Однажды в маленьком американском городке начала твориться всякая чертовщина. Чокнутый ямаец, вооруженный загадочным «соевым соусом», распахнул портал в Ад, и оттуда полезли жуткие твари. И только Дэйв и Джон, невольно вляпавшиеся в это дело, кажется, способны разобраться в творящемся вокруг них безумии и навести порядок…
«В финале Джон умрет» - развеселый трэшовый хоррор, более всего ассоциирующийся с американскими подростковыми ужастиками восьмидесятых-девяностых годов: хлещущая через край кровища, идиотские и зачастую туалетные шутки, и компашка молодежи, в пьяном угаре носящаяся то за монстром, то от него. Чтиво, на взгляд непосвященного, мусорное, но, думается, лишь до той поры, пока непосвященный не откроет книжку. Которая увлекает уже с первых страниц - собственно, для того, чтобы понять, за что роман нравится другим людям и может понравиться вам, достаточно прочитать историю с топором и следующую за ней контрольным - с мясным монстром. Дэвид Вонг с ходу показывает себя мастером слова, остроумно выстроенных диалогов и ситуаций.
Читая его роман, то и дело срываешься, чтобы выписать себе очередную цитату на память. Про громилу с пришитой леской головой, про спрятанный в Коране пистолет и игру в хоккей на приставке… Порой кажется, что читаешь литературный эквивалент Тарантино; помимо «мозаичности» повествования, которое как бы складывается из множества историй, роднит их то, что юмор Вонга так же строится на абсурде, отсылках и жизненных ситуациях. Автор - как тот ямаец на вечеринке, заглядывает тебе в лицо и, посмеиваясь, предлагает вспомнить последний снившийся сон, а ты невольно ведешься и понимаешь, что у тебя начинает съезжать крыша. В самом хорошем смысле этого выражения.
И все эти летающие собаки и телефоны, сделанные из хот-догов, в рамках заданных правил игры оказываются на удивление логичными.
Нельзя не сказать нескольких слов и об отсылках, или вернее, признании в любви жанру в целом. Начинался «В финале Джон умрет» как серия отдельных рассказов из жизни Джона и Дэйва и их борьбы с нечистью, написанных гиком для таких же, как он, гиков в Интернете. Потому кажется, здесь собраны буквально все популярные сюжетные ходы фантастического жанра. В своем произведении под соусом классического «что-то страшное творится в маленьком городке» Дэвид Вонг ухитрился подать темы и параллельных миров, путешествий во времени и лавкрафтианского «космического ужаса», похитителей тел и «людей в черном», и много чего еще - и все это движется и работает в романе, как четко отлаженный механизм. Не удивлюсь, если соус писателя был тем самым, «соевым».
И портят роман только экшен-сцены. Все-таки Вонг мастер эпизодических зарисовок, но большее ему не дается. Как только начинается очередное сражение с перечислением характеристик очередного невообразимого монстра и чем-то типа «да я ему - ух, а потом он в ответ - ух», то текст мигом скатывается в трэш, достойный пера пятиклассника. Просто туши свет да выбрасывай лампочки. Собственно, о трэше же и разговор? Но читать такое без изюминки скучно. И если к следующему роману трилогии о Дэйве и Джоне Вонг не продвинулся в плане описаний действия, то, боюсь, при всем уважении к его вкусу и любви к деталям, он для меня так и останется автором одной книги.
https://rheotu.wordpress.com/2020/05/01/дэвид-вонг-в-финале-джон-умрет/ P.S. Я так или иначе думаю, что "В этой книге полно пауков: серьезно, чувак, не трогай ее" окажется послабее, ибо по отзывам прочитавших, там уже одна сюжетная линия вместо мозаики множества, а то было одной из зацепивших меня фишек.
P.P.S. Вместо буктрейлера:
Click to view
Сегодня буду пересматривать. Из книги выкинули порядка трети, но это все равно тот случай, когда экранизация идеально соответствует первоисточнику.