Управление по расследованию коррупции среди высокопоставленных должностных лиц (고위공직자범죄수사처)
25 декабря президент Южной Кореи Юн Соннёль (윤석열) вновь проигнорировал вызов на допрос в рамках расследования по делу о введении военного положения 3 декабря. Это второй случай отказа президента от сотрудничества со следствием,
сообщает агентство новостей Йонхап. Первый такой случай был 18 декабря.
Юн должен был явиться в офис Управление по расследованию коррупции среди высокопоставленных должностных лиц (고위공직자범죄수사처), расположенный в южном столичном пригороде Квачхоне, 25 декабря к 10 утра. Там его прождали до вечера, но так и не дождались. В Управлении также сообщили, что президент до сих пор не представил уведомление о назначении адвоката для защиты своих интересов.
Юна обвиняют в том, что он стал во главе вооружённого мятежа и злоупотребил президентскими полномочиями. Ему присвоен официальный статус подозреваемого в рамках совместного расследования, проводимого полицией, следственным подразделением Министерства обороны и вышеупомянутым Управлением.
Совместная следственная группа планирует в ближайшее время принять решение о дальнейших действиях. Рассматриваются варианты отправки третьего вызова или подачи ходатайства о выдаче ордера на арест.
24 декабря адвокат президента Сок Тонхён (석동현) заявил, что Юн сосредоточен на слушаниях в Конституционном суде (КС) по его импичменту и намерен озвучить свою позицию после Рождества.
Судьба президентства Юна теперь находится в руках КС, который приступит к рассмотрению дела об импичменте 27 декабря. С этим судом президент тоже, кстати,
не сотрудничает. КС целую неделю безуспешно пытался разными креативными способами вручить Юну необходимые бумаги, включая запрос письменного ответа на выдвигаемые против него обвинения, а также требование предоставить стенограмму заседания Кабинета министров перед введением военного положения и текст указа о военном положении. В конце концов, отправив все свои запросы и требования Юну по почте, КС решил считать документы доставленными и начать рассмотрение дела в ранее установленный срок.
В Управлении по расследованию коррупции отметили, что дальнейшие шаги будут предприняты с учётом как хода слушаний в Конституционном суде, так и планируемого заявления Юна.
Однако представитель Управления подчеркнул, что процесс импичмента не окажет “решающего” влияния на действия следствия, хотя и будет принят во внимание.
Здесь, наверное, надо пояснить, что уголовное дело о мятеже и процедура импичмента друг с другом вообще никак не связаны. Это два независимых параллельных разбирательства.
Достаточно вспомнить, что в процессе отстранения от власти г-жи Пак Кынхе уголовное дело вообще не заводилось, пока не была завершена вся процедура импичмента, включая его утверждение в Конституционном суде. Более того, до окончательного отрешения г-жи Пак от должности уголовное дело и не могло быть заведено, поскольку она пользовалась иммунитетом от уголовного преследования.
Случай с Юн Соннёлем интересен и уникален тем, что тут уголовное дело было заведено вне всякой связи с импичментом, потому что от обвинений в мятеже у президента Южной Кореи юридического иммунитета нет. О присвоении Юну статуса подозреваемого
мы узнали 8 декабря, тогда как импичмент был объявлен 14 декабря.
Задача уголовного судопроизводства теперь - установить виновность или невиновность Юн Соннёля и его сообщников в вооружённом мятеже и превышении полномочий и в случае виновности определить им наказания.
Задача Конституционного суда же совсем другая: он должен установить, прав ли был парламент, объявив президенту импичмент (почувствуйте разницу). Для этого КС рассмотрит представленные ему парламентом доказательства нарушения президентом Конституции и определит, действительно ли нарушения были настолько серьёзными, что Юна следует снять с поста главы государства.
Напомню, что в случае Пак Кынхе в 2017 году КС согласился с доводами парламентариев, и г-жу Пак сместили президентского поста, а в случае импичмента Но Мухёна в 2004 году судьи посчитали, что допущенное президентом нарушение было недостаточно серьёзным, после чего он вернулся к исполнению своих обязанностей.
Что касается подачи ходатайства об аресте Юн Соннёля, то представитель Управлении по расследованию коррупции отметил, что, учитывая все обстоятельства, этот шаг представляется «достаточно отдалённой перспективой». Действительно,
как уже отмечалось, хотя в теории арест главы государства по обвинению в мятеже возможен, но на практике из-за противоречий в законодательстве, пока Юн сам не сдастся полиции, задержать или арестовать его не получится, так как этому - на законных основаниях - будет препятствовать президентская охрана.
НЕСКОЛЬКО ДРУГИХ НОВОСТЕЙ В ТЕМУ
Как минимум до 6 января
продлено задержание начальника военной разведки генерал Мун Санхо (
문상호). Его подозревают в отправке военных в офис Центральной избирательной комиссии. Он также был участником нашумевшего
обеда в ансанской “Лоттерии” за два дня до мятежа.
Ку Самхве
Оказывается в той “Лоттерии” на станции Санноксу была ещё одна встреча заговорщиков - 3 декабря, в день объявления военного положения. Один из участников этой второй встречи командующий 2-й бронетанковой бригадой генерал Ку Самхве (
구삼회) был
вызван на допрос в полицию 25 декабря. Его подозревают в попытке ввести в Сеул танки во время военного положения.
Но Санвон
Главный организатор обедов в “Лоттерии” бывший директор военной разведки и весьма мутный тип Но Санвон (
노상원) был арестован 18 декабря. 24 декабря его дело было
передано в прокуратуру. Но Санвона обвиняют в организации мятежа, включая отправку военных в ЦИК. При обыске в его доме полиция обнаружила блокнот, в котором были записаны планы «спровоцировать Северную Корею на нападение» в районе межкорейской морской границы, а также «собрать» (т. е. арестовать) и «расстрелять» ряд политиков и судей.
Внимание! Теперь вы можете поддержать проект «Новости Южной Кореи», купив мне
чашечку кофе. Или три чашечки. Или даже пять. Да-да, я начинаю кампанию по сбору донатов. Если она пойдёт хорошо, я смогу, наконец, осуществить мечту всей своей жизни: ни о чём не беспокоясь, целыми днями только тем и заниматься, что писать для вас новости и заметки о Корее. Подробности читайте по той же
кофейной ссылке.
Кстати, вы можете следить за важнейшими корейскими новостями, подписавшись
на мой канал в Телеграме,
Твиттере или
Инстаграме.