Нил Гейман. "Звездная пыль".

Jan 28, 2016 22:43

В моем случае знакомство со "Звездной пылью" началось с экранизации Мэттью Вона. История деревеньского паренька Тристрана Торна, отправляющегося ради возлюбленной на поиски упавшей звезды в Волшебную страну, захватила меня своей непосредственностью. Мне открылся мир, который был не чужд иронии над самим собой - и это делало его куда более реальным, чем пафосно-напыщенные фильмы в жанре "фэнтези". Естественно, я положил себе зарок добраться и до сказки Нила Геймана, и, памятуя о том, что первоисточники оказываются, как правило, на порядок лучше их экранизаций, предвкушал, какое волшебство меня ждет в книге. Увы, в моем случае, видимо, сработал синдром завышенных ожиданий.

"Звездная пыль" очень здорово начинается. Эти моменты, когда Гейман вводит нас в мир деревеньки Застенье, мир уютный и наполненный предчувствием чуда, рождающегося тут же неподалеку, обстоятельно и вкусно знакомит со всеми главными и второстепенными действующими лицами - персонажами мира людей... Все это счастье, не омрачаемое практически ничем, длится аж целых две главы, а потом повествование внезапно резво пускается в галоп и сказка сменяется экшеном.
Самая большая проблема "Звездной пыли" - неровность повествования. Тонкая стилизация под классические сказочные истории безжалостно ломается - беспорядочными погонями, вызывающими ассоциации с голливудскими боевиками, современным сленгом героев, пошлыми сценками и внезапной кровавой баней. Пошлые сценки автор сам оправдывает на страницах книги: дескать, похабные сюжеты, были и будут и народном фольклоре всегда. И понятно, что самые старые сказки были и самыми кровавыми. Но с другой стороны, в "Звездной пыли" вот этого "самого" и нет. Указанные эпизоды просто-напросто не вписываются в общий лирический контекст. Такое ощущение, что Гейман вставил их сюда лишь затем, чтобы набить себе дополнительных очков в глазах читающей его аудитории.

Местами отчетливо кажется, что в сказании о приключениях своего Иванушки-дурачка писатель пытается вывести эдакую "сказку сказок", в которой обретают свое пристанище и Кэрролл, и персонажи английских народных песенок, и герои мифов и преданий. Но это, опять же, вшито в историю таким редким пунктиром, что под конец теряется во всеобщей какофонии.

Но самое грустное в "Звездной пыли" то, что когда ты только приноровился к ней и полюбил книгу - как любят легкое и развлекательное массовое чтиво - она внезапно заканчивается.

"Звездную пыль", увы, не сравнить ни с чудесной постмодернистской сказкой "Последний единорог" Бигла (на поле которого пытается играть автор), ни с рассказами самого Геймана, которые смотрятся на фоне "Пыли" куда более цельнее и законченнее. Безусловно, Гейману удалось продумать мир и населить его интересными, колоритнейшими персонажами, но вот что делать со всем этим богатством, свалившимся с небес к нему в руки подобно красавице Ивэйн, он явно не понимает.

хотели как лучше?, мои обзоры, весь мир - театр, литература, грустное, сказка

Previous post Next post
Up