"Сияние", 1980

Jun 22, 2015 21:21

На выходных я пытаюсь спасаться от жары тем, что смотрю кино, в котором так или иначе есть кусочки холода. В субботу это был "Портрет малышки Козетты", в воскресенье - "Сияние" Стенли Кубрика. Напишу о втором.

В горный отель "Оверлук" устраивается смотрителем на зиму писатель Джек Торранс с семьей. Отель, построенный на месте старого индейского кладбища, имеет дурную славу: прошлый смотритель не выдержал испытания стенами отеля и порубил всю свою семью на куски топором. Однако Торранса, вознамерившегося в тихой обстановке написать новый роман, такие вещи не пугают - он же писатель - черт возьми, писатель, а не какой-то там плаксивый мальчишка!
И тем не менее история грозит повториться вновь. Отель "Оверлук" не отпускает так легко своих постояльцев.








В романе Кинга во главу угла ставились переживания ребенка, на глазах которого спивающийся отец превращался в зверя. И автора, негативно отнесшегося к экранизации своего "Сияния", понять, в принципе, можно: практически весь психологизм романа Кубрик выкинул, а главным героем сделал не людей, а сам отель, поглощающий, кажется, одними лишь громадными пустыми интерьерами холлов, лабиринтами бесконечных коридоров и зеркальным их отражением в форме замерзшего лабиринта живой изгороди. На отель работает в этом фильме все - и операторская работа, и безумная цветовая гамма, лишь чисто формально намекающая на "индейские" корни этих мест, и напряженная музыка, наполняющая самые безобидные, казалось бы, сцены - вот отец беседует с сыном, вот писатель работает над рукописью - пульсациями тревоги; Кубрик медленно накапливает напряжение для того, чтобы в финале разорвать его истошными криками ужаса.
Для меня "Сияние" - не формальный фильм ужасов, а своего рода киноэксперимент из области манипуляции сознанием. Еще в самом начале режиссер расставляет фигуры на доске таким образом, чтобы мы исподволь приняли правила игры: вот герой Николсона, чьи глаза так и лучатся неприкрытым безумием, вот его жена с лицом замордованной домохозяйки и сын, разговаривающий сам с собой - главные действующие лица драмы, которая, кажется, уже разыграна в наших головах; вот нас впервые знакомят с интерьерами отеля - и мы уже гадаем, как будет смотреться пятно крови на покрытом сложным геометрическим узором ковре, - словом, паззл сложен заранее, но, возможно, едва ли не главный ужас истории заключается в том, что зритель не довольствуется готовой кошмарной картинкой, а остается смотреть фильм.
Сейчас меня посетила парадоксальная мысль - быть может, фильм Кубрика не только об отеле по ту сторону экрана, но и о зрителе по эту? Что бы еще заставило маститого режиссера, автора "Заводного апельсина", "Лолиты" и "Космической одиссеи" снизойти до столь "низкого" жанра ужасов?

Да, повторюсь, разочарованного в свое время экранизацией "Сияния" Кинга понять можно. Но с другой стороны, мир, осчастливленный одной лишь только богомерзкой экранизацией "Сияния" со Стивеном Вебером, был бы куда более пресен.
10/10.

Ну и для эстетов - пересказ "Сияния" в формате 8-битной аркадной игры. Естественно, содержит спойлеры!

image Click to view

мои обзоры, арт, кино, восхищение граничащее с безумием, шок, versus, horror, психоз

Previous post Next post
Up