После истории с убийством и воскрешением Аркадия Бабченко, многие либералы его разлюбили. История действительно очень неоднозначная, да и тексты его во многом спорные (хотя бесспорного там, на мой взгляд, всё-таки больше), но я всё равно продолжаю его читать с большим интересом. Одна мысль, которую он постоянно муссирует, меня в последнее время тоже сильно занимает. Об этом пишет не только он, конечно, но он пишет наиболее, как бы это сказать, экзальтированно, и его слова запоминаются лучше. Он пишет об ответственности, как минимум моральной, за то, что сегодня творит российский режим как у себя в стране, так и за её пределами не только т.н. "ватников", но и оппозиционных либералов. Сейчас ситуация дошла до такой точки, что просто быть несогласным, голосовать против Путина, ходить на оппозиционные митинги и т.п. недостаточно. Надо либо тащить покрышки на улицы, либо уезжать. Если ты этого не делаешь, то даже при всём своём несогласии, ты становишься частью системы, ты её поддерживаешь хотя бы тем, что платишь налоги, часть из которых идёт на войну, на спецслужбы, на коррупцию и так далее.
При этом Бабченко проводит здесь аналогию с Третьим Рейхом. Ведь в тридцатых годах тоже было много людей, которым не нравился Гитлер, которые на выборах голосовали против него. Но в 45-м это мало кого интересовало, расплачивалась вся нация без исключения. Я знаю, сравнение с Германией многим не нравится, но здесь я склонен с такой аналогией согласиться. Безусловно, разница между сегодняшней Россией и Германией 30-х годов, равно как и СССР, есть, но эта разница количественная, но не качественная. А суть режимов одна - насаждаемое государственной машиной единомыслие и - ключевая вещь - караемое отклонение от этого единомыслия. Раньше карой были лагеря и расстрелы, сейчас в большинстве случаев это увольнение с работы, перекрытие карьерного роста, невозможность ведения бизнеса и тому подобное. Да, конечно, разница. Но качественная основа та же. Кстати говоря, страх потерять социальный статус и устоявшееся материальное благополучие зачастую работает гораздо эффективнее страха потерять жизнь или свободу. Так что сравнение вполне правомерное.
Дело тут не в Бабченко как таковом, он для меня совсем не гуру, но эта мысль - об оппозиции как части всей системы и о её ответственности - она существует сама по себе, и с ней надо разобраться. Мне это интересно и по личным причинам - если бы я в своё время не уехал, то сейчас я бы был одним из тех самых людей, к которым непонятно как относиться. Ставить им в вину то, что они не способны построить баррикады или восхищаться тем, что они не боятся пойти на несогласованный митинг?
Я уверен, что многие их них произносят внутри себя примерно такой монолог. "Ну да, я прекрасно вижу, что эти белые шарики, петиции, порча бюллетеней на выборах, посты в фейсбуке и прочая такая лабуда ни к чему не приведут. Ничего мы так не изменим, это ясно, и делаю я это всё только для очистки совести. Но ни на что большее я не пойду. Ни в тюрьму, ни в эмиграцию. Потому что это значит обречь себя и свою семью на нищету." Можно ли обвинять такого человека? Можно ли на него вешать ответственность?
Я убеждён в том, что нельзя никого попрекать неспособностью броситься на амбразуру, и часто об этом раньше писал. Готовность пожертвовать собой (ладно бы еще только собой, а ещё своими близкими), риск, личное мужество - это не норма, это исключение. Вот тот же Бабченко решился переломить свою судьбу, рискнуть, чем это всё ему потом обернётся, ещё большой вопрос, и я представляю, как ему было страшно (здесь я совсем не имею в виду операцию СБУ). Оставляю за скобками вопрос о том, со знаком плюс или минус его выбор, но в любом случае я очень уважаю людей, которые способны на подобный поступок. Просто из своих убеждений, пусть даже из идеалистических представлений они готовы ломать свои судьбы, даже подставлять свои жизни опасности. Но нельзя этого требовать от всех.
Самое адекватное определение для таких людей - это заложники. Вот представьте - террористы взяли вас в заложники, что можно сделать? Ну, можно броситься на террористов с голыми руками, можно попытаться от них сбежать, но с большой вероятностью вас просто убьют. Может быть, это будет красиво и пафосно, но имеет ли это большой смысл? Можно ли обвинять заложников в том, что они оказались в заложниках? Можно ли им ставить в вину то, что они сами не бросаются на террористов? По-моему, ответ очевиден. И это нормально, что заложники просто сидят и ждут, когда их освободят. Заложникам можно сочувствовать, но упрекать их, вешать на них ответственность - нет.
На этом можно было бы и закончить эти рассуждения, но тут начинается самое интересное. Там где заложники, там и стокгольмский синдром. С террористами мы в повседневной жизни не сталкиваемся, но практически каждый из нас становился заложником той или иной неприятной жизненной ситауции. Ну вот ничего нельзя сделать, можно сделать только хуже, единственный выход - смириться и перетерпеть. Это бывает тяжело, но любая такая ситуация рано или поздно заканчивается. А вот то, о чём здесь идёт речь - это на всю жизнь. Умные люди понимают, что если даже Путин на следующей неделе умрёт, ничего принципиально не изменится. Придётся ощущать себя заложником всю жизнь. Это значит постоянно оглядываться, постоянно контролировать себя, ограничивать, знать, что ты не свободен. Психологически это тяжело, особенно для людей с развитой рефлексией. Это давит. Так можно прожить неделю, месяц, ну пару лет, надеясь, что потом что-то изменится. А вот когда ты понял, дошло наконец, что нет, ничего не изменится?
Вот тогда начинается. Ну да, коррупция всюду, но это у нас общество такое, я к этому отношения не имею, я просто делаю своё дело и никуда лезть не хочу. Ну да, зря конечно в Донбасс попёрлись, но Крым-то всегда был российский! Ну да, у нас в стране демократия ненастоящая, но на Украине-то вообще фашизм! Ну да, внешняя политика у нас не ахти, но ведь Англия с Америкой испокон веков нам подлянки строили, они ведь на самом деле хотят нас задушить! Ну да, Путин совсем не мой идеал, но кто ещё-то, все остальные совсем клоуны!
Фразы из предыдущего абзаца - это не мои фантазии, это почти дословные высказывания разных моих знакомых, людей образованных, в том числе кандидатов-докторов, которых никак нельзя отнести к т.н. "ватникам", которым не нравится очень много, что происходит в стране, которые по большому счёту понимают что к чему. Вот тем не менее. Так жить легче. Откинувшись в кресле, посмотрев задумчиво в потолок произнести снисходительным тоном "ну знаешь... это не всё так однозначно..." Нет, друзья мои, совершенно однозначно, а неоднозначность нужна для того, чтобы спрятать за неё свой страх, а зачастую - уж будем говорить откровенно - свою трусость и малодушие. Вообще вопрос про однозначность, он сейчас просто краеугольный. Именно по нему сейчас проходит главный водораздел. Не по Путину (за или против), не по Крыму (российский или украинский), а по однозначности.
Возвращаясь к началу - так что, следует ли как-то винить этих людей, заложников, которые заложниками себя ощущать не хотят? Ответа у меня нет. Я лично вообще не склонен винить даже т.н. "ватников", если они искренние. Да, есть подонки и мерзавцы, которые сознательно творят зло, в основном из чисто меркантильных соображений, но их мало, и я таких лично не встречал (ну, точнее, почти не встречал). Они достойны презрения. Остальные - по своему тоже заложники, заложники своих представлений, убеждений, своего кругозора. Они тоже люди, которые имеют право жить, как они считают нужным. Я писал раньше и хочу повторить ещё раз, хотя многим это не понравится - не надо никого винить, не надо никого переубеждать, не надо ни с кем бороться, это бессмысленно и бесперспективно. Их гораздо больше и правильно будет просто оставить эту страну им. А несогласные - увы - останутся у них в заложниках, если сами не сумеют выбрать себе другую судьбу.