Жили-были на островах солнечной Греции два непримиримых друга, два закадычных соперника - Энцо и Жак. С самого детства они увлекались нырянием, соревнуясь, кто глубже заплывет. Прошли годы, Энцо становится завсегдатаем и триумфатором мировых чемпионатов по фридайвингу, а тихий Жак участвует в опасных экспериментах, ныряя в ледяные воды высокогорных озер в Перу. Очередной рекорд Энцо сводит их вместе, заставляя вспомнить о давнем соперничестве…
Голубая бездна - восхитительно-завораживающая и маняще-опасная. Фильм о красоте и загадке холодной океанской пучины мог снять Кэмерон - и снимет, только спустя год (см. The Abyss). Но и в творческий путь Люка Бессона эта история встраивается логичным образом. Для будущего режиссера «Пятого элемента» и «Валериана» океан - это космос. Жизни человеческой в нем места нет - врачи предупреждают о том, что оставаться на глубине свыше сотни метров смертельно опасно. Здесь резвятся дельфины, чарующие дивным пением, а дежурящие на месте соревнований аквалангисты закованы в громадные скафандры - точно астронавты, вышедшие в открытое пространство для встречи с неизведанным. Ощущения неземного картине добавляет космическая музыка фирменного композитора Бессона Эрика Серра…
Но сюда же, на эту глубину, прорываются редкие счастливчики без дыхательного снаряжения - странные, сумасшедшие люди. Энцо в исполнении Жана Рено, жизнерадостный и азартный итальянец с большой семьей, и его полная противоположность, флегматичный Жак, сыгранный удивительно пластичным Жан-Марком Барром - оба оказываются буквально одержимыми погружением. Только ли дело в азарте соперничества? Черная глубина манит их, тянет к себе.
Жак - мечтатель, в бумажнике у него на месте, куда иные часто вставляют семейную фотографию, красуется снимок любимого дельфина. Он понимает дельфинов больше, чем людей. Влюбляющаяся в этого красивого и фанатичного незнакомца девушка из Нью-Йорка Джоана смотрится на его фоне воплощением приземленности - она-то мечтает о детях и домашнем уюте, в то время как он - о холодном свете голубой бездны и зовущих оттуда русалочьих голосах. В одной из сцен Энцо дарит паре подарки - Джоане достается блюдо для готовки, а Жаку - сверкающая статуэтка дельфина.
«Голубая бездна» - фильм об одержимости, о том, как та ведет людей, большинство уничтожая, а оставшихся преображая без остатка. Порой задаешься вопросом: человек ли Жак? Несмотря на то, что фильм Бессона лишен намеков на фантастику, его герой выглядит пришельцем из другого мира.
Но еще это отчасти биография - прототипы героев Жака и Энцо были вполне реальными спортивными ныряльщиками. Пускай ни один из них в действительности не установил показанного в фильме рекорда, «Голубая бездна» все равно остается грандиозным памятником красоте и силе этих спортсменов.
А в рамках фильмографии самого Бессона эта картина занимает место наиболее масштабной и, пожалуй, самой поэтичной. Ни до, ни после у режиссера не выходило ничего столь же одновременно масштабного и прекрасного. Режиссерская версия фильма длится почти три часа, но нет в ней ни грана лишнего: наполненная сумасшедшими кадрами «Голубая бездна» - гимн подлинной, нечеловеческой красоте. Заснеженные горы и пойманные «рыбьим глазом» камеры дали Средиземноморья, пляски дельфинов при свете луны и рыбки, осторожно высовывающиеся из своих убежищ в коралловых рифах… И шелест бумажной ленты - вспоминая возлюбленного, девушка зачарованно вертит в руках снимок его сердечных ритмов. И потолок, среди ночи в одночасье превращающийся в колышущееся море… А сокровище на дне и не выдуманное: найденная монета в руках счастливого ныряльщика окажется золотой. Ее-то нам и дарит талантливый режиссер.
https://rheotu.wordpress.com/2022/12/05/%d0%b3%d0%be%d0%bb%d1%83%d0%b1%d0%b0%d1%8f-%d0%b1%d0%b5%d0%b7%d0%b4%d0%bd%d0%b0-1988/ Читайте меня в Тамблере