Одна из мыслей, к которой я все время возвращаюсь мысленно последнее время - про интенсивный, а не экстенсивный способ обращения с действительностью.
То есть прочитывать книгу несколько раз, а не гнаться за количеством один раз прочтенных книг. Я уже тут размышляла об этом - те книги, которые я перечитывала по нескольку раз, каждый раз оборачивались другими книгами, про другое.
Фильмы смотреть по нескольку раз - и это тоже моя давняя идея. При моей однозадачности смотреть каждый раз с новыми целями
- следить только за сюжетом ( какова сюжетная линия от начала до конца, как она задумана и выстроена, к чему ведет, какая неожиданность в ней была, какая мысль-послание),
- следить только за диалогами, произносимым текстом ( что именно говорят персонажи, что характерно для их речи, по-разному ли они говорят или все одинаково, каков язык внутри фильма, какие удивительные фразы или реплики там были, было ли смешное или афористичное)
- следить за игрой ( как ведут себя люди, как мимикой и жестами помогают выразить свои чувства или мысль, какие маннеризмы есть у героев, как звучит голос, какие характерные обертона и манеры в говорении есть)
- следить за музыкой ( где она появляется, куда подкладывается, что выражает, какая вообще музыка, какие песни звучат, про что они, в какой момент звучат, кто поет или перепевает, не нужно ли мне какие-то из них)
- наблюдать только декорации (что в домах, что висит на стенах, стоит на столах, как устроены комнаты, дома, помещения, из чего люди едят и пьют, на чем спят, какими инструментами пользуются, какие цветы и деревья растут на фоне)
- следить за костюмами ( как каждый герой одет, во что, в какие цвета и формы, есть ли у него повторяющийся стиль, меняются ли костюмы в каждом кадре или от начала до конца герой носит одно и то же, во что одеты и обуты и главные персонажи и второстепенные, как одежда отражает их положение, какие украшения они носят, что можно позаимствовать как вдохновение)
- следить за освещением, цветом, спецэфектами, воздухом, дымками, рассветами, подкрашенностью кадра, особенностями резкости.
Все что мы делаем одноразово - дает только внешнее первое знакомство - приблизительное понимание сюжета (не полное! для этого почти всегда нужно читать дополнительное и обсуждать внятно словами с кем-то), предварительное знакомство с героями. Каждое следующее пересечение дает расширение того, что заметил в прошлый раз - плюс замечение совершенно нового, что просто ускользнуло.
Но мы больше частью культуру потребляем одноразово - и засчитываем за заслугу количество - я прочел пятьдесят книг в этом месяце! То есть какой-то арифметический подход, игровой - набрать как можно больше очков.
Я иногда думаю - вот дети же ( и мы, когда были детьми) подают пример? Они сто раз перечитывают что-то полюбившееся, они по сто раз смотрят один и тот же фильм или мультфильм. Я помню, что в детстве полюбившиеся мне иллюстрации в книгах и журналах рассматривала по многу раз, до самых мелочей.
В общем у меня сейчас такой настрой - не набирать количество, а углубляться в одно и то же. Я дочитала-дорассматривала
книгу Шона Тана про то, как он рисовал свое
"Прибытие" - и начала ее читать сначала. А про кино какое-нибудь я все мечтаю сделать один раз вот так - пересмотреть его несколько раз сосредоточившись на разном. Пусть я месяц потрачу на такой проект - я за жизнь такое количество книг прочла и кино посмотрела, что больше или меньше десятком не играет никакой роли.
(ну вот, хотела конкретно про книгу:), а ушла в другие дебри)