ВиМ-6. Спектакль театра "Модерн"

Oct 07, 2023 14:44


«Война и мир. Русский Пьер» в Модерне - это какой-то портал в бесконечность и машина времени. Потрясающая концентрация красоты, когда даже страшные сцены - прекрасны. Грандиозная постановка. 3 года на создание, 423 костюма, вся труппа целиком + приглашённые артисты... в общем, огромная работа, соразмерно ВиМ. Получила великолепные впечатления, даже при том, что для проекта уже насмотрелась экранизаций. Книгу спектакль не заменит, её таки надо прочитать, но если основные события и характеры в памяти, спектакль это всё прекрасно дополнит. 3,5 часа просто пролетели, несмотря на отработанную неделю, хреновую погоду, пробки и прочее.

Очень красиво выстроена картинка на сцене, каждая минута - открытка или иллюстрация. Это прекрасно и само по себе, и как дополнение к книге, в моих, например, картинок не было, куда там ещё и картинки, если полторы тысячи страниц... Даже школьники, которых привели смотреть и которые никак не могли сосредоточиться, потому что в соцсетях идёт более важная жизнь, периодически вздыхали: «Как красиииво! Очень красиво!». Фото на самом деле всего не передают, но на сайте театра только такие. Свет, цвет, искры пожара, хлопья снега... всё говорит больше слов, создаёт атмосферу и несёт свою историю. Действие проходит под сопровождение потрясающего хора имени Свешникова. Живое исполнение - курорт для ушей и души, необычайная красота. И да, хор тоже рассказывает историю - не словами автора, но его идеями и взглядами.



Для переноса книги на сцену были очень бережно отобраны ключевые сцены и фразы для истории трансформации Пьера в Петра Кирилловича. Конечно, события потребовалось сократить, убрать некоторые линии, но иначе и не возможно с учётом времени. Надо понимать, что для такого сокращения потребовалось прочитать всё целиком не один раз, тоже громадная работа... В итоге события перетекают, как вода, не останавливаясь. Нет долгих тяжеловесных диалогов, но характеры хорошо раскрыты и слова очень точно подобраны. Понравилось, что для инсценировки были выбраны сцены и фразы, во многом не повторяющие то, что попало в экранизации. Объём огромный, там действительно есть, что выбрать.

Очень впечатлила работа с пространством, когда на сцене может быть и камерная беседа героев, и масштабное таинство в масонской ложе или первый бал Наташи, и не имеющие границ сцены войны и исхода французов из России. Свет в постановках Грымова - просто главный актёр. Сцена, когда офицеры молча уходят в темноту, говорит больше, чем десятки страниц текста... Постановку именуют «спектакль-мистерия», и вот да, ощущение таинства вершения судеб - необычайное. В том числе в отношении армии Наполеона, который в ВиМ считал: «Большое количество монастырей и церквей есть всегда признак отсталости народа».

Актёры понравились, Наташа Ростова на глазах взрослеет, её детская радость сменяется тяжёлым болезненным бессилием... к финалу очевидна трансформация героини, для которое взросление совпало со страшными историческими событиями. Но Пьер (Александр Колесников) - необычайно хорош. Герой проходит трудный путь в поисках себя, своей веры и своей внутренней силы, он очень обаятелен и очень уязвим, его невозможно не любить, просто невозможно. Особенно важно увидеть, как он проходит войну и плен, будучи изначально ярым поклонником Наполеона...

Отдельно отмечу то, что спектакль нужно смотреть целиком, не упуская ни минуты, потому что там каждая минута ценна, как капля воды в пустыне. Как ни странно, я важные факты о постановке прочитала только в пробке по пути туда, но всё же прочитала. Сразу после первого звонка на сцене - настоящий молебен с участием многих персонажей, второе действие начинается ярчайшей опереттой (удачно заполняющей время рассадки зрителей по местам) - спектакль, который Наташа смотрела в день рокового знакомства с Анатолем, в третьем - зрителей пересчитывает Наполеон. То есть входишь в зал - действие уже идёт, поэтому войти лучше раньше. И выйти тоже. Потому что во втором антракте невероятный хор продолжает тему войны в фойе. А заодно фойе «загримировано» под сожжённую Москву... это очень масштабно, красиво и жутко страшно. Особенно меня выкосило от лошадки-качалки, чёрной от гари... То есть в целом постановка за 3,5 часа рассказывает и показывает нечто много большее, чем краткое содержание ВиМ. До сжигания Москвы вообще мало, кто дочитывает, и дать это всё прожить... это важно не только как часть нашей истории, но и как понимание того, что человек может пройти самую страшную жуть, сохранив себя, и за каждым пожаром стоит неизменное начало новой жизни.

В общем, я в приятном потрясении, которого не ожидала даже после съёмок ВиМ и просмотра других постановок в Модерне. Для спектакля 12+ по книге из школьной программы зал всегда был бы обеспечен школьниками, так что в принципе можно было бы не так сильно стараться... Но работа проделана колоссальная. Удивительная красота, духовная глубина и безграничная любовь к России и отдельно - к ВиМ. И отдельно - к зрителям, что тоже очень ценно.



фото спектакля театра "Модерн" - "Война и мир. Русский Пьер"



фото спектакля театра "Модерн" - "Война и мир. Русский Пьер"



фото спектакля театра "Модерн" - "Война и мир. Русский Пьер"

#10ВиМ, театр, #10постовпроекта, Москва, надо видеть, Модерн, #жилабылаосень

Previous post Next post
Up