Первая часть серии с подзаголовком. "The room" - действительно буквально все в ней. И Кодзима не такой гений, каким его принято величать: все, что можно было лицезреть в P.T., уже присутствует в Silent Hill 4.
Генри Таунсенд - самый обычный человек, проживающий в самом обычном многоквартирном муравейнике в городе Эшфилд. Ему снятся кошмары. И вот проснувшись после одного из них, он с удивлением обнаруживает, что не может покинуть пределов своего жилища. Окна не открываются - остается лишь бессильно колотить по стеклам. В трубке телефона при попытке позвонить слышны одни и те же жуткие помехи. А входная дверь завешена цепями, снять которые не представляется возможности.
На кухне имеется все необходимое для приготовления пищи, но по какой-то причине Генри не чувствует голода.
Теперь его главная задача - выбраться из квартиры. Очень скоро становится понятно, что это вопрос жизни и смерти.
Генри способен наблюдать в глазок входной двери за тем, что происходит снаружи. Встревоженные соседи приходят и стучат в нее, но сколько бы он ни надрывал связок, его не слышат. Еще в стене гостиной обнаруживается дырка, через которую Генри может наблюдать за симпатичной соседкой. Тоже своего рода "глазок". Эта тема подглядывания всплывет в игре еще не раз. Глазки, окна, из которых можно разглядеть, что творится в доме напротив; дыры. В самой большой дыре, которая оказывается у Генри в ванной, не видно ничего. Однако именно она становится ключом к его побегу.
Раздел между ночными кошмарами и реальностью в серии Silent Hill всегда был условен. Последняя - пластична, то и дело грозя обернуться своей темной изнанкой. Зачастую реальность в игре отсутствует в принципе, нам дают понять, что все, что мы видим - это один долгий затянувшийся кошмар мучимого внутренними демонами главного героя. Однако сам по себе кошмар не был самоцелью. Никогда до этого авторы не заботились о том, как прописать сновидение, его архитектонику, в игре так, чтобы то выглядело достоверно. Поэтому на фоне всех предыдущих частей четвертый "Сайлент Хилл" выглядит дьявольски реалистичным.
Мир в игре четко разделен. Есть жизнь тихого замкнутого интроверта Генри в четырех стенах собственной квартиры. Для большего сживания игрока с протагонистом этот мир показан от первого лица. Симулятор ходьбы по дому, в котором, как кажется поначалу, ничего не происходит. Тоску застрявшего взаперти главного героя скрашивают только загадочные записки, подбрасываемые неизвестным ему под дверь.
Другой мир - или, вернее говоря, миры - открывается по ту сторону дыры в ванной. Она ведет не в город. Она ведет в сны. Этим путем Генри и в самом деле в определенном смысле выбирается за пределы квартиры 302. Ему удается встретиться с несколькими людьми, которых он видел в реальности, и побродить где-то еще, кроме ненавистных апартаментов. Хотя после этого он все равно просыпается в постели у себя дома.
Сны в Silent Hill 4 прекрасные. Многоступенчатые, многоуровневые. Полагаю, эта задумка многоуровневости была обусловлена экономией. Игра разрабатывалась в сжатые сроки и была выпущена всего спустя год после Silent Hill 3. Поэтому действие в ней возвращается в одни и те же локации, которые лишь незначительно меняются с течением времени (чем глубже Генри погружается в свой кошмар). Это вызывает смешанные чувства. Когда я проходил игру в первый раз, то ощутил внутри разочарование, увидев, что меня приглашают вновь посетить мир метро. Прочие Silent Hill были о движении вперед. Эта часть - о движении по кругу.
Но перепроходя игру впоследствии и уже усвоив ее правила, я ощущал уже страх. В какой-то момент мне вдруг стало казаться, что этот круг не кончится никогда, и Генри останется в этих стенах навеки, обреченный переживать один и тот же сон, один и тот же сон.
И это работает на атмосферу.
Еще одной фирменной особенностью снов в Silent Hill 4 является неубиваемость встречаемых в них монстров. Насколько помнится, ранее неубиваемыми в серии были только некоторые боссы. Эту же часть игры в большом ассортименте населили призраки - сразу нескольких классов, разнящихся по степени опасности. В лучшем случае их можно оглушить и пригвоздить к земле мечом, но иногда невозможно и это - призрак одной из жертв, появляющийся ближе к концу, исчезает при попытке замахнуться на него, возникая у Генри за спиной. Я так и не сумел свалить его. В целом при встрече с призраком лучше просто бежать от него как можно дальше, дабы сэкономить здоровье и боеприпасы.
А вот умирать во сне настоятельно не рекомендуется. Кошмары Генри неизменно заканчиваются гибелью людей, которых он встречает, и по пробуждении в квартире 302 всякий раз оживает радио, которое сообщает о совершенном зверском убийстве. И да, помимо стандартных монстров, во снах Генри преследует кое-что пострашнее. Его это сновидения или кого-то другого?..
Тут, к слову, авторы заступают на территорию популярной философской мысли о том, что все мы являемся персонажами чьего-то сна. Мы все живем во сне.
И сам Генри, и другие люди, гибель которых он оказывается не в силах предотвратить - до некоторой степени марионетки. У них нет каких-то внутренних драм, которые могли бы вызвать кошмарный мир Сайлент Хилла. Однако это не мешает им сталкиваться с его проявлениями.
От мысли о том, что все мы являемся лишь кирпичиками чужого подсознания, не по себе. Мороз по коже пробегает, уже когда понимаешь, что оно может оказаться подсознанием убийцы-психопата.
Silent Hill 4 вышла наиболее экспериментальной из частей серии. Авторы постарались выкрутить уровень реализма происходящего и представить классическую формулу игры под необычным углом. Увы, издатель их старания не оценил, и расформировал команду. В совокупности она успела выдать четыре части игры, признанные критиками и игроками наиболее успешными. После этого во франшизе Silent Hill начались разброд и шатание; былой популярности было уже не вернуть.
Тем не менее, что касается Хидео Кодзимы, то он, по сути, воспроизвел в скандальном P.T. составляющие формулы The Room. Блуждание по дому, подглядывание сквозь дыру в стене, телепортирующийся призрак и зацикленное движение по кругу, напоминающее повторяющийся сон. Холодильник на сей раз оказался подвешен к потолку, а пуповина превратилась в хнычущее существо в раковине. Разработчики Silent Hill 4 просто опередили свое время, выдав пугающий "квартирный" хоррор задолго до того, как на него установился тренд.
Визуально Silent Hill 4 далеко не на высоте. Я полагаю, сказалось отсутствие в команде авторов Масахиро Ито, работавшего над дизайном монстров в первых трех частях. Чудовища тут невыразительные. Просто уродливых существ разработчики показать смогли, но не сумели придать их уродству красоту и элегантность, присущие художественным работам Ито. Графика в целом также не блещет и местами кажется хуже предшественницы Silent Hill 3, которая радовала глаз детальной проработкой моделей персонажей. Пожалуй, это главное уязвимое место игры. Другим минусом можно считать то, что в игре, которая называется "Сайлент Хилл", собственно Сайлент Хилла практически нет, только чуть-чуть окрестных лесов. Так что те, кто мечтал побегать по знакомым туманным улочкам - обломитесь.
В противовес недостаткам - саундтрек Ямаоки, как всегда шедевральный (музыка в этот раз чуть более депрессивная, чем обычно). Отсылки к классике, главная из которых - популярный в 70-е годы сюжет о сатанинском заговоре в стенах многоквартирного дома. И атмосфера страха.
Когда за кадром статичной камеры где-то что-то тяжело ворочается и сопит, а ты не видишь, что это.
Когда карманы не бездонные и тебе приходится выбирать, что взять с собой в следующий сон - аптечку, запас патронов или квестовый предмет.
Когда ты обнаруживаешь, что подсел на иглу мира квартиры 302, опостылевшей, но безопасной - напрасно!
Когда на глазах у тебя разворачивается история антагониста, переплетенная с историей без вести пропавшего предыдущего жильца, а в голове роятся мысли о том, что дай бог, чтобы сны наши принадлежали только нам одним, и мы могли проснуться. Да не в очередном кошмаре, а окончательно.
Страшно одевать наушники, потому что звуковое оформление, я повторюсь, потрясающе.
Страшно после игры подходить к входной двери, заслышав снаружи шорох. Кто знает, что там окажется, если посмотреть в глазок?..
Click to view
https://rheotu.wordpress.com/2021/08/07/silent-hill-4-the-room/