Аня
sciuro перед приездом спросила, как я отношусь к переплетному делу, потому что выискала в нашем городе музей переплетного дела со старинными машинами. Просто так прийти туда было нельзя, нужно звонить и договариваться о встрече. А я хорошо отношусь, я вообще люблю рукодельные книги - и очень люблю всякие сведения и рассказы про технологии. Поэтому посещение музея легло в наши планы.
Тим, хозяин и собиратель музея, держит недалеко от него переплетную современную мастерскую. И сначала мы пришли в эту мастерскую. Тим быстро показал нам современные машины. Это Тим:
Я первым делом заворожилась большим стеллажом с разными цветными кожами в рулонах.
А в мастерской стояла крупная машинка Зингер, чтобы сшивать буклеты и книжечки из листочков. Потом машина с несколькими иглами и крючками, которая сшивала отдельные тетрадки в книжный блок. Старая машина и все еще работает.
Вот Тим скормил ей тетрадкой сложенные страницы:
И машина подшила их к остальному блоку:
Это машина, которая дырявила дырки.
На этом месте я обнаружила два больших ящика с обрезками бумаги, переплетного картона и страниц из старых книг - и занырнула туда, набирая мышиных запасов с разрешения хозяина.
Мастерская делает все - от простых переплетов до сложных книг в коробках и подставках. Вот китайская девочка оклеивает коробку под книгу:
Нам показали, снимая с полок, разные книги и альбомы, которые тут переплели:
Тим пожал плечами и сказал, что за уровень вкуса он не отвечает, иногда заказчик приходит с полным видением того, что хочет, и мастерская просто исполняет. Это в оклеенной коробке книга в шелковом переплете:
Сам музей находится за углом, на другой улице.
Отодвигаются решетчатые ворота, и можно зайти внутрь. В музее собраны разные машины раннего времени, девятнадцатого века в большинстве, когда переплетное дело переходило от кустарных мастерских к оснащеному механизмами оборудованию. Музей посвящен только переплетному делу, не печатному. Печать книг механизировали очень давно, но переплет и собирание книги в предмет, который можно взять в руки и поставить на полку, еще до начала двадцатого века были практически ручным, штучным трудом. Тут-то и было узкое горлышко - напечатать на станках можно было кучи книг, но переплетать их так же промышленным потоком еще не умели. Разве что механизмы изобретали в помощь ручному труду.
Вот так украшалась типичная старинная крышка книги. Обложка стала отражать содержание совсем недавно, до этого книги были украшены просто абстрактно красивыми узорами.
Это набор ручных штампов, каждый содержит часть узора.Их нагревали и вытисняли на обложке детали дизайна, по одной за раз. На каждом этапе вытесненное углубление покрывали яичным составом и затем золотили поверх. Так штамп за штампом, деталь за деталью набирался золотой тисненный узор.
Вот крупнее два из мелких штампов. Наверху черным их отпечаток, ниже - как постепенно нарастает узор в рамочке:
Понятное дело, что удара по штампу хватало только на маленький кусок узора, всю страницу сразу не тиснешь. Кроме того, раньше книга сшивалась вместе с пластинами обложки в один блок, а затем досочки обложки обтягивались кожей поверх и украшались. Ошибся в одном штампе - и вся работа пошла насмарку, вся книга целиком испорчена. Когда изобрели изготовление отдельной обложки, полностью собраной, оклеенной и украшенной, к которой потом подклеивали сам книжный блок, дело пошло легче. Уже не так страшно ошибиться, обложки можно делать одновременно с печатью книги или даже сильно заранее и в запас.
Imperial Press - из первых станков, механизировавших эту задачу. И самый старый экспонат в музее - кажется, 1832 года.
Вместо штампов с ручками стали отливать детали штампов с узорами плоскими пластинками. Пластинки выклеивались на картон или дощечку в нужном дизайне. Видите, тут в размер обложки на картоне приклеены узорные уголки:
Вот некоторые штампы из их коллекции:
Обложку и смонтированный штамп потом вставляли в станок и рычагом закручивали пресс. Штамп одновременно можно было нагревать. Раньше, когда прессы были деревянными, штамп нагревали отдельно каждый раз и снова вставляли в пресс. В чугунном прессе стало можно менять обложки, оставив штамп на месте.
Первым проходам тиснили "слепой" рельеф в обложку. Потом то же самое, что и с ручными штампами - женщины наносили яичный состав тонкой кисточкой по всему узору, на обложку накладывался тонкий лист золота и снова под горячий пресс этим же узором. Там, где давил штамп, золотой листочек "приваривался"в углубление; где не давил, золото смахивали кисточкой. Оставался тонкий тисненый узор.
На эту работу брали женщин, видимо они лучше делали тонкую работу - и эта работа была самой низкооплачиваемой в мастерской.
До девятнадцатого века, в старые времена, иногда одна и та же мастерская печатала книги, переплетала их и продавала в своей лавке. Иногда только переплетала и продавала - то есть товар, произведенный в мастерской, тут же шел на полки.
Я не знала одну интересную вещь. Оказывается, во времена поместий и замков книги продавались печатником в виде набора свободных тетрадок - согнутые листы, вложенные друг в друга - как современные газеты. Будущий хозяин покупал такие вольно сложенные тетрадки, из которых состояла книга, - и нес к переплетчику. Переплетчик переплетал их так, как нужно было заказчику - в один цвет, с одним дизайном. Нужно было - тиснил герб заказчика и все, что заказчик хотел видеть на обложках своей библиотеки. Поэтому библиотеки в поместьях выглядят такими красивыми и стройными - там нет разрозненных переплетов. Так что идея людей покупать книги по цвету и выставлять их на полках декоративно, не нова и не предосудительна по большому счету. С той разницей, что в отсутствие телевизора и интернета эти книги реально читались.
Как подрезались края книг? Поначалу это был деревянный станок. Книжный блок зажимался вертикально, краем для обрезания вверх, а по поверхности ходила конструкция , напоминающая большой рубанок, только лезвие было прикреплено режущей кромкой вбок, а не вниз. Этим "рубанком" проводили вдоль книги и проход за проходом отрезали в горизонтальной плоскости тонкие полоски - по нескольку страниц. Видите - в щель зажат книжный блок, а в "рубанке" с той стороны выступает лезвие, подрезающее край листов.
Я тут же спросила, не удобнее ли было бы ножом резать вертикально, а книгу класть горизонтально. И Тим показал нам вертикальную гильотину. Вот тут как раз книга лежит, зажатая прессом на столике, а металлический нож опускается вертикально и бритвенно отрубает лишнее.
А вон вдали другой крупный резак, с опускающимся лезвием и ручкой - на нем нарезали картон для обложек.
Книжные блоки сшивались вот на таких станках. Книга состоит из множества тетрадок, сшитых вместе. На станке натянуты вертикально плотные шнуры. Тетрадки клались одна за другой, и изнутри со сгиба прошивались, обхватывая шнуры, по всей длине.
Вот крупно деталь рисунка процесса книжного. Справа женщины как раз сшивают книжные блоки. ( а слева женщина то ли выклеивает узор из штампов, то ли красит яичным составом, а мужчина на прессе делает тисненый узор). Так вот, на старых рисунках видно, что книги сшивались и подвигались наверх готовые.
Тим рассказывал, что его эти изображения очень озадачивали, пока он не нашел фотографию пятидесятых годов. Там была изображена, кажется, мастерская по ремонту книг при библиотеке, он списался с ними и узнал, что процесс именно так и происходил - сшитые блоки поднимались вверх по шнурам. Видите фото в правом углу?
Я немедленно заинтересовалась, а что дальше происходит с этими шнурами. Тим рассказал и показал. Вот так они прошиваются поверх картона обложек
А так выглядят подклеенные концы изнутри. Видимо, так делали когда обложку оформляли прямо на книге.
А это страница из еженедельного научного журнала с иллюстрацией переплетного процесса, откуда я показывала фрагмент крупно.
Еще старые иллюстрации. Написано, что тоже пресс, но я не помню, что Тим рассказывал про него.
И эта машина что делает? Слева из бочки наливается вода - бумага мочится? Справа похоже на печатные барабаны.
А это мастерская 18-го века.
Коллекция бумаги для форзацев - то, что соединяло крышку обложки с книжным блоком и закрывало изнанку обложки.
А это схема большой переплетной фирмы - здание в разрезе:
Крупнее фрагмент с цехом сшивающих блоки женщин.
А это уже механическая машина для сшивания блоков. Поновее работает у них в мастерской, а старая стоит в музее.
Старинные мануалы про переплетное дело:
Чтобы обрезать листы можно было идеально ровно, или позолотить обрезы - нужно было, чтобы блок книжный был очень плотно сжат. Блоки выдерживались вот в таких прессах
Это я верх гильотины для обреза страниц сняла, люблю старинные таблички на механизмах.
Некоторые машины делают перфорацию, страницы можно рвать по этой линии - корешки чеков, копии чего-то.
Это машинка для сшивания брошюр металлическими скрепками.
Это, судя по всему, еще одна для сшивания блоков
А это фото со съезда международного братства переплетчиков - на фоне Почетного Легиона в Сан-Франциско, 1928 год.
Женщин удивительно много, я вот крупнее фрагменты покажу. Оно только называется "братство", по сути это был профсоюз переплетчиков.
Вот еще товарищи оттуда:
А это этикетки от баночек со специальной глиной для золочения обрезов. Когда книга была переплетена и сжата безупречно под прессом, ее обрезы отполировывались ровно-ровно, так что ни одна страничка не возвышалась. Эти ровные плоскости намазывались смесью специальной красной глины и клея или желатина, высушивались и снова полировались. Затем поверхность слегка увлажняли, она становилась клейкой, на обрезы накладывали тонкие листы золота и притирали. Так обрезы книги становились золочеными - делалось это для защиты страниц от пыли, влаги и грязи.
Тим показывал нам старинные обложки и рассказывал, что делать обложку с темой книги, что внутри, стали сравнительно недавно, до этого ее просто украшали, чтобы было красиво. Суперобложки, кстати, почти свели на нет искусство тиснения на ткани или коже обложек.
Чем промышленно развитее становилось искусство переплетения книг, тем сильнее расходились две его ветви - непосредственно книг, с напечатанным на страницах текстом - и канцелярских принадлежностей. Всем бизнесменам, ведущим какой-либо учет, требовались самые разнообразные пустые книги с линоваными страницами. Это вот, кажется, гостиничная книга для записи постояльцев.
В больших количествах нужны были бухгалтерские книги, и в каждой из них своя линовка, свое количество граф и колонок. В старые времена эти книги линовали вручную, сидел мастер и перышком с чернилами расчерчивал по линейке с бегущим цилиндром - чтобы все линии были параллельны. Поэтому стоили всегда эти книги дорого, да еще и переплетались в хорошую кожу.
Была у них еще одна особенность - в развернутом виде книга эта должна была лежать плоско, чтобы удобно было писать.
Для этого корешок книг делали не плоским, а выгнутым полукругом. Готовый сшитый блок клали перед собой и тянули верхние тетрадки на себя, чтобы они сдвигались вперед, еще и молотком помогали по корешку, прибивая торцы так, чтобы корешок стал полукруглым. И обложка у этих книг специальная - с сильно выпуклым, округлым торцом, для прочности укрепленным дополнительными выпуклыми полосками кожи.
И крышки обложки и корешок должны были быть очень прочными - эту книгу постоянно открывали и закрывали и пользовались ею в хвост и гриву каждый день ее жизни.
Большое облегчение наступило, когда Уильям Орвилл Хикок изобрел линовальную машину. В нее вставляли наборы перьев с нужным шагом, к перьям подводились чернила, и сложная система совмещения по времени поднимала и опускала нужные части, чтобы провести линии только в нужном месте. На картинке женщина как раз работает на такой машине. Расчерчивать можно было по одному листу за раз, но все же, когда все линии проводятся одновременно, это сильно убыстряет работу. Хикок потом изобрел машину, которая линовала обе стороны листа одновременно, и еще одну, которая за один проход рисовала сразу и долевые и поперечные линии, разными цветами.
А это вот часть такой линовальной машины - металлический "гребешок, я имею в виду. Это как раз "перья" для линий.
На этом наша экскурсия закончилась. Кажется, я обсмотрела и потрогала все машины, которые там были.
Спасибо
sciuro за то, что она меня туда повела на экскурсию. И за то, что нас принимали, как своих, потому что она профи и разговаривала с пониманием дела. Спасибо Тиму Джеймсу, президенту и организатору этого небольшого музея за то, что он нас водил и все подробно рассказывал.
Сайт музея. Если вы вдруг окажетесь в Сан-Франциско и одновременно окажетесь любителем переплетного дела, можете позвонить Тиму и назначить частную экскурсию, музей не открыт для общей публики, но всегда открыт для интересующихся.