И завершает мою подборку, условно названную "Бессон до "Леона", разумеется, "Никита".
Прибывшая на вызов полиция жестоко уничтожает банду наркоманов-грабителей. В живых остается лишь девушка с чудным именем Никита. Теперь ей грозит пожизненное заключение за убийство, однако у властей оказываются собственные планы на нее. Так Никита оказывается в секретном правительственном подразделении, тренирующем наемных убийц…
«Никита». Кино в определенной мере культовое, а еще - системообразующее для самого режиссера Бессона. Его отголоски звучат и в «Леоне» (ну разумеется!), и в «Пятом элементе», и в более поздних бессоновских боевиках о смертельно опасных красотках. Хотя «Никита» на вид скроена по такой же схеме - красавица актриса в главной роли, секретные агенты и резкий, взрывной экшен - она из всех наименее гламурна. И вообще жестока, до отвращения. Мне трудно припомнить более безысходный фильм у Бессона. Хотя, казалось бы, ничего особенного - просто еще одна лихо сражающаяся женщина-киллер. Но важен подтекст.
Во-первых, замечаешь, что буйный анархичный нрав Бессона здесь куда-то испарился. Мелькает напоминанием примерно в первые двадцать минут фильма - и исчезает, безжалостно выкорчевываемый самим режиссером. Там, где главный герой «Подземки» отправился бы взрывать систему, Никита просто сдается на ее милость. Акценты вполне недвусмысленны: героиня - несчастный ребенок, глупый и совсем не разбирающийся в жизни, государство же - наставник и любящий Старший Брат (почти буквально: представляя жениху своего секретного инструктора, Никита называет его «дядей»), бдительно контролирующий каждый шаг.
Предсказуемость сюжетных поворотов, скорее всего, случайная, многократно усиливает впечатление от Никиты, как от жертвы. Кажется, лишь она одна остается в неведении относительно сплетенных вокруг нее интриг. Хотя правительство старательно рядит ее во взрослые одежды, внутри она по-прежнему наивный ребенок, обмануть которого можно в два счета. Так что второе, что удручает в «Никите» - это женоненавистничество. Смотреть, на то, как манипулируют главной героиней буквально невозможно, хочется встать и заорать: что за стокгольмский синдром, зачем ты возвращаешься в эту поганую контору? Беги, прячься… Но, поскольку до конца фильма еще далеко, можно помучить девушку еще. Кажется, вечность уходит на то, чтобы привести Никиту к осознанию того, что она сама в состоянии принимать решения. Если примерить рассказываемую историю на прежнего Бессона-бунтаря, то можно предположить, что в этом и заключался замысел режиссера: показать, ценой каких страданий человек добивается для себя свободы…
Спустя год после премьеры «Никиты» исполнительница главной роли Анн Парийо развелась с Люком Бессоном, своим тогдашним супругом. Совпадение?
Тем не менее, как уже было сказано выше, фильм оказался культовым, породив впоследствии два сериала и множество подражаний. Ну а на мой взгляд, наиболее примечательной в нем оказалась личность хмурого киллера Виктора. Харизматичный талисман «раннего» Бессона, Жан Рено, успешно перекочевал вместе со своим героем в следующий фильм режиссера - «Леон». Знакомая детская наивность героини в этой картине стала буквальной: ‘напарницей’ Леона становится девочка-подросток. И это кино вышло, пожалуй, столь же вызывающе манипулятивным, что и «Никита», но в то же время - значительно более зрелым. Как минимум в том, что касается выбора более сложных тем.
https://rheotu.wordpress.com/2022/11/19/%d0%bd%d0%b8%d0%ba%d0%b8%d1%82%d0%b0-1990/ Читайте меня в Тамблере