Первым делом я закончила с недавно упоминавшейся серией "Пешком по Москве" и прочитала Сокольники: улицы и просеки исторических воспоминаний. Тут не столько сокольнические дачи, как я думала, сколько округа: фабрики, конструктивизм, лечебница, деревяшка на гастелло, подмывало даже с книгой на руках повторить маршрут, но погода не баловала. Забавное уже из современности: в парке можно найти фею бухгалтерии. Серия хорошая, все три книги порадовали.
И продолжая тему архитектуры: может быть я не могу быть достаточно объективной к Архитектура. Что такое хорошо и что такое плохо. Ключ к пониманию, поскольку книга является результатом труда и раздумий несравненной
yapca, но для меня в книге единственным недостатком стала необходимость думать, как считывать QR-коды в читалке и неудачная работа верстальщика там же, безбожно перемешавшего теоретические пассажи с иллюстрированными примерами. В остальном это очень доступно написанная теория архитектуры, которая разъясняет такие понятия как тектоника или конструкции, показывает как работает цвет или фактура.
Месяц вообще библиотечный получился. Не без критики. Один визит мне пришлось соглашаться на микрофиши. Даже библиотекарь звонила, проверяла, в курсе ли что я заказываю. Уверила, что моё образование предполагает знакомство с сим раритетом, а книга мне реально нужна. Накаркала. Я вообще эту форму не люблю, лента, имхо удобнее, а тут аппарат не включался. Просидела за книгами, прождала помощи, а запрос так и затерялся. В итоге в лучших традициях - что изначально было с негодованием отвергнуто - аппарат в розетку не включили. Второй визит - одна из книг ехала из хранения. Третий - вопреки карточки заказанные книги числятся по ЧЗ. Пожаловалась. Один из минусов микрофиш - расположение читалке в зале москвоведения. Сокольники - ладно. Сперва к рукам прилипли Сорок-сороков Мавриной, чудесный альбом с её собственными воспоминаниями о появлении и работе над московской серией (надо ли говорить, что взятый том вопреки штампу опять же на дом не выдавался, и пришлось библиотекарю разыскивать все экземпляры и разбираться с их номерами). Ткани Москвы, изданные к одноименной выставке, я хотя бы планировала. Каталог очень симпатичный, а вот текстовую часть сама выставка превосходила. Статьи разноплановые, так что единой картинки вообще не складывается, к тому же очень однобоко по героям, хотя уже в приложениях, куда включены биографии художников встречается куда больше наименований. То есть тексты больше про стилистику и прочее искусствоведение.
Ну и закончим искусство тремя (sic!) альбомами, посвященными Николая Михайловичу Ромадину. Если вдруг художник зацепил, то по полиграфии лучше всего оказался альбом 1981 с поэтической статьей Паустовского и бессодержательным очерком Сопоцинского. В альбоме 1984 года под редакцией Ольга Рожновой картинки чуть пестрят, однако текст удачно разделен между биографическими сведениями и искусствоведческими рассуждениями, а программа партии не особо выпирает. Книга 2001 года альбомом называется с натяжкой, иллюстраций тут много, однако размера они в основном небольшого, раскиданные по тексту. Кроме все ещё поэтического Паустовского текст написал Михаил Николаевич. Тут уже следы другого времени.
Обиблиотечелась и моя попытка продолжить разгребать запасы электронных книг, полученным по всяким акциям. Сначала всё шло хорошо. Ну как. Плевалась я. Мифы народов мира Елены Ульева чуть больше чем полностью состоят из греческих мифов со странными купюрами, спасаемых разве что иллюстрациями. При этом отправить книгу малышам тоже не получается, о чем пишут некоторые рецензенты: психика ребенка почему-то должна пострадать только от убийства в греческом пантеоне, а в других странах трупы или агрессия никого не смущает почему-то. Ещё больше не понравился банальный и примитивный Тайм-менеджмент. Как все успеть? Нины Зверевой. Он, конечно, для детей, но и для детей советы уровня "пей воду, спи и хорошо учись, тогда поступишь в престижный иностранный вуз как родственник одной из авторов" носят сомнительную ценность, хотя рецензенты опять же отмечают полезность. Бунтарки моды. Иконы стиля, изменившие мир Карлин Беччия не только текст про стильных личностей женского пола, но и зефирные картинки и инструкции, как своими руками из говна и палок создать образ одной из женщин. То есть такая книга для девочек, которым ещё только предстоит услышать имена Клеопатра, Шанель, Одри, Мэрилин, правда, книга переводная, заточенная под своих соотечественников, а под конец ещё и ушедшая в современность: артистки мне ещё знакомы, потом текст ударился в анализ визуального образа Мадонны и Леди Гаги ("Куртка из Кермита - это протест против ношения натуральных мехов, а платье из мяса призвано поддержать права геев в армии"), а в финале вообще пошли блогеры и юмористы. Ничего не имею против, но сравнивать влияние на моду и стиль Великой мадемуазель и подвизающейся лет пять на каком-то канале девицы все-таки странно. Никита ищет море Дарьт Варденбург несколько выбивается, может, потому что это уже художка и озвучка. Мне не понравились герой, мне не понравились любовная линия бабушки (к чему вообще), а книга понравилась. Загадка.
Взрослая книга хотя настроение и не подняла, но внимание заслуживает куда больше: Неудобные женщины. История феминизма в 11 конфликтах Хелен Льюис пусть и на слух весьма злободневны. Знаете, меня больше всего удивило, что все эти темы с бывшими детьми и шикующими на алименты женщинами - общее место. Интернет же вечно вопит, что только у нас такая ерунда, во всем мире, мол, детей не бросают, проживают по очереди, условия сохраняют и прочее. Не без странных сюжетов про противостояние феминисток-женщин и феминисток-женщин в глубине души, отдающих какой-то фантасмагорией, но познавательно, подумываю все-таки перечитать глазами. А чтобы не расслабилась Доброе утро, Одесса! написанная и озвученная Соломатиной, оставившей довольно непрятное послевкусие и какой-то мерзкий осадок.
А потом я случайно обнаружила, что у меня заработал не только московский читательский билет, но и включились права эксперта на представительскую библиотеку на лл. Прокатывало не везде, но порезвиться по детским книгам я успела.
Девятая жизнь кота Нельсона Анастасии Строкиной иллюстрирована прекрасными сестрами Кендель. Сама история - хотя я всегда с удовольствием читаю Анастасию - несколько бессюжетно-философска. То есть вот взрослая я на последних строчках понимаю, что (спойлер) это все переживание смерти дедушки, все эти притчи шестилеткам заходят лишь в голове родителей. Такая же философская - до картинок я тоже доберусь, а пока пришлось слушать - Совиный волк. К сожалению, в "Читаем Россию" не принимают совсем тонкие книги, так что детской литературе попасть туда легко. Тем радостнее увидеть что-нибудь не про оборону Мурманска или про становление там советской власти (хотя, чего там за два года такое для становления успеть могли..), а вот такую историю о довольно одинокой девочке. Сначала я думала, что будет экология, но беседы от животных и природы уходили и к теме смерти, и воспитания. Наконец-то закрыла тему с Грабянским и его Удивительными собачьими историями, текст все так же Вирозуба, но в основном прозаический, перечисляющий разные породы собак. А вот по иллюстрациям Кошачьи истори куда лучше! Востоков в Кот в ведре почему-то постоянно напоминает Коваля. Ну как почему: совершенно вневременное село, короткие зарисовки, иногда забавные, иногда лиричные. Иллюстрации. Да они у меня в голове даже сюжетно перекликаются: вот идёт Станислав по деревне, попадает под дождь и оказывается в гостях у мужичка, который просто принимает его как есть, всей душой; отматываем назад и Юрия так же принимает всей душой деревня, сажает за самовар и ни о чем не спрашивает. Там бежит медведь, тут бежит медведь.
Волшебной палочке и прочим неприятностям Евгении Малинкиной я даже ставить ничего не стала. У меня многие любимой книгой детства называют Вниз по волшебной реке, с которой я в очень сознательном возрасте познакомилась. Ну вот тут тоже идиотские приключения на границе сказочного и нашего миров. На первый взгляд даже иллюстрации Горнова даже кажутся похожими на рисунки Чижикова (только на первый). Самостоятельно, думаю, читать будут с удовольствием, а я не буду портить оценку.
Героически дочитала Кронина. Ну не могу я во весь этот реализм со страданиями народных масс. Впрочем, в Звездах смотрят вниз не только рабочие страдают, страдают там все, а процветает лишь последняя мразь да фоновое говно. Вот тот же клубный Чагин, уж как оставил равнодушной, зато быстренько прочитала и в обсуждении поучаствовала. Не особо люблю эти кидания от реальности к фантасмагории, но эрудицией автор не обделе, чего уж. С удовольствием похихикала над некоторыми цитатами и отсылками, порадовалась Тотьме, некоторые из книги только о ней и узнали, но, по-моему, даже куратор больше в восторге от автора, чем от самой книги, по крайней мере точно объяснения о чем и зачем я не получила.
Из ромфанта я оставлю дилогию (надеюсь, что пока дилогию) Дёминой Тени за твоей спиной, ромфантом на самом деле не являющуюся, а помещающуюся где-то между альтернативкой и городским фэнтези. Вот, кстати, альтернативных, магических, с императором 50-х тут прорва (что тоже отличает от Дашкевича, кроме замены котика на пёсика), как у Карины очень мрачно и душевыворачивающе, кроваво и грязно, с таким счастливым концом, что плакать хочется и все это фирменным слогом (не уверена, что это комплемент, впрочем) автора. Я сама не до конца переварила, слишком много пресловутых чудовищ в шкафах, а волчьи следы могу привести к кому пострашнее.