Просто хороший роман.
Шесть глав, шесть историй, проводящих читателя сквозь время, персональное время Холли Сайкс - от, пускай озаренной невзгодами, но все-таки солнечной юности, к неспешному старческому существованию на закате цивилизации. «Костяные часы» - громадное полотно, сплетенное из историй и человеческих судеб; в их коротких микросюжетах, в детально прописанных персонажах и их взаимоотношениях, скрывается главная прелесть романа. Журналист, одержимый съемкой войны в Ираке и разрывающийся между работой и семьей. Вертящий финансовыми аферами богатый социопат, который неожиданно для себя застревает в горах в Швейцарии. Психиатр, ведущий двойную жизнь и вовлеченный в дела, о которых простые смертные и помыслить не могут. Писатель, переживающий кризис. И все они так или иначе оказываются связаны личностью Холли Сайкс, которая когда-то однажды летним утром, поругавшись с родителями, собрала сумку и ушла из дома навстречу самому большому в ее жизни Приключению.
Из недостатков: собственно, сквозная сюжетная линия, связывающая все истории воедино. Та из глав, которая подробнейшим образом ее раскрывает, расставляя точки над «i», не заслуживает времени, которое тратится на ее прочтение и - наверняка - было потрачено на ее сочинение. Проблема в том, что Митчеллу позарез нужна собственная литературная вселенная. Но как объединить твои произведения, если герои их живут и действуют в разное время? Вот эта глава и объясняет, как.
Помимо этого, описание извечной борьбы хорологов с анахоретами уныло чуть менее, чем полностью. Когда же доходит до действия, последнее напоминает книжки Роулинг о Гарри Поттере. Весьма странно читать подобное в контексте всего романа, который в остальном вполне реалистичен и, повторюсь, на уровне вложенных сюжетов очень «вкусен».
Так что - нет, я попрошу считать «Костяные часы» романом не о «борьбе Бобра с Козлом», а о людях, тех самых «костяных часах», что, кажется, лишь отсчитывают свое время до кончины. И нет, им совсем не обязательно быть избранными, как Холли Сайкс, чтобы когда-нибудь сыграть ключевую роль в судьбе Мироздания. Им достаточно просто быть.
Митчеллу все-таки далеко до Мартина Эмиса, коего он очевидным образом выписывает в образе Криспина Херши, «анфан террибля британской словесности». У него отлично удается «в стиль», но рассказывает он сугубо развлекательные, приключенческие вещи. Так и «Костяные часы» - большое путешествие по человеческим судьбам, прекрасное в деталях, если не отвлекаться на что-то большее. Даже наивность некоторых персонажей, вроде Хьюго Лэма, придает ему какого-то детского очарования, уюта. Эдакая классика для приятного и необременяющего чтения холодными зимними вечерами. А по окончании, перелистывая последнюю страницу, мысль только одна: «просто хороший роман».
Так и запишем.
https://rheotu.wordpress.com/2020/11/07/%d0%b4%d1%8d%d0%b2%d0%b8%d0%b4-%d0%bc%d0%b8%d1%82%d1%87%d0%b5%d0%bb%d0%bb-%d0%ba%d0%be%d1%81%d1%82%d1%8f%d0%bd%d1%8b%d0%b5-%d1%87%d0%b0%d1%81%d1%8b/