Странная и противоречивая история любви, переходящей в одержимость. Петя - кукольник, дающий представления вместе с Лизой. В этих спектаклях она играет роль куклы - а влюбленный Петя - ее творца. И постепенно Петя настолько входит в роль, что окончательно забывает о том, что кукла его - живая.
Лично для меня "Синдром Петрушки" получился, скорее, не благодаря, а вопреки. Скучноватый трейлер едва не обрушил мои ожидания, продемонстрировав маловразумительную мелодраматическую нарезку. Так что после него фильм я собирался смотреть уже скорее для галочки - просто потому что решил заранее, потому что история кукловода и его куклы таит в себе множество универсальных сюжетов, тех, по которым истосковалась душа. И просто хотелось увидеть двух любимых актеров российского кино в одном кадре.
И - волшебство, не иначе - увидел, дождался всего, что хотел. Пускай и не в той мере. Да, до законченной философии "Быть Джоном Малковичем", которая сводила суть человеческого бытия к превращению людьми друг в друга в кукол, фильму далеко как до Луны. Да, Миронов, хоть и честно отработал, но сыграл своего персонажа в каком-то смысле лишь наполовину; его Петенька-Мартын - моральный урод и просто психически больной человек с самого раннего детства, которому совершенно не хочется сопереживать - так какой же это тогда герой? А ведь в финале выбора для зрителя не оставят: "Синдром Петрушки" - это и его история тоже, а не только одной бедной Лизы. Да, за исключением пресловутого открытого финала, думать тут особо не придется - в свое время все зрителю разжуют и положат в рот. И да, даже сюда ухитрились протащить сло-мо, этот бич современного российского кинематографа!
И тем не менее, и тем не менее...
Это какой-то очень тонкий фильм, где главное - чувства, а не логика. Где главное - странные любовные акты, разыгрываемые героями на публику, их страсть, которую невозможно выразить словами. Куклы, какие восхитительные куклы. А какая атмосфера! В фильме совершенно не чувствуется ничего "российского" - ни сумрачной чернухи (хоть и безысходен от начала и до конца), ни разухабистого телешоу. Он как-то особенно по-европейски легок. Он совершенно "не по-российски" многословен и многослоен - тут и старинная готическая легенда, и попытка притчи (да, повторюсь, с лучшими образцами, увы, не сравнить), и классическая история болезни, и простая мелодрама, и все это так ловко слито воедино, что просто диву даешься.
Он очень условен.
Но главное для меня здесь - это люди. Хаматова, Хаматова и Миронов, именно в таком порядке; то как она играет, как играют они вдвоем, парой, какая на экране возникает энергия. Или я просто оказался прельщен магией копны рыжих волос? Или просто радуюсь тому, что не подтвердились худшие мои опасения? В общем, в этот раз я, наверное, я буду как никогда необъективен и глуп, но предпочту закрыть глаза на недостатки этого фильма, дабы помнить о его достоинствах.
8/10.