Механика Марата

Oct 08, 2023 14:16


Буду сказать о многослойности и важности обращения к прошлому. Первый пост о премьере «Мой бедный Марат» в Театре Романа Виктюка принёс неожиданно активный фидбэк. Не помню, чтобы мне в личку писали по поводу других спектаклей. При этом сама постановка, что называется, «медленно доходит», то есть при просмотре я ещё не всё понимала, как-то слишком много слоёв, смыслов, образов... сейчас они по чуть-чуть раскрываются, достаточно просто хранить увиденное в памяти. Пишу, как обычно, для себя, но в подписчиках человек 7 уже видели постановку, так что обмен мнениями - всегда хорошо.

Для начала - неожиданно пригодились турецкие сериалы) У нас его не купили, но была по турецкому ТВ такая психиатрическая история, очень рейтинговая, когда при проработке проблем показывали героев в разном возрасте, сначала отдельно, потом они общались все между собой. Потому что у героини были определённые переживания в детстве, потом сильная психологическая травма при окончании школы, так что в кадре она - взрослая, школьница и ребёнок, потому что все эти сущности существуют в ней до сих пор и мучают своими проблемами. Потом, когда героиня поняла и приняла себя, осталась взрослая версия для новой взрослой жизни. У сериала категория 7+, то есть и дети смотрят, и всем ок. Поэтому с двойными Ликой и Леонидиком мне всё ясно-понятно. Лика все 30 лет живёт в прошлом, и девочка из разрушенного дома никуда не уходила... Почему-то этот ход понятен не всем.



Но больше истории и эмоций мне рассказал сам разрушенный дом - двухэтажная декорация. У театра не нашла подходящих фото, зато они есть вот в этом отзыве.

На счёт декорации я без понятия, что хотел сказать режиссёр. Вечное разрушение - не здания, а людей и их судеб, - это считалось сразу. Потом пришла мысль о том, что так же выглядит здание строящееся... Не надо далеко ходить, на любой стройке сначала - такой скелет из стен и лестниц. Может быть, и этот дом будет достроен, если герои поверят в счастье?

Как-то долго маячили в памяти прозрачные местами плиты дома... думала, что же это такое (если не экономия краски). Потом увидела в этом льдину, и всё сошлось. Кусок бетона отчасти напоминает отколовшуюся льдину в ледяном океане. И дальше на автомате возникают метафоры трёх «мамонтят», ведь все три героя остались без родителей... и вот в этот момент хочется прорыдаться от души. Из этого открытия возникает и понимание решения Лики, точнее - отсутствия решения.

Герои оказались втроём в разрушенном доме, но вместе спаслись и выжили. Они стали чем-то единым, более жизнеспособным организмом, чем каждый по-отдельности. Только так у них появился шанс согреться в огромном пустом холодном мире, где блокада и прочее. Если уходит один - организм теряет сразу треть себя. Огромную часть, которую уже не восполнить. Но время идёт, дети взрослеют, и у существования втроём появляется очень определённый приземлённый смысл, так что выбор неизбежен. Поэтому уходит Марат, вечный герой, спасающий всех, кроме себя. Ему не нравится «певец дворянских гнёзд», но сам он по благородству и готовности к самопожертвованию вполне составит конкуренцию героям романа.

Обсуждала со знакомыми, которые, как оказалось, тоже были на премьере. И они увидели в плитах, летающих вокруг дома, не вечное разрушение, а... облака. Ну, да, если посмотреть - похоже, и лестницы все три - в небо... Только страшные эти облака, но какие ещё могли быть в то время... и в той системе, где песок вместо воды. Страшный мир, вечно разрушающийся и мало пригодный для жизни, где всё равно находится место светлому, тёплому, важному.

Ну, это всё образы и метафоры. Если посмотреть ленты новостей, то можно понять, что наш мир не слишком отличается от того разрушающегося нежилого дома и что наши близкие - это и есть самое ценное

театр, особое мнение, ТРВ: Мой бедный Марат, мысли, #жилабылаосень

Previous post Next post
Up