Предлагаю вашему вниманию перевод
статьи из англоязычной газеты “Корея геральд” от 9 декабря, в которой рассматривается вопрос о том, насколько реальна возможность задержания/ареста президента Южной Кореи по обвинению в совершении мятежа. В значительной мере содержание этой статьи перекликается с
моей собственной заметкой на похожую тему, подтверждая основные её положения, что, конечно, приятно. Но при этом автор
Юн Минсик добавляет и несколько других очень важных моментов, о которых полезно будет знать, чтобы разобраться в событиях, которые будут происходить вокруг президента Юн Соннёля в ближайшее время, а точнее, уже начинают происходить, но об этом я напишу отдельно.
* * *
Задержание или арест действующего президента, ранее казавшиеся немыслимыми, теперь выглядят вполне реально.
На фоне масштабной политической реакции на решение президента Юн Соннёля о введении
военного положения в ночь с 3 на 4 декабря и после
едва не состоявшегося импичмента главы государства сразу три ведущих следственных органа страны проводят расследования против Юна. Более того, 9 декабря Министерство юстиции наложило на Юн Соннёля
запрет на выезд из страны, что сделало его первым действующим президентом в истории Южной Кореи, на которого распространяется такая мера.
Указывает ли всё это на возможное задержание Юна в ближайшем будущем? Как может развиваться столь беспрецедентный сценарий, и что это будет значить для будущего южнокорейской демократии?
С юридической точки зрения задержание Юна возможно
Южная Корея повидала на своём веку аресты многих бывших президентов, но действующего главу государства ещё ни разу не задерживали и не арестовывали, поскольку президенты защищены от уголовного преследования в период их пребывания в должности.
Статья 84
Конституции гласит: «Президент не может быть подвергнут уголовному преследованию в период исполнения своих обязанностей, за исключением случаев мятежа или государственной измены».
Единственные президенты, обвинённые в государственной измене - Чон Ду Хван и Но Тхэ У, организовавшие военный переворот в бытность генералами, были привлечены к ответственности спустя годы после того, как покинули свой пост.
Однако Юн обвиняется в мятеже, совершённом в период пребывания в должности.
После объявления президентом военного положения вечером 3 декабря войска были направлены к зданиям Национальной избирательной комиссии и Национального собрания.
Хотя причины для вмешательства в работу избирательной комиссии на тот момент оставались неясными (я, кстати, об этом ни разу не писал, потому что, да, оно казалось чем-то непонятным и не очень важным; но, видимо, придётся разбираться - Е. Ш.), вмешательство в работу Национального собрания имело очевидную цель - помешать депутатам отменить военное положение путём голосования. Оба органа обладают конституционной независимостью, поэтому действия Юна могут быть признаны нарушающими Конституцию.
Согласно статье 200-3
Уголовно-процессуального кодекса, экстренное задержание (긴급체포, emergency arrest; задержание без ордера на арест) возможно в отношении любого подозреваемого, совершившего преступления, наказуемые смертной казнью, пожизненным лишением свободы или тюремным сроком от трёх лет, если существует вероятность уничтожения улик, побега или если подозреваемый уже скрылся. Согласно статье 87
Уголовного кодекса, наказания за организацию, участие или руководство мятежом (내란, insurrection) включают смертную казнь или пожизненное заключение.
Иными словами, с точки зрения закона задержание действующего президента, подозреваемого в мятеже, возможно.
Что если Юн откажется подчиниться?
Местные эксперты отмечают, что если Юн откажется подчиниться правоохранительным органам, применение принудительных мер может быть ограничено на практике.
Служба охраны президента обязана круглосуточно защищать главу государства, пока Юн сохраняет свои полномочия в качестве действующего президента.
9 декабря Министерство обороны подтвердило, что Юн по-прежнему является законным главнокомандующим, хотя его президентство и может находиться в “вегетативном” состоянии.
В феврале 2017 года, во время уголовного расследования по делу о коррупции, связанной с экс-президентом
Пак Кынхе, полиция не смогла войти в резиденцию президента, несмотря на наличие ордера на обыск и изъятие. Противостояние со службой охраны закончилось компромиссом: президентская администрация передала запрошенные материалы.
На тот момент полномочия Пак были приостановлены из-за импичмента, поддержанного парламентом. Её окончательное отстранение от должности было подтверждено Конституционным судом через месяц.
Юн в настоящее время сохраняет все полномочия президента, даже если политическая ситуация ограничивает их реализацию, что делает перспективу его задержания неопределённой.
Надписи: «АРЕСТУЙТЕ!» (наверху) и «Главарь мятежников и бунтовщиков» (внизу). Источник: 딴지일보
Что будет после задержания?
Даже в случае задержания Юна остаются вопросы, поскольку Конституция не предусматривает процедур на случай, если президент будет задержан для уголовного расследования.
Статья 71 Конституции гласит, что если пост президента становится вакантным или президент не может выполнять свои обязанности из-за каких-либо обстоятельств, его полномочия переходят к премьер-министру или, в установленном законом порядке, к членам Государственного совета (так официально называется корейский
Кабинет министров - Е. Ш.).
В этом случае исполняющим обязанности президента станет премьер-министр Хан Доксу.
Однако ситуация с временным содержанием президента под стражей для уголовного расследования никогда ранее не рассматривалась, что может поставить под сомнение применение понятия «вакантности», если Юн решит оспорить «вакантность» в суде.
В наиболее экстремальном сценарии президент может попытаться управлять страной, находясь в тюрьме.
Внимание! Теперь вы можете поддержать проект «Новости Южной Кореи», купив мне
чашечку кофе. Или три чашечки. Или даже пять. Да-да, я начинаю кампанию по сбору донатов. Если она пойдёт хорошо, я смогу, наконец, осуществить мечту всей своей жизни: ни о чём не беспокоясь, целыми днями только тем и заниматься, что писать для вас новости и заметки о Корее. Подробности читайте по той же
кофейной ссылке.
Кстати, вы можете следить за важнейшими корейскими новостями, подписавшись
на мой канал в Телеграме,
Твиттере или
Инстаграме.