Прочла тут недавно в брожениях по чужим журналам, как мама взяла девочку из детдома, большенькую уже, лет четырнадцати. И дальше рассказывает историю, как девочка от всего впадала в ступор, плакала на ровном месте, ничего не хотела делать, приходила в себя, если накричать, и в конце-концов через пару лет запросилась обратно в детдом. Очень твердо запросилась - мол, дело решеное, не отговаривайте. Дальше не разговаривает и чемоданчик собирает, все концы в доме увязывает.
И мама ходит и раздумывает. С разных сторон. И что девочка имеет право - ну не сошлись. И что ей там действительно может быть лучше ( во всяком случае вольницы больше и никто не пристает). И что если мама так решит, нужно быть готовым к тому, что усыновительское сообщество сожрет ее с потрохами за предательство ребенка. И что сил у нее нет.
А в какой-то момент вдруг думает, что если ее родной сын в таком возрасте скажет - я все решил, везите меня в детдом - она ведь ни секунды не будет думать этих мыслей, она придет и скажет - офигел? Мы своих детей в детдом не сдаем! Ты наш сын и будешь тут с нами мучаться, сколько надо, и выбрось эту фигню из головы. И на этом месте она подумала - а чего это я с этой девочкой не так думаю? Пришла и сказала ей твердо: офигела? Мы своих детей в детдом не сдаем. Ну и в общем девочка бросилась к ней на шею, объятья-слезы радости.
Интересный поворот тут в другом! Когда через несколько месяцев мама рассказывает историю о другом ребенке, просящимся в детдом обратно, девочка говорит: скажи им, чтобы не слушали его! Мы, дети, дураки, и слушать наши глупости не нужно, мало ли чего он там сболтнул. Мама говорит - вот да, вот ведь я тебя не послушала, не пошла на поводу, ты, наверное, рада? А девочка приходит в изумление - я? меня не послушала?? Ты о чем???
И дальше отрицает вообще, что была такая история, искренне не помнит и искренне недоумевает, что это мать придумывает. У той чуть голова не сломалась, но документы хранятся, и она девочке письмо вытащила и предъявила. Девочка и письмо прочла - но все равно в недоумении и утверждает, что не было такого. Ну, короче, типичные родительские грабли - они думают, что ребенок получил valuable lesson, а тот не помнит ничего и в его жизненном варианте это настолько неважно, что и не помнится.
Но мысль моя была не про то! Мысль была вот про эту разницу - что бы она сделала с сыном родным, а что с приемной дочерью. Когда человек что-то знает, он включает это в объяснение. И вот все ее поведение мать объясняет лишениями детдомовскими и предыдущими травмами, и стройно объясняет, и сама верит. Даже по поводу - ребенок мается и делает плохо, а наорешь - становится шелковый - у нее тоже теория, что это привычный способ взаимодействия с нею "плохих взрослых", и они у нее создали такой патерн, и она упрекает себя, что срывается и паттерн поддерживает, стыдно, стыдно!
И все это было бы неплохо и практически логично, если бы...
Если бы мой залюбленный, постоянно занимаемый, постоянно обнеженный ребенок не делал того же самого в подростковом возрасте:)
Я читаю и узнаю все! И вот это сидение и глядение в стену, приставать, что случилось, можно сутками, реакция одна - молча, мгновенное переполнение слезами и тихие рыдания - и по-прежнему никаких объяснений или резонов. И это мучительное - все скучно, всегда хочется либо в прошлое, либо уже в будущее, здесь ничем занять себя не может. И эти забывания, что хотел полгода назад, как смертно обижался, что что-то предлагают, а сейчас трагедия - отчего не предложили. И шелковость после того, как наорал. Вот буквально - мутные глаза яснеют, ребенок сопритюкивается внезапно, начинает все делать, и даже по внешнему виду не сердится, хотя я все с подозрением проверяю. Нет - вдруг и сочинения вовремя пишет, и посуду помоет, и каких-то шоколадных печений напечет.
И поскольку мне на плохих родителей, и детский дом, и недостаток внимания и любви это свалить нельзя, я думала две вещи - ну это подростковый возраст, и - ну это у нее такой врожденный характер унылый, может перерасти.
И думала так, мимоходом. Недавно спрашивали как раз про подростковый возраст и я сказала - не знаю, у нас довольно безобидно прошел, ну были куксенья, не без них, но ничего особенно трагического или заметного. То есть да - в моей памяти это " ничего особенного", повезло. И вот я читаю практически то же самое слово в слово описанное - и это трагедия детского дома, плохих взрослых в прошлом, тяжких раздумий приемной матери в настоящем, и вообще чуть не до расставания дошло.
Понимаете да? Объяснений-то реальных нет. Поэтому человек придумывает объяснения из того, что у него под руками, а потом считает их реальностью. И вот не знаю, помогло ли бы той маме в тот момент узнать, что всячески залюбленный и практически неразлучный с родителями ребенок выкидывал такие же козления временами - и что вырос из тинейджеров и прошло, не делает того же самого больше. А если изредка делает что-то из этой области - то опять же думаешь - переутомление от уроков, пмс, уровень сахара не тот, что нужно, мальчик-скотина какой-нибудь, уши оторву, если узнаю!
Я все про это думаю теперь.