Книжные итоги 2020-го

Jan 02, 2021 10:29

В мае 2020-го года я купил себе электронную читалку. С ней я не стал читать больше, но смог добраться в том числе до книг, купить которые ранее не представлялось возможным или не было желания.
Читаю же я, как и раньше, примерно по десятку книг за год. Что касается скорости чтения, то на нее влияют различные отвлекающие факторы, как то: игрушки, кино - так что в итоге книге у меня остается роль приятеля за чашкой кофе.



From: freestocks.org
Хорошие - качественно выверенные, с минимумом ошибок - электронные книги попадаются редко, но найти их можно. На литературном форуме в обсуждении кретинского - очередного - закона о запрете фотосъемки в книжных магазинах один книгопродавец высказался, что книги воруют только так: отснимают страницу за страницей, после чего загружают в программу распознавания текста. Это объясняет появление электронных текстов с большим количеством опечаток, чем в их бумажных аналогах. Но мне все равно с трудом в это верится. Книги большие, постранично отснимать их долго, к тому же многие запечатаны. По-моему, проще купить одну электронную книгу легально, а затем растиражировать ее в сети, как это делали с фильмами на DVD и видеокассетах.
В любом случае, останавливаться я не намерен. Обычные книги я продолжу читать в электронке, которая позволяет делать шрифт читабельнее, быстро перемещаться по сноскам, подсветить страницу, когда темно, и даже читать в ванной. Ну а покупать на бумаге буду графику. Комиксы, артбуки и просто издания, сделанные с упором на красоту оформления, которая в электронном виде теряется.

Ах, да. О прочитанном за прошлый год.
Гаетан Суси. "Лоскутный мандарин". Блестящая сюрреалистичная сказка в духе Кафки, только если Кафка подчеркнуто стерильно-холоден, то здесь страницы прямо истекают какой-то болезненной тошнотой. Красиво, больно, ужасно грустно и - внезапно - остроактуально. На полке дожидается своего часа еще один несомненный шедевр Суси - "Девочка, которая любила играть со спичками". 10/10
Джон Краули. "Ка: Дарр Дубраули в руинах Имра". Еще одна сказка, сотканная из мифов и легенд ирландского фольклора. Я обожаю у Краули "Маленький, большой"; это эпохальный роман-глыбина во всех смыслах слова. И от "Ка", конечно, хотелось чего-то похожего. Но нет. Обычная сказка о тщете вечной жизни, рассказанная говорящей вороной старику на закате лет. Или, может, рассказанная им себе самому - как автор, в свою очередь, обращается не к читателю, а подводит для себя некие итоги.
Быть может, в этой простоте и есть изюминка романа. Но меня куда больше увлекла красивая картинка, в которую сплетается кружево текста, нежели смысл прочитанного. 8/10
Дэвид Вонг. "В финале Джон умрет". Первоисточник одного из любимейших фильмов. Затяжное стендап-шоу, высмеивающее штампы фильмов ужасов, действие которых разворачивается в американской глубинке. Одновременно - набитая поп-культурой энциклопедия гика. Одновременно - по-своему даже переживательная вещь. Портит ее, пожалуй, только то, что в экшон Вонг категорически не умеет. Ну вот совсем. Что, в свою очередь, останавливает от приобретения продолжения - "Эта книга полна пауков" - в которой действия еще больше. 7/10
Дженнифер Линч. "Тайный дневник Лоры Палмер". Просто дневник. Если рассматривать его как встречу с любимыми героями - очень неплохо. Но если вы настроились раскрыть с его помощью загадки первых двух сезонов сериала - обломитесь. Если настроились на острожютный триллер - тоже. У него даже концовки нет по известным зрителю причинам. Это просто - дневник. 7/10
Кэтрин Валенте. "Сияние". Я очень долго ждал эту книгу, однако, пожалуй, остался разочарован. Посвящение Голливуду 30 - 40-х годов, и вместе с этим - трогательное посвящение дочери любимому отцу. Избыточно многословное, составленное из отрывков кинолент и газетных статей - предполагается, что читатель сам сложит их в связанную историю. Карамельное и сказочное - и это не тот род сказок, о которых я упоминал в начале, это сказки для девочек о розовых плюшевых единорогах. К сожалению, подозреваю, таков фирменный стиль писательницы. Ну а об изнанке классической Фабрики Грез я предпочту прочесть в "Каньоне Холодных сердец". 6/10
Стивен Кинг. "Мизери". Перечитал, отличное чтиво для самоизоляции и один из лучших романов Кинга. Кажется, у этого писателя вообще все лучшее, когда он оставляет мистику. 10/10
Дэвид Митчелл. "Голодный дом". С высоты "Костяных часов" "Голодный дом" видится мне эдакой елочной игрушкой, подарком фанатам автора к Рождеству. Я не фанат, так что эта повесть (для романа у нее слишкой маленький формат и по количеству страниц, и по количеству вместившихся смыслов) показалась мне неудачной попыткой хорошего мейнстримного автора написать историю в жанре ужасов. Она не работает. 5/10
Дэвид Митчелл. "Костяные часы". Вот и тот самый большой роман Митчелла, в котором тот попытался представить устройство своей литературной вселенной. Мне она безынтересна, но даже в отрыве от нее книгу просто увлекательно читать. Вроде ни о чем, а пока читаешь, не оторваться - эффект, как от "Ка", наверное, только если тот роман брал культурными отсылками, то этот - ощущением чистой классической прозы. 8/10
Михаэль Энде. "Бесконечная книга". Перечитал. Философский роман для всех возрастов. Я читал его еще десять лет назад, утащив у отца, которому подарила подруга, а теперь нашел в том самом, правильном переводе в электронной версии. По окончании книга вызывает желание встать и кого-нибудь обнять. Экранизация передает ровно половину ее очарования. 10/10
Михаэль Энде. "Момо". Сказка о потерянном времени для современного поколения. Хотя написана, между прочим, в тех же семидесятых годах прошлого века, что и "Бесконечная книга". По сравнению с magnum opus Энде у нее есть существенный минус - она все-таки для детей. Суматошный темп и карикатурные злодеи-гангстеры - из всего этого я уже вырос. В то же время, ее хочется раздирать на цитаты даже больше. Что ни диалог с Момо, то откровение. 7/10
Стивен Кинг. "Противостояние". Очередное чтиво для самоизоляции. Начинается оно за здравие, а заканчивается за упокой. Ничего особенного никогда от романа не ждал - и, в общем, не получил. Самое лучшее в книге - это ее первая половина с хроникой эпидемии и человеческими судьбами. Маленькие истории маленьких людей - это Кингу во все времена удавалось лучше всего. Дальше начинается настолько типичный постапокалиптический боевик, что аж песок на зубах скрипит. И одно из худших решений - это написать часть глав от лица главного злодея, в результате чего тот из Антихриста моментально превращается в средней руки колдуна, теряя весь свой зловещий шарм.
Если искать в "Противостоянии" какую-то серьезную идею, например, религиозную, то лучше прочесть написанную пару десятков лет спустя "Безнадегу" - она в этом плане роман существенно более захватывающий и законченный. 5/10

итоги, литература

Previous post Next post
Up