есть сюжет, как мама защитила диплом с вот таким животом и на следующий день уехала в роддом. Но нет опять никаких сроков - лет, месяцев и дней. Арифметики нет, есть литература. "Я с мамой закончила институт". С моей маленькой жизнью какие-то смутные вехи сроков появляются. Но больше частью - в яслях, в садике, в школе, до школы.
И я не могу представить зачем мне нужны были бы сроки и временные промежутки. Мама, судя по всему, тоже обходилась без их называния. Спросила мужа - он тоже не знает про своих - когда они познакомились, сколько были знакомы до брака, когда поженились и через сколько у них родился первый ребенок. Теперь, говорю, нужно спросить нашу дочь - что она знает про мои два брака.
У людей там спрашиваю - и они дают интересные ответы. Интересные тем, что опять видна разность. Они уверенным голосом говорят, как про то, что всем нормальным людям свойственно - и я понимаю, что я такого не делаю. Вроде того - есть же фотографии, там есть года, значит вы сразу же автоматом высчитываете, сколько кому лет в этот момент, сколько прошло с какого срока, это же просто! - Просто?? - думаю я. Мне никогда в голову не придет высчитывать что-то из подписей на фотографиях. Ну то есть, если мне прямо нужно-нужно чей-то возраст определить для чего-то конкретного, но вот так автоматом я никогда не считаю никакой арифметики сроков при виде подписи на фото.
Или говорят - вот же вам рассказывают - это было в таком-то году, таком-то месяце, в таком-то классе, на таком-то курсе - и вы тут же можете сосчитать оттуда и до нужного места! И я опять понимаю, что они сразу начинают делать арифметические примеры - а я нет! Мне не говорят сроков, курсов и классов. Или может и мне говорят? Но я не помню ничего такого - значит, если и говорили, я полностью пропускала это мимо ушей, как неинформативную информацию. И совершенно бы ничего не начинала считать!
При этом у меня вопрос другой - не - в состоянии ли вы посчитать арифметику - а - а зачем вам нужно ее высчитывать? Вот в тот момент, когда вы начинаете считать - какая у вас надобность? И какая у родителей гипотетических, которые сообщают про эти цифры? Зачем им это?
Люди этот вопрос не понимают даже, так им естественно. Говорят - ну неужели вам неинтересно, что люди (родители) чувствовали, как жили, о чем думали? - Очень интересно! Но при чем тут арифметика?? Да, мои родители много мне рассказывали, что чувствовали, о чем думали, что любили, с кем дружили и ссорились - и при этом ничего из этого не требует цифр! "Я чувствовала хорошие чувства три месяца два дня и полтора часа"? Нет? Они рассказывают именно о чувствах и думах.
Еще хороший ответ был:) Ну вот я читал родительское свидетельство о браке и все сосчитал про их знакомство и брак. И у меня новое изумление - а зачем вам внезапно понадобилось читать их свидетельство о браке? ( Спросила мужа, он тоже не читал:))
В общем чувствую, что я в этом вопросе еще страннее, чем думала. И все хочется попасть в голову людям с годами и цифрами и почувствовать, что они чувствуют, когда им прямо надо их назвать, хотя они ничего рассказу не дают?
Пока у меня две рабочих версии.
Первая. У психологов было что-то такое про ведущие модальности и системы. В общем, существуют люди, которым время нужно все время называть. Там где я скажу - я тут недавно видела у соседей собаку гигантскую, выхожу - и сидит такая гора... - они скажут - в прошлую среду, четвертого, я выхожу утром в половине девятого на улицу, собираюсь пятнадцать минут газон полить, поворачиваюсь - а там собака соседская! Не знаю, сколько она у них гуляет по утрам, час или два, но я выглядывал в окно без восьми восемь - никого на обочине не было. А тут смотрю - сидит - мы с нею уставились друг на друга и, наверное, секунд сорок смотрели не отрываясь... - ну и так вот далее. И человек может оборвать историю, задуматься и сказать - да что это я! Это кажется не четвертого было... Точно! это было шестого! потому что мне к одиннадцати нужно было быть у зубного, а до него полчаса езды!
И вот я думаю - вполне же возможно, таких людей много, очень много, и особенность эта не сильно заметна, так что не вызывает ни у кого удивления. Ну говорит человек все с датами, просто память хорошая, история в школе легко давалась. И им кажется очень логичным, естественным - и даты запоминать и сразу все промежутки временные высчитывать - а как же еще? вы же смотрите на фото и сразу считаете?
И вторая - близкая к моему подходу, но кодированная. Там, где я в истории скажу повествовательно - они были долго знакомы; она какое-то время его ждала; он довольно быстро с этой работой завязал - люди скажут цифры - потому что им кажется, что слушатель понимает и разделяет их оценочную систему. Они говорят - полгода, и мы должны понять - это ужасно быстро! Они говорят - две недели - и мы должны понять, что это непростительно долго! Они говорят - пять лет - и мы должны понимать, что это хорошо и обстоятельно. Но для этого нужно быть уверенным, что люди понимают и разделяют, иначе сообщение - хвастливое или осудительное - пропадет втуне.
Даже в таком оценочном мне намного легче, если они скажут про историю, эмоции и чувства словами, а не цифрами:)
И да! Домашних опросила. Муж так же, как и я, не знает точных сроков никаких у родителей, свидетельство о браке не читал - знает дни рождения - потому что праздник и надо поздравлять. Явно не считает, сколько лет маме или брату исполнилось. Детку спросила - она очень уверенно ответила, что конечно знает, я ей рассказывала. Пересказала совершенно не то, ни одного правильного этапа, даже с годами и месяцами промахнулась ( не числами, а длительностями). Я ей рассказала кратко хронику - она страшно удивилась, потому что все у нее в голове было не так. Отдельно изумилась - а у вас есть свидетельсво о браке??? такая вещь существует! Я хочу ее почитать!
В общем, с датами вот так:)
А, да! Оба мужа сделали мне предложение где-то внутри первой или второй недели общения. И родители никаким образом не отреагировали оценочно - рано это или поздно. И у меня не было никакого от них - а вот мы, а вот ты должна так-то...
И при этом, если детке кто-то через неделю сделает предложение - я поставлю ему жирный минус за безответственность и размашистость не по делу:))