Хотела написать сразу по визиту, но с окончания предпраздничного рабочего дня тюленила не приходя в сознание, отказалась ото всех планов на выходные. Почему-то вымоталась. В четверг, закончив довольно рано с делами решила куда-нибудь заглянуть, благо, находилась в центре. Проверила список выставок. Обнаружила, что помимо всего прочего в ГИМе открылась камерная выставка, посвященная платьям и аксессуарам, украшенным искусственными цветами, а в "Пресне" - изменению женской моды на протяжении ХХ века. Заманчиво было бы добраться и до воронцовской усадьбы, но я остановила свой взгляд на Музее Востока и рассказе об индийской вышивке во всем её многообразии. Большая часть экспонатов происходит из самого музея (и датируется серединой ХХ века, однако, есть экспонаты и века девятнадцатого), а часть предоставлена культурным центром имени Джавахарлала Неру; для них был выделен отдельный зал. В конце по настоянию смотрительницы я дошла до ещё двух временных выставок, но ни книжное искусство Ирана XV - начала XVI в. (преимущественно планшетное), ни Коран бухарского эмира Мухаммеда Данияла-аталыка меня не заинтересовали.
Я очень перестараюсь не перегрузить пост фотографиями и избежать разбивки на несколько, но очень уж хочется показать хотя бы по одному экспонату из каждого раздела. Сопровождают выставку большое количество текстовых материалов, просто переполненных терминологией. Безумно интересно. В глубине виден зал собственно со сторонними экспонатами. На помосте в центре сари, ткани для которых выполнены в разной техники. Таблички читать не очень удобно, расположены они в ногах: запомнилось, что точно есть иката и батик.
Но начнём мы все-таки с начала, поскольку начинается выставка ещё в коридоре, отведённого обычно для выставки "одного экспоната". Витрины здесь посвящены "моти" - бусам в переводе. Для бисероплетения в этой технике характерно отсутствие схемы и белый фон.
Из бисера выполнены "тораны", настенные украшения, или "индхони", кольца, для ношения сосудов на голове. Любопытно, что орнаментика вполне родная.
Вышивка "кантха" традиционно выполняется на бывших в употреблении тканях. Для индуисток характерны бытовые сцены, мусульманские женщины вышивают орнаменты. Отличительная черта этого стиля - стёжка по всему полотну.
Особенно впечатляет техника "суф", распространенная в регионе Кач в Гаджарате. Орнамент вышиватся шелковыми нитями с подсчетом нитей основы. Настолько тонко, что вышивка кажется машинной.
Вышивка металлическими нитями с использованием полудрагоценных камней называется "зардози"
И ещё несколько интересных работ из этого зала
Перемещаемся к основной экспозиции.
Тут основное внимание сосредоточено на кашмирской вышивки, это не только знаменитые шали, но и ковры-габба, и всевозможные наряды. Очень активно для вышивки используется тамбурный шов; в некоторых коврах очень интересный фон, составленный из множества спиралей (вспомнила, что ещё в стародавние времена мама купила специальный крючок, который мы с ней так и не освоили, теперь руки чешутся снова попробовать).
Панно на валяной основе не такие изысканные, но тоже интересные.
Ещё одно детское воспоминание связано с чудесной театральной сумочкой, покорившей своим блеском детский ум. Готова спорить, что-то подобное было у многих.
Про вышивку "чикан" я когда-то уже рассказывала (после визита в этот же музей), но напомню
И снова практически родные экспонаты
Отдельно хочу отметить два совершенно невероятных наряда. К сожалению, целиком через витрину у меня снять не получилось, но, думаю, фрагмент даст полное представление. Первая, это кашмирская "курта" (туника) из шелка. Золотые нити вприкреп образуют контур, который заполняется ярким шелком.
Туника "аби" вышита шелком с использованием зеркал, очень распространённом в Индии декором. Обе туники изготовлены в девятнадцатом веке.
Последние залы рассказывают о распространенной в Пенджабе и Харьяне вышивке "пхулькари" (цветочная работа). Несмотря на общее название тут целая прорва разновидностей: тирма вышивается по белой основе, шишедар украшается зеркалом. Есть ещё тиль патры и пхулькари чопе. Шьются эти покрывала в основном в приданое с участием родственников невесты, шьются чуть ли не с рождения, часто несут изображения важных и ритуальных предметов (например, скалки :)).
Надеюсь, мне удалось не переборщить с изображениями, но все-таки заинтересовать. Очень рекомендую сходить, красивая и интересная выставка.