Я на той неделе разбирала крафтовые материалы, в последние пару лет накупленные, раскладывала по категориям и убирала в коробки. И попутно думала о том, где граница - что хранить, что переставать, какие маленькие количества уже выкинуть. Мышья моя натура все бы хранила, но здравый смысл в голове пытается сказать, что должны быть водоразделы - тут храним, там уже нет.
Я свои запасы все уместила очень разумно и все записала, и дала себе слово по выходным садиться и изделывать что-то. А вечером, переключая каналы, наткнулась на передачу про хордеров - и так она мне отозвалась!
Это цикл передач - как специалисты по санитарной очистке и психолог, специализирующийся на хордерстве, приходят к человеку с проблемами и пытаются дом привести в порядок. Обычно это им удается, но вот с этой женщиной не вышло.
Хордерство - это когда человек не в состоянии выкинуть ничего, включая старые газеты и пустые канистры от молока, а приносить в дом всякую фигню (и часто дорогостоящую) очень любит. Вскоре мусор и хлам заполняют все свободное место и человеку реально негде жить.
В этот раз тетенька Джуди обладала целым букетом проблем - и хордерство, и микробобоязнь, и OCD разной окрашенности. Все пространство дома у нее было покрыто отвратительным мусором и загаженными бумажками, полчища мышей там ели, грызли и ходили в туалет. Ногу поставить некуда. Оба туалета давно забиты мусором и вход в них завален - так что тетенька, о ужас, перешла на памперсы для взрослых. При этом она постоянно моет руки, все делает только в перчатках и ненавидит, когда заходят люди - они могут прикоснуться к чему-то - и это становится зараженным. Джуди ходит и эти места на косяках и дверях заклеивает газетками и скотчем.
Ей подарили кровать - но не тот человек. Люди у нее делятся на приличных и low-life. Вторые для нее нерукоподаваемые и вдомнепускаемые. Одна такая соседка отдала ей кровать, но Джуди до этой кровати не дотрагивается из брезгливости. Спать больше негде и спит она сразу у входа в дом, где еще есть проход у кухни, на садовом пластиковом стуле.
Короче, ужас и кошмар. Ее могут выселить из дома и насильно поселить в каком-нибудь приюте, потому что жить тут дальше опасно для здоровья. Она понимает обе угрозы - умереть в доме или лишиться всего и жить в чужом месте - но даже это не дало ей сил разрешить выбросить хоть бумажку. Она буквально начинала плакать и ей было трагично. Дочь поднимает с пола лист газеты - -прошлогодний, изъеденный и описанный мышами - спрашивает - можно ли выбросить? Нет,- вскидывается Джуди.
И дальше говорит фразу, в которой я узнаю свой подход:)))
Я должна это просмотреть. - Зачем???- спрашивает дочь. - А вдруг там статья интересная или картинка приятного животного - я вырежу.
Дочь говорит: Мама - ты погляди!! Это прошлогодняя газета, вся изъеденная в дыры и желтая от туалетов мышей. - Но Джуди начинает страдать прямо, ее трясет, она кричит: Я должна ее просмотреть, я не могу без этого выкидывать!
И я сижу с круглыми глазами - потому что у меня вот коробка с журналами Тайм, а вот коробка с разными рекламами и журналами и буклетами в столе у входа - и точно такое же чувство. Я должна просмотреть - вдруг там статья интересная или фото хорошее животного - мне для камней пригодится.
Ну да, у меня все чисто и аккуратно, и стопки этого лежат аккуратно в специальных коробках. Но само чувство-то, а?
Джуди эта сама явно не успевала просмотреть каждую вещь (тем более практически все она кидала в коробки "оставить" - к концу второго дня в одном из трех грузовиков для мусора лежало килограмма полтора мусора), но предложение выделить людей, которым она верит, чтобы они сами без нее сортировали на ценное-бессмысленное, повергло ее в панику. Она даже выделила таких троих подруг - но тут же начала страдать до такой степени, что не выдержала и на очередной вопрос "Доверяет же она им?" - выкрикнула - Нет!!! Нет!! не доверяю, на самом деле.
Короче, ничего они с нею не смогли сделать. Но психолог сказал, что они сделают минимум - и без ее участия. Они разгребут подходы к ванной-туалетам, уберут там, чтобы можно было пользоваться водой и унитазом. Проходы шириной в метр - остальное не тронут. Они так и сделали - за это время Джуди чуть кондрашка не хватила. Ну и через короткое время после передачи все это было завалено снова.
Когда видишь такое, уже за гранью, начинаешь думать - можно ли незаметно перейти эту грань? Я прямо весь день потом думала. Может, поставить себе временнУю метку - не сделал за два года - выбрасываешь материалы? Может, количественную - вот такое мелкое остаточное не пытаешься пристроить - а сразу в мусор. А может, вообще взять любую категорию, разложить в ряд - выбрать три лучших - и оставить, три с другого конца - выбросить, а то, что в середине - пустить на пробы. За год не пустил - выбросить (ну, хорошо, не выбросить, а отдать туда, где берут).
Ну или проверять полом:) - если все умещается на полках-в шкафах, то нормально, как только что-то остается на полу - оно лишнее?
В общем, история эта произвела на меня сильное впечатление, да.