Адепты красного. Зал второй. Поздний Малявин

Nov 15, 2024 16:17

Раз уж в финале прошлого поста о Малявине, по крайней мере живописной его части, фигурировал портрет, написанный в 1922 году - тут я не знаю подробностей, но думаю, что в Париже, поскольку изображенная на нём дама эмигрировала после революции, то здесь я покажу так же достаточно поздние работы и одну довольно неожиданную для меня картину. Понятно, что писал художник не только крестьянских баб, но этот авторпортрет с семьей 1909-11 годов настолько символичен, что практически сюрреалистичен




Не помню, чтобы я видела когда-то репродукции этой картины. Живьём точно, находится он в Ханты-Мансийском музее. Супруга - Наталия Николаевна Новаак-Савич, после окончания Одесской рисовальной школы учившаяся у Репина, где пара и познакомилась. Несмотря на некоторую фантастичность изображенного тут тоже интересно разглядывать детали костюма. Все три платья чудесны.







В начале 1920-х годов Малявин получил разрешение на организацию своей выставки за границей, откуда решил не возвращаться. Писал портреты, но постоянно возвращался к прославившей его стилистике, повторяя уже когда-то написанное. Если меня не подводит память, в упомянутой монографии автор писала, что несмотря на многочисленные персональные выставки творческая карьера складывала не очень. В принципе, я не удивлюсь, несколько портретов того периода, находящиеся сейчас в частных коллекциях, совершенно скучные. Но не без исключения. Правда, не очень понятно, как эта работа 1924 года попала в тот же Ханты-Мансийск, но малявинский красный в абсолютно салонном портрете - это шикарно.






А какое платье!







Мне больше нравится другой автопортрет, но тут интересен выбранный художником фон. В принципе, этот мужской портрет - не из головы ли - тоже ничего.


 


А вот эта работа, пусть даже не такая скучная, как мужские портреты, мне категорически не нравится.




Однако, надо не забывать, что мы видим совсем малый процент работ, не десяток же за двадцать лет до смерти в 1940 написал, куда больше, возможно, в зарубежных коллекциях хранится что-то невероятное.

музееведение

Previous post Next post
Up