Интервью для журнала Beamused, часть4

Jan 31, 2014 21:11

В четвертом куске интервью будет про организованность и эксперименты над собой. Читатели жж это все знают, но меня просили написать как для незнакомых людей:) Более подробно это все идет сейчас у меня в книгу(-и)
________________________

Еще один постоянный раздел моего сканерства - это любовь и интерес к практической психологии и организованности жизни. Про результаты своего чтения, раздумывания и экспериментов я часто пишу в журнале в разделах « психология на диване» ( именно там я чаще всего читаю, пишу и обдумываю идеи) и «технологии жизни». Владение собой, умение применять все свои ресурсы, использовать таланты - и при этом иметь ровное жизнерадостное состояние, не зависящее от посторонних людей и их мнения - такой идеал меня всегда привлекал. Поэтому я постоянно выискиваю интересные идеи, приемы и способы этого добиваться. Меня интересует не теоретическая психология, не научные изыскания, а практическое применение - и особенно самостоятельная работа.

А вот читатели интересуются, кстати, что это был за прием, который вы упоминали :" ... интересный новый метод нейтрализовывать старые обиды и разбираться с недоступными в реальности людьми. " ?

А, он очень занимательный на самом деле. Мне его пересказал муж, прочитав на англоязычном сайте. Суть его состоит в том, что если у вас есть люди, на которых вы злитесь на незаслуженные обиды или неправильное поведение, то можно сделать следующее. Сначала вы высказываете как можно подробнее свою обиду и недовольство этому воображаемому собеседнику, записываете конкретно и выразительно, чем вы недовольны. А затем пишете от его имени письмо себе с извинениями. Как угодно большое и как угодно подробное - записываете все, что вы хотите услышать - все признания неправоты, все извинения, все слова сожаления. А потом неделю перечитываете это письмо каждый день. Говорят, что обида сильно тускнеет и чувства ваши остывают, а чувство справедливости удовлетворяется.

Если говорить про эксперименты над собой, результаты какого Вас наиболее удивили?

У меня был период проверки дихотомий - вот есть у меня внутри двойственность, я могу защитить любую сторону в какой-то идее. И иногда это меня очень утомляет - потому что я не могу выбрать ни то ни другое. И я подумала - отчего бы мне не отвести срок достаточно длинный, скажем, две недели и не проверять каждый из подходов отдельно. Это был интереснейший опыт. Но один из разделов меня больше всего удивил. Я тогда прошла курс «Путь художника» Джулии Камерон, и меня все время напрягало у нее в книге упоминание бога - как той части вселенной, что за тобой приглядывает и заботится и сама представляет собой художника-творца. Я атеист и никак не могла вразумительно эту картинку вписать в свои упражнения. И тут я проверяла - с одной стороны тотальный атеизм, состояние в котором нет не только высшей силы, но и примет, сглаза, «жизни, как зебра» и всех других нематериалистических объяснений причины происходящего. А с другой - тотальный не-атеизм - проживание так, будто у каждого случая, каждой возникающей в жизни вещи есть смысл - кто-то это смысл генерирует, кто-то это осмысленно посылает, все на свете это знаки, все мне хочет что-то сказать., за всем в моей жизни стоит независимое от меня управление.

В первой части меня удивило, сколько, оказывается у меня в голове ежедневных нематериалистических связей между событиями, никогда бы не подумала. Но упражнение в этой независимости случающегося было очень освободительным и необычайно информативным.

Во второй части я с трудом дошла до конца - у меня иссякла фантазия придумывать, почему то, что передо мной могло бы быть знаком, отчего оно мне было послано и что за ним стоит. Как мне ни хотелось бы, чтобы магическая часть мира существовала, я не смогла это сыграть. То есть я на самом деле больший атеист, чем даже думала. В процессе этого эксперимента я поняла, что у меня нет необходимости никакой втаскивать для объяснения происходящего нематериальные силы.

Я однажды, по Вашему примеру, проводила эксперимент над собой и агитировала подруг делать так же и столкнулась с тем, что это, во-первых, вызывает дикое недоумение со стороны окружающих - зачем что-то менять; во-вторых, дискомфорт от того, что делаешь что-то непривычное. Вы не сталкивались с таким?

Я мало социализированное существо - у меня практически нет в реальной жизни посторонних людей, которые бы меня не знали очень хорошо и не поддерживали. Это означает, что мои близкие отлично меня знают и соглашаются на весь пакет - если я ставлю эксперимент, значит мне это нужно и интересно - а на это никто не покусится. Что касается остальных знакомых ( в том числе виртуально) людей - я никогда никого не агитирую. Мне интересно, я делаю, потом рассказываю. Если вам вдруг тоже интересно - чудесно, рассказывайте, как вы попробовали! Если неинтересно - меня совершенно устраивает. А все попытки мне рассказать, что и мне должно быть неинтересно ( очень редкие) я пресекаю очень жестко. У вас есть своя жизнь? Вот ею и занимайтесь! А моей еще параллельно руководить - это определенно слишком жирно.

В вашем случае это как раз очень характерно. Именно близкие ( не близкие-близкие, а близко с вами связанные жизнью) очень болезненно реагируют на любые попытки изменений. Я не знаю, отчего это происходит, я знаю по многочисленным наблюдениям, что это практически автоматическая реакция - даже если вы просто зарядку по утрам собрались делать и вставать на пятнадцать минут раньше. Поэтому помогает только одно - вести себя так, будто вы имеете право, не спрашиваете разрешения ни у кого, и не предлагаете никому порулить своей жизнью. Ну и хорошо бы параллельно иметь каких-то людей, которым это интересно. А то ощущать, что никто не поддерживает, очень затратно по душевным силам.

Расскажите, пожалуйста, какой-то пример того, как Вы проработали свою проблему, разобрались с чем-то сама с собой.

О, у меня постоянно такое в процессе. Вот в разгаре эскизов к «Гликерии» я очень хотела делать силуэтные фризовые картинки, без глубины перспективной, и все повторяла себе - я не люблю объемные, перспективные картинки. А потом однажды поймала себя на этой фразе и стала разбираться - « не люблю» в глубине души означало« не умею», поразмышляв, я поняла, что это совершенная неправда - и умею, и даже по теоретической перспективе всегда была первой в классе. И размотав цепочку до конца , вышла на событие в детстве, где мне вместо похвалы за самостоятельно обнаруженную перспективу начали рассказывать как все неправильно, и как многого я не знаю. И оказывается этот разговор с десятилетней, может быть, мною и с малопедагогичным взрослым отложился печатью - и я всю жизнь живу с бессознательным этим утверждением. А в реальности все иначе, и мне давно не десять лет, и я сама специалист. И целый кусок рисования потом у меня складывался иначе.

Про организацию творческого процесса - тоже отдельный большой вопрос, я бы так развернула:
Что главное, какие можно выделить более-менее универсальные правила? Например, человек работает на работе, дома после работы двигает какой-то свой проект, и еще у него есть семья и какие-то еще обязательства - всем знакомая ситуация :) С чего ему начать вообще организацию? Чем руководствоваться в первую очередь? Как расставить приоритеты?
Какие есть ошибки, которые многие творческие люди допускают, и которых следовало бы избегать?

Про организацию любого процесса у меня есть давно выведенное правило: все легче, чем оно кажется, но займет больше времени, чем рассчитывалось. Из этого исходя, нужно понимать, что сделаете вы за отведенное время гораздо меньше, чем размахнетесь, и это не трагедия. Важнее всего делать это равномерно, неотступно, стараясь не пропускать. Поэтому первым делом нужно выдвинуть «нетрудный минимум» - вы можете заниматься этим 15 минут в день ежедневно? Вот и занимайтесь каждый день, как минимум 15 минут. Если все организованно, можно и больше, и несколько часов - но нельзя меньше.

И эти 15 минут ежедневно, на самом деле огромное продвижение. Вообще, если нужно двигать постоянные проекты - типа дома и своего дела, гораздо эффективнее думать в терминах «поработать», а не «сделать». Отведите час или сорок минут на хозяйство - прошли они - все, лавочка закрыта, все остальное завтра. Отвели пятнадцать минут, тридцать или час на проект - отработайте их. Домашних легко приучить к тому, что есть время в которое вас трогать нельзя. У меня все время работает двойной таймер - кусок работы, кусок перерыва - домашнее хозяйство, движение, почитать, поиграть. Если в рабочий кусок подходит кто-то из домашних, пусть с крошечным вопросом, я не бросаю все - я киваю на таймер и говорю - подойди через двадцать минут, у меня время идет. Почему-то реальный таймер с цифрами выглядит убедительнее, чем просто слова, люди без вопросов отходят и приходят в перерыв.

То есть время нужно выделить, а затем его четко себе позволить. Но не переутомляться. 15 минут ежедневно лучше, чем не делать ничего два месяца, а потом пытаться за трое суток без сна все сделать.

Я в прошлом году придумала себе систему «равномерно гнать овечек». Вместо планов с конкретными неподъемными делами я написала себе области, которые хочу двигать и решила, что любое время на них себе зачту, главное - подогнать эту овечку вперед. И так продвигаться равномерным фронтом и делать хотя бы немного во всех главных областях. То есть в области домашнее хозяйство любой кусок зачтется - помыть посуду, приготовить что-то, разобрать кучу на столе у входа. В области своего магазина - тоже хотя бы что-то наклеить чеки, записать расходы, собрать коробки. Я старательно глушу в себе перфекциониста - сделать сразу и все замечательно - и омниста - сделать ВСЕ за один раз. Если фокус с «выполнить» перенести на «поделать», удивительно, но делается больше. «Залипнуть» в одно дело, в то время как остальные начинают катастрофически провисать - это одна из больших ошибок, но очень характерных для творческого человека.

И наоборот - какими своими приемами Вы могли бы поделиться, что всегда работает (имею в виду, например, как определять приоритетность или срочность задания; как рассчитать время и силы; как минимально страдать от простоев и творческих кризисов, когда они настают).

У меня очень маленькая выносливость и при этом большое умение «залипать» в работу, не останавливаться, пока не рухнешь. Я знаю это и вывела для себя режим - отдыхать, когда еще не устал. И когда мне нужно поднять особо объемное дело за короткий срок - как в прошлом году, когда я делала генеральную уборку дома перед приездом родственников - я перехожу на режим коротких отрезков. Вот если дело такое физическое, как разборки и зачистки, я начинаю работать строго 15 на 15 минут. 15 минут интенсивного труда - 15 минут я рухнула на диван, расслабила все, что у меня есть, и читаю детективы или любимые блоги. Причем кажется, что можешь работать дольше - и 30 минут, и 45, и час. Но если позволить себе - усталость начнет нарастать и продержишься так недолго, три-четыре часа и упадешь очень усталый. В режиме 15 на 15 минут я могу работать весь день до сна - и не устать! При этом чистого рабочего времени на ногах может быть восемь часов! То же самое я делаю, если работа не физическая, а творческая и объемная. Но там я работаю максимум 30 минут - и перерыв меньше, это может быть 30 на 10. Но этот перерыв - абсолютный отдых, переключение, ничего неприятного. Интуитивно это не очень нравится мозгам - вот же, я еще могу поработать, но если дать им так делать весь день - силы иссякают быстрее. Поэтому во все времена объемных и напряженных задач у меня строгое правило - отдыхать равномерно и раньше, чем устал.

Ну и для профилактики творческих кризисов делать то же самое, только с подпиткой - никогда не вычерпывать колодец до дна, всегда отводить время на наполнение - читать, смотреть на интересное, разглядывать чужие картинки, красивые книги, необычные фильмы - и не тогда опять же, когда колодец пересох, а копать новый от жажды нет сил - а пока еще есть силы.

tehnologii_jizni, organize, my_articles, double_timer, pro_menya, divan_psychology

Previous post Next post
Up