Правительство Южной Кореи будет бороться со скрытым повышением цен

May 04, 2024 08:22





Каждый, кто достаточно долго живёт в Южной Корее, знает, что в последние пару лет здесь наблюдается какой-то бешеный рост цен на некоторые товары массового спроса. Иногда это становится результатом форс-мажора, как например, резкое подорожание яиц из-за массовых забоев кур с целью обуздания птичьего гриппа. А иногда причиной появления диких ценников становятся системные проблемы, как в случае с ценами на фрукты.

Однако в этой заметке речь пойдёт не о печально знаменитых яблоках по 20 тысяч вон (1350 руб.) за штуку, тем более что нижняя цена на этот фрукт в Корее сейчас всё-таки ближе к 3600 вон (240 руб.) за ту же штуку, а о скрытом повышении цен, которое ещё называют “шринкфляцией” (슈링크플레이션) от английского слова shrink со значением “сжиматься”, “съёживаться”.



Шринкфляция хорошо знакома далеко не только корейцам. О ней говорят, когда в магазинах вместо привычных литровых пакетов молока или бутылок сока вдруг появляются пакеты и бутылки по 0,9 литра, но по той же цене, что и литровые. Или ваши любимые шоколадки вдруг скукоживаются в размерах, хотя всё остальное не меняется - ни упаковка, ни цена. Знакомо? Наверняка.



Примеры шринкфляции от газеты “Чунан ильбо”. Слева направо: консервы из тунца полегчали со 100 до 90 г; мармелада в упаковке стало меньше на 20 г; пива Cass в каждую банку недолили по 5 мл; пельменей в пакеты недоложили по 37 г.

В Корее в последнее время шринкфляция приобрела настолько широкое распространение, что покупатели начали возмущаться. А покупатель - он ведь ещё и избиратель. А выборы-то в Корее свободные и честные, не то что в некоторых странах. В таких непростых условиях руководству страны, если оно хочет подольше задержаться у власти, просто приходится что-то предпринимать.

Здесь важно отметить, что в шринкфляции ничего незаконного или противоестественного нет. Производитель сокращает издержки. Что ему свойственно. Цены на товар он назначает рыночные. То есть всё как мы любим. Да, получается дорого, но ведь покупают же, а значит, есть на что. Те же, кто не может по таким ценам ничего купить, сами виноваты, пусть больше зарабатывают, правильно? У нас, знаете ли, капитализм. Или вы коммунизма хотите?

Коммунизма никто (ну, или почти никто) в Южной Корее не хочет, поэтому запретить шринкфляцию здесь никак не получится. Люди, однако, волнуются, хотят справедливости, поэтому что-то делать надо.

И вот 3 мая корейская Комиссия по справедливой торговле (공정거래위원회) постановила, что скрытое повышение цен - именно ввиду своей скрытности - представляет собой нечестную практику. Что, в общем, логично. Комиссия обязала производителей впредь информировать покупателей о снижении количества товара в упаковке. Для этого у производителей есть один из трёх вариантов на выбор: 1) надпись на упаковке; 2) надпись на ценнике в магазине; 3) информация на веб-сайте, в том числе на сайтах интернет-магазинов, где продаётся товар. Причём сообщение должно провисеть не менее 3 месяцев. В противном случае производителю грозит штраф в размере 5 миллионов вон ($3,7 тыс.) за первое нарушение и 10 млн вон - за повторное.

Добрая Комиссия по справедливой торговле сделала одно исключение: покупателей можно не извещать, если снижение объёма товара в упаковке составит меньше 5 процентов. Впрочем, возможно, дело не в доброте Комисии, а в её хитром расчёте, ведь при таким незначительном снижении объёма содержимого расходы на замену упаковки могут обнулить всю экономию.

Без извещений можно обойтись и в том случае, если при уменьшении упаковки пропорционально снижается и цена на товар. К примеру, если раньше это был литровый пакет молока по цене 3000 вон, а теперь имеем 900 миллилитров по 2700 вон, то никаких ярлыков клеить не требуется. Что совершенно логично, ведь и “шринкфляции” в таком случае просто нет.

Комиссия также решила ввести новый порядок не сразу, а с августа текущего года, чтобы дать производителям время на подготовку.

Объявленные меры коснутся не всех товаров, а только тех, которые конкретно перечислены в решении Комиссии по справедливой торговле. Список их довольно длинный, вы можете изучить его сами (напоминаю ссылку), и это товары, которые обычно лежат на полках супермаркетов в той или иной таре - разного рода пакетах, банках и бутылках: молоко, йогурты, сахар, кофе, сыр, рамён, кимчхи, соки-воды, алкоголь, мороженое, конфеты, соусы, растительное и животное масло, хлеб, сосиски, пельмени - и так далее, и тому подобное.

Список промтоваров, которых коснутся новые правила, получился короче, но тоже включает многие бытовые изделия первой необходимости: зубную пасту и щётки, шампунь, туалетную бумагу, салфетки, бумажные подгузники, стиральный порошок и прочие товары для стирки, бритвенные приборы, краску для волос, маски, батарейки, газовые баллончики с бутаном и др.

Возникают, конечно, вопросы. Повлияет ли решение, принятое Комиссией по справедливой торговле, хоть на что-нибудь? Может ли необходимость оповещать об уменьшении размера упаковки заставить компанию отказаться от этой идеи? Затормозится ли рост цен? Или цены будут повышаться с прежней скоростью, просто теперь это будет делаться честно и без утайки? И станет ли нам веселее и радостнее жить от того, что цены пусть и повышаются, но зато нас никто не обманывает? Вопросы интересные.

Кстати, вы можете следить за важнейшими корейскими новостями, подписавшись на мой канал в Телеграме, Фейсбуке, Твиттере или Инстаграме.

Новости Южной Кореи, цены

Previous post Next post
Up